Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семейные ценности, традиции



2019-08-13 206 Обсуждений (0)
Семейные ценности, традиции 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение примера родителей в воспитании подростков. Родительские роли. Образ жизни семьи. Семейные ценности и традиции. Преемственность поколений. Бабушки и дедушки в жизни подростка. Презентация своих семейных традиций. Факторы риска, факторы защиты, факторы развития, факторы успеха.

Форма проведения занятий: деловая игра.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.- М.-2004.

3. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершиловского. – СПб., 1996.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.- 1998.

5. Поликарпова Т.Н. У тебя есть дом. Ред. – сост. Э.М. Черепахова. – М., 2002.

6. Ребенок и семья: Хрестоматия [Ред.-сост. Д.Я. Райгородский]. – Самара.- 2002.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

9. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995.

10. Шнайдер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна.- СПб.-2003.

 

3.7.3. Рекомендации по ведению занятий

 

Первое занятие «Учимся мыслить критически» желательно провести как практическое занятие с использование анкет или тестов из Приложения для определения родительской эффективности в воспитании ребенка. Выбор анкет или тестов определяется при адаптации программы на контингент родителей.

Главная задача занятия – научить родителей критически анализировать методы воспитания, стили воспитания, выполнение родительских ролей. Важно расширить границы понимания родителями индивидуального подхода в воспитании ребенка. Важно акцентировать внимание на гибкости родителей в выборе стилей и методов воспитания для улучшения детско-родительских взаимоотношений. Например, можно задать следующие вопросы для обсуждения: «Какой педагогический стиль Вы чаще всего применяете в воспитании своего ребенка?», «Является ли он наиболее приемлемым для него?», «Достигаете ли Вы цели воспитания с помощью этого стиля», «Удается ли Вам справляться с непослушным поведением Вашего ребенка с помощью этого стиля?» и т.д.

В процессе обсуждения важно выделить факторы рискованного педагогического стиля родителей и факторы развития родительской эффективности. Возможно проведение разбора реальных ситуаций воспитания с рекомендациями эффективного поведения родителя с учетом индивидуальности ребенка. Можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи педагогические стили воспитания и критически проанализировать эффективность воспитательных воздействий на ребенка каждого взрослого члена семьи.

Второе занятие «Учимся понимать подростка» можно провести как практическое занятие с элементами ролевой игры. Важно познакомить родителей с различными приемами установления контакта, в том числе активного слушания и телесно-ориентированного контакта. Особое внимание следует отвести умению слушать и слышать ребенка. Можно воспользоваться материалами из Приложения по техникам активного слушания. Желательно предложить родителям вспомнить ситуации, в которых они затруднялись в понимании своего ребенка. Эти ситуации можно разыграть, как ролевую игру, и проанализировать не эффективное и эффективное общение.

При анализе необходимо акцентировать внимание на возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, которые требуют гибкости в общении от родителя. Важно выделить: факторы риска от непонимания родителем переживаний и мотивов поведения подростка; факторы защиты ребенка от необдуманных поступков; факторы развития и укрепления детско-родительских взаимоотношений; факторы успеха в совместном преодолении сложностей адаптации и социализации.   

В конце занятия важно подвести итоги и получить обратную связь от родителей. Необходимо задать следующие вопросы: «Что полезного для себя они извлекли из занятия?», «Что нового они узнали на занятии?», «Как они будут использовать полученные знания и умения в своей семье?», «Совершали ли они ошибки в понимании ребенка?», «Что самое важное они поняли для себя в ходе занятия?» и т.п. Можно дать домашнее задание: дома попробовать использовать техники активного слушания на членах семьи и проанализировать результаты, сравнить их с результатами обычного общения и записать на листочке для себя выводы.

Если в процессе занятия выявляются специфические сложности у отдельных родителей с пониманием ребенка, педагог-психолог может предложить им придти на индивидуальные консультации. 

Третье занятие «Учимся помогать подростку» является логическим продолжением предыдущего. Можно его провести, используя активную форму занятия «мозговой штурм». В начале занятия необходимо обсудить домашнее задание и дать возможность родителям поделиться впечатлениями о его выполнении. Далее можно подвести итоги домашнего задания и акцентировать внимание родителей на том, что каждый из них помогает ребенку входить в мир, а ребенок принимает помощь только тогда, когда знает, что родитель его понимает.

Для «мозгового штурма» можно дать следующее задание: «Когда необходимо помочь ребенку?». Родители придумывают как можно больше ситуаций помощи. Например, помощь в учебе, помощь в проведении свободного времени, помощь в общении со сверстниками, помощь в выборе форм поведения и т.д. Далее можно обсудить каждую ситуацию с точки зрения необходимости, желательности или нежелательности помощи. Важно акцентировать внимание родителей на том, что помогать подростку не означает делать за него, думать за него или решать за него. В то же время, помощь необходима во многих ситуациях, т.к. подросток растет, развивается и от помощи родителей зависит дальнейшее его становление как личности.

При подведении итогов занятия важно выделить факторы риска от отсутствия помощи со стороны родителей. Далее - факторы защиты ребенка от девиаций при своевременной помощи родителя. Следует подчеркнуть факторы развития личности подростка при осуществлении помощи и факторы успеха становления личности. В заключение можно дать домашнее задание родителям: написать на листочке в столбик трудности своего ребенка и затем продумать и написать виды своей помощи к каждой трудности. Возможно последующее обсуждение видов помощи с ребенком для реализации в жизни.

Если в процессе занятия выявляются специфические сложности у отдельных родителей с подростком, педагог-психолог может предложить им придти на индивидуальные консультации. 

Четвертое занятие «Подросток дома один» по своему содержанию является широким, поэтому конкретизация темы определяется при адаптации программы к контингенту родителей. Например, на нем могут обсуждаться вопросы, связанные со свободным временем ребенка, с уличными друзьями, взаимоотношениями с братьями и сестрами, интересами и увлечениями. Для активизации можно дать родителям задание на «мозговой штурм», например: «Что делает ребенок дома один?», «Чем занимается ребенок на улице?», «Какие интересы удовлетворяет ребенок в свободное время?» и т.п. Важно предоставить возможность родителям дать как можно больше вариантов занятий своих детей для того, чтобы они погрузились в проблему.

Далее можно попросить родителей систематизировать результаты «мозгового штурма» в зависимости от того, что получилось. Например, по направлениям занятий: полезное или бесполезное, конструктивное или деструктивное, по интересу ребенка или бессмысленное, активное или пассивное и т.п. При обсуждении результатов систематизации важно акцентировать внимание родителей на домашние условия формирования интересов и активности в занятиях детей. Необходимо выделить факторы риска пассивного и деструктивного времяпровождения детей, ведущих к девиациям. Факторы развития детей – полезное времяпровождение ребенка дома в отсутствии родителей. Факторы защиты – планирование этого времени ребенка, инструктирование и последующий контроль. Факторы успеха – формирование культуры проведения свободного времени и интересов ребенка.

В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: обсудить с взрослыми членами семьи ход и результаты занятия, продумать и реализовать в семейной жизни полученные знания.

Пятое занятие «Непослушный подросток. Трудности воспитания» необходимо провести в три этапа. Сначала можно обсудить в группах в форме «мозгового штурма» следующий вопрос: «Какие трудности у Вас возникают в воспитании подростка?». Затем можно дать задание на систематизацию трудностей и выделение типичных. На втором этапе можно дать следующий вопрос для обсуждения: «Как Вы думаете, с чем связано возникновение каждой из трудностей?». Т.е. родителям дается возможность объяснить каждую трудность либо стилем воспитания, либо методом воспитания, либо незнанием особенностей своего ребенка, либо своей родительской некомпетентностью и т.д. Важно, чтобы родители самостоятельно попытались объяснить, почему у них возникают трудности.

На третьем этапе можно дать следующий вопрос для обсуждения: «Как можно преодолеть каждую из трудностей в воспитании?». Важно, чтобы родители самостоятельно нашли пути преодоления трудностей в воспитании. Можно предложить им в качестве подсказки материал из Приложения по видам воспитания, методам воспитания, стилям воспитания, методам самовоспитания и т.п. При обсуждении трудностей в группах может произойти обогащение знаний неопытных родителей от родителей более опытных и зрелых.

Подводя итоги занятия необходимо выделить факторы риска от несвоевременного решения трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Важно выделить факторы развития родительской компетентности и детско-родительских взаимоотношений и факторы успеха в преодолении трудностей в воспитании ребенка. В заключение занятия можно дать домашнее задание родителям: написать на листочке собственные трудности в воспитании ребенка, затем к каждой трудности написать возможные причины их возникновения. Проанализировав написанное, наметить пути преодоления каждой трудности. Возможно, что не все трудности родитель сможет преодолеть самостоятельно, тогда необходимо обратиться за помощью к педагогу-психологу, классному руководителю или другим специалистам.

Шестое занятие «Девиантное и делинквентное поведение» желательно провести в форме проблемной дискуссии. В начале занятия можно предложить родителям ответить на вопросы анкеты из Приложения, выбираемой на контингент родителей. Далее можно проанализировать ответы родителей и обсудить. Например, правильно ли они понимают девиантное поведение и своевременно ли корректируют поведение своих детей. Далее можно дать информацию о видах, признаках девиантного и делинквентного поведения. Важно развести возрастные (нормативные) особенности поведения, проявляющиеся в акцентуациях и ненормативные, ведущие к патологическому формированию личности.

На проблемную дискуссию можно поставить один из вопросов, например: «Какова взаимосвязь семейного воспитания с отклоняющимся поведением ребенка?», «Как воспитать у ребенка нормативное поведение?», «В чем причины отклоняющегося поведения ребенка?», «Почему у подростков возникают акцентуации характера?» и т.д. Важно, чтобы родители обсудили поставленный вопрос сначала в группе, и нашли определенные ответы, а затем можно продолжить обсуждение со всеми родителями. Необходимо акцентировать внимание родителей на выделение факторов риска, факторов развития и факторов успеха. Например, факторы риска начала проявления у подростка девиантного поведения. Факторы развития – своевременная педагогическая коррекция таких проявлений, а факторы успеха – формирование самостоятельности и ответственности подростка.

Подводя итоги занятия необходимо подчеркнуть, что родители, с одной стороны, могут помочь подростку справиться с трудностями переходного возраста и, тем самым, защитить его от проявления различных девиаций. А с другой - могут и усугубить трудности и спровоцировать девиантное поведение. Поэтому родителям важно обратить особое внимание на стили, методы воспитания и стили общения с растущим ребенком. В заключение можно дать домашнее задание: написать на листочке имеющиеся проявления девиантного поведения ребенка и продумать методы воспитательных воздействий. Можно задуматься и над тем, необходима ли помощь специалиста и нужна ли консультация педагога-психолога.

Седьмое занятие «Созависимость» также можно провести в форме проблемной дискуссии. Желательно пригласить эксперта или консультанта – специалиста, работающего с созависимыми семьями. В начале занятия можно дать информацию о причинах возникновения созависимости, ее проявлениях, видах созависимости, дисфункциональных семьях и характеристиках созависимости. На дискуссию можно предложить один из следующих вопросов: «Как влияют отношения родителей в созависимой семье на ребенка?», «Как преодолеть негативное влияние созависимости на воспитание ребенка?», «Как защитить своего ребенка от влияния зависимости одного из родителей?» и т.п. Выбор вопроса на обсуждение в дискуссии во многом зависит от контингента родителей и выбирается в зависимости от него. Важно понимать сложность выбранной тематики, поэтому педагогу-психологу необходимо проявить особую тонкость, тактичность и гибкость при обсуждении. Поэтому желательно не акцентировать внимания родителей на самой проблеме созависимости, а перенести его на нахождение путей снижения ее влияния на воспитание ребенка.

В процессе обсуждения необходимо обращаться за помощью эксперта для комментария к мнениям родителей. При подведении итогов занятия важно выделить факторы риска, факторы защиты, факторы развития и факторы успеха воспитания ребенка в созависимой семье. В заключении можно дать задание родителям: проанализировать семейные отношения на предмет наличия созависимости и наметить пути снижения ее влияния на воспитание ребенка.

Восьмое занятие «Профилактика аддиктивного поведения»  является логическим продолжением предыдущего занятия. Можно его провести в форме полипозиционной дискуссии. Желательно пригласить в качестве эксперта специалиста в области профилактики наркомании. В начале занятия можно провести анкетирование родителей на предмет отношения их к проблеме наркомании (анкеты в Приложении). Далее необходимо проанализировать результаты анкетирования и обсудить их с родителями. Желательно при обсуждении дать информацию о наркоситуации в РТ и микрорайоне (районе), в котором находится образовательное учреждение, и познакомить родителей с профилактическими программами, которые реализуются на их детях. Необходимо акцентировать внимание родителей и на основных стратегиях профилактики, на которых опираются профилактические программы.

На дискуссию можно предложить один из следующих вопросов: «Как эффективно проводить с подростком профилактические беседы?», «Как можно проводить профилактические беседы с подростком и как нельзя?», «Необходимо ли проводить профилактические беседы родителя с ребенком?» и т.п. При обсуждении результатов работы необходимо акцентировать внимание родителей на маркетинговые стратегии продаж наркотиков и связанные с ними серьезные риски вовлечения подростков к употреблению ПАВ. Поэтому важно убедить родителей в необходимости заниматься профилактической работой.

В заключение занятия важно выделить факторы риска, факторы защиты, факторы развития и факторы успеха в профилактической работе родителей с детьми. Можно дать домашнее задание: написать на листочке факторы риска привлечения ребенка к употреблению ПАВ и к каждому фактору продумать профилактические меры. Второе домашнее задание необходимо дать для проведения следующего занятия: подумать и написать на листочке все хорошее, что есть в ребенке: качества личности, успехи в спорте, учебе, в занятиях в кружках, домашних делах и т.д. Желательно найти дома какие-нибудь поделки ребенка (рисунки, вышивки, поделки, стихи, грамоты и т.п.), которые можно принести на следующее занятие.

Девятое занятие «Мой ребенок лучше всех» можно провести в форме презентации. Родителям выделяется время на то, чтобы они подготовились к представлению достижений своего ребенка. Возможен вариант приглашения детей на это занятие. Необходимо акцентировать внимание родителей на том, что у каждого ребенка есть хоть в чем-то успехи, и у каждого есть положительные качества, которые являются основой для полезных дел. Важно обратить на них внимание для дальнейшего успешного развития личности ребенка. Далее каждый родитель рассказывает о достижениях своего ребенка, показывает результаты его полезной деятельности.

При подведении итогов занятия важно подчеркнуть, что безделье приводит к девиантным формам поведения, не развивает личность ребенка. Поэтому создание условий для проявления и развития интересов ребенка поможет проявиться лучшим качествам его личности. В заключение можно дать домашнее задание: еще раз проанализировать все положительное, что есть в ребенке, написать на листочке свои родительские задачи для дальнейшего развития ребенка.

Десятое занятие «Семейные ценности. Традиции»  можно провести в форме деловой игры. В зависимости от контингента родителей можно дать различные варианты заданий, например: «Презентация семейных традиций», «Семейные ценности – опора воспитания подростка», «Роль семейных традиций в воспитании ребенка», «Роль примера родителей в воспитании ребенка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка», «Образ счастливой семьи» и т.п. Возможно распределение ролей среди родителей, например: бабушки, дедушки, отец, мать, старшие братья и сестра, младшие братья и сестра, другие родственники и т.д. Важно, чтобы в обсуждении и проектировании задания учитывались интересы всех членов семьи, традиции и ценности рассматривались с различных точек зрения.

При обсуждении результатов работы групп важно выделять факторы защиты, факторы развития и факторы успеха устойчивых семейных ценностей и традиций в воспитании нормативного поведения ребенка. Можно обратить внимание родителей на сложности в воспитании ребенка, если в семье имеются противоречивые или «двойные» ценности. В заключение занятия можно пожелать родителям обсудить со старшими членами семьи проведенное занятие и подумать над тем, как практически реализовать в своей семье полученный положительный опыт.

 

3.8. Программа работы с родителями детей группы риска 9-11-х классов для педагогов-психологов

Тематический план занятий

                                                                      

№№ Темы занятий   Кол-во часов
1. Социализация подростка 2
2. Подросток и его друзья 2
3. Любовь и дружба подростка 2
4. Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка 2
5. Конфликты в семье 2
6. Семья и созависимость 2
7. Преодолеваем трудности вместе 2
8. Профилактика аддиктивного поведения 2
9. Ответственность и свобода подростка 2
10. Путь к успеху 2

Содержание тем программы



2019-08-13 206 Обсуждений (0)
Семейные ценности, традиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семейные ценности, традиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)