Предпрофильная подготовка
Образовательная система специализированной подготовки личности к решению одной из жизненно важных проблем – самоопределению школьников при завершении основного общего образования, связанного с выбором будущего профессионального образования. предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и ориентационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения. Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную? Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы. Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования. Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования. Основными составляющими предпрофильной подготовки являются: · Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения. · Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения. · Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети. · Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом. · Задачи и цели предпрофильной подготовки: · - выявление интересов и склонностей, способностей старшеклассников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля; · - оказание психолого- педагогической помощи в приобретении учениками представлений о жизненных, социальных ценностях; · - развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; · - формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: с учащимися, с учителями, с родителями. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильного обучения: · - пропедевтический ( при завершении обучения в 8 классе)- выявление образовательного запроса учащихся; · - основной ( в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; · - завершающий (при окончании 9 класса) оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. На пропедевтическом этапе осуществляется: · - презентация « образовательной карты» территории; · - предварительная диагностика образовательного запроса старшеклассников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. · Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки. На основном этапе предусматривается: · - обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; · - организация процедур психолого-педагогической диагностики самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; · - анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения учащимися. На завершающем этапе: · - реализуются «пробы выбора профиля обучения», а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля; · - используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля. Целесообразно, чтобы в ранжировании ( «взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации. При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения. Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать: · - выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования; · - представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения; · -информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения. · Сопровождение предпрофильной подготовки , осуществляемой школой: · - мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору; · - анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; · - контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; · - организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. Функции классных руководителей по реализации предпрофильной подготовки. · - Организация процесса информирования учащихся и родителей о создаваемой системе профильного обучения; · - Координация деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-х классов; · - Организация учащихся на участие в различных мероприятиех по сбору информации для « портфолио»; · - Консультирование учащихся по вопросам выбора профиля обучения; · - Анализ и оценка результатов. · Исходя из вышеперечисленных функций, определим деятельность классных руководителей по предпрофильной подготовке учащихся. Примерными критериями готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать: · - выраженность ценностных ориентиров, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования; · -представленностью индивидуально выраженной цели профильного обучения; · - информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; · - Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных а профильном обучении. Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |