Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Стилистическая окраска слова. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи



2019-08-13 323 Обсуждений (0)
Тема. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Стилистическая окраска слова. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи 0.00 из 5.00 0 оценок




РАЗДЕЛ 3. СТИЛИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ТЕМА 16. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Практическое занятие 25.

Тема. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Стилистическая окраска слова. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи

Цель:  углубление знанийо стилистике русского литературного языка, функциональных стиля речи.

В результате изучения темы студент должен: знать: понятия «стиль», «стили языка», «функциональные стили речи», «стилистическая окраска языковых средств», «эмоционально-экспрессивная лексика»; разграничить понятия «разговорная речь», «книжная речь», особенности стилистических норм и типы стилистических ошибок; уметь: находить нарушения стилистических норм русского литературного языка; владеть: стилистическими нормами русского литературного языка; способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ОК-5).

Актуальность темы: расширение знаний в области стилистики, стилистических норм.

Теоретическая часть:

В ходе данного практического занятия студент должен

- дать определение понятий «стиль», «стили языка», «функциональные стили речи»; разграничить понятия «разговорная речь», «книжная речь». Следует также рассказать о формировании функциональных стилей русского литературного языка, изложить суть концепции «трех штилей» М.В. Ломоносова; дать общую характеристику функциональных стилей современного русского языка, обратить внимание на взаимодействие функциональных стилей.

- охарактеризовать понятия «стилистическая окраска языковых средств», «эмоционально-экспрессивная лексика»; рассмотреть особенности стилистических норм и типы стилистических ошибок; показать отличие экспрессивной лексики от эмоциональной.

- уяснить, что одну и ту же информацию можно передать разными лексическими средствами, поэтому существует разделение лексики на общеупотребительную и закрепленную за определенным стилем (разговорная и книжная лексика, термины, просторечие).

В ходе подготовки к занятию студент должен помнить и понимать, что лексика русского языка стилистически неравноценна. Одни слова воспринимаются как книжные (интеллект, ратификация, чрезмерный, инвестиции, конверсия, превалировать), другие – как разговорные (заправский, сболтнуть, малость); одни придают речи торжественность (предначертать, волеизъявление), другие звучат непринужденно (работа, говорить, старый, холодно). Об этом следует сказать, раскрывая содержание четвертого вопроса.

- рассмотреть особенности эмоционально-оценочной лексики, рассказать о разновидностях оценочной лексики (слова с ярким оценочным значением (брюзга, допотопный); многозначные слова, получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении (о человеке: змея, слон, шляпа); слова с суффиксами субъективной оценки (сыночек, солнышко, бородища, детина)).

- раскрыть специфику терминологической лексики, указать на отличительные особенности употребления терминов вне научного контекста.

- осмыслить, что канцеляризмами речевые средства официально-делового общения именуются лишь в том случае, когда они употреблены в речи, не связанной нормами официально-делового стиля.

- сказать, что важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли; синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления.

- рассмотреть тождество или близость параллельных, вариантных синтаксических конструкций и установить их различия, обнаруживаемые в смысловых оттенках, в эмоционально-экспрессивной окраске или стилистической дифференциации синонимов.

Далее следует сказать, что словообразовательная синонимия проявляется в области суффиксальных образований (соседний – соседский, ширь – ширина – широта), префиксальных (обогнать – перегнать, выбрать – избрать), конфиксальных (заглавие – заголовок, безлистный – безлистый). Синонимия может быть связана с взаимодействием заимствованных и русских словообразовательных средств: трагизм – трагичность, адаптация – адаптирование. Наблюдается семантическое сближение слов, приводящее к синонимии: каланча – верста – жердь (высокий человек), бездна – воз – вагон – ворох – гора – куча – масса – прорва (очень много), загораться – вспыхнуть (покраснеть). Для этого типа характерна стилистическая маркированность: сморозить – отколоть – отмочить, квашня – кисель – тюря – размазня.

При подготовке к занятию необходимо изучить учебный материал по: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 2. Разновидности речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Вопросы и задания:

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие о стилистике и о стилях русского языка.

2. Понятие о стилистической окраске слова.

3. Функционально-стилевое расслоение лексики литературного языка.

4. Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная.

5. Стилистическое использование оценочной лексики.

6. Стилистическое использование терминов.

7. Стилистическое использование канцеляризмов и речевых штампов.

8. Стилистические функции синонимов.

9. Синтаксическая синонимика.

10. Словообразовательная и морфологическая синонимия.



2019-08-13 323 Обсуждений (0)
Тема. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Стилистическая окраска слова. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема. Стилистика как лингвистическая дисциплина. Стилистическая окраска слова. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)