Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 1046 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте фрагмент из «Поучения Владимира Мономаха». Найдите слова и выражения книжного и разговорного стиля.

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную – это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. <….>

Научись … быть благочестию свершителем, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, … лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

(Перевод Д.С. Лихачева)

Задание 2. Изложите сюжет выбранного вами известного кинофильма от лица:

- писателя, сочиняющего сценарий фильма;

- полицейского, составляющего протокол;

- тележурналиста в репортаже;

- вашего сокурсника.

Задание 3. Установите соответствие между функциональными стилями и характеризующими их особенностями.

1. Художественный 2. Публицистический 3. Разговорный 4. Научный 5. Официально-деловой 1) стремление к единообразию, четкости в выражении понятия; 2) логичная (последовательная и аргументированная), точная, беспристрастная передача информации; 3) непринужденное, без особых забот о литературной правильности речи выражение личного отношения к чему-либо; 4) повествование через систему образов в отшлифованной форме речевого произведения; 5) точное изложение информации по общепринятому стандарту; 6) спонтанность, неофициальность, эмоциональность и использование невербальных средств общения; 7)стандартизированность, клишированность; 8) ослабление норм, незаконченность речевых построений; 9) прямое и призывное, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражение гражданской позиции автора.

Задание 4. Укажите функционально-стилевую принадлежность слов. Выпишите в три столбика научные термины, разговорную лексику, просторечия. Подберите к просторечиям литературные синонимы.

Альтернативный, зорька, парадигма, подпасок, районировать, упорядоченный, припоздать, летучка, экзистенциализм, жадничать, задарма, киношка, споднизу, отсебятина, десятка, гипертекст, водила, префикс, ехай, девчоночка, ядрёный, тута, античность, ейный, конгруэнтный, классицизм.

Задание 5. Подчеркните слова, которые, на ваш взгляд, имеют отрицательный оттенок.

Дорогущий, тема, шарашка, подработка, общага, дыра, кинуть, конкретный, хапнуть, базар, выпендриваться, поляна, тонюсенький, голубушка, нахаляву, бестия, лады, прикол, пахать, показуха, нафуфыриться, гламур, тупить.

Задание 6. Отметьте предложения со стилистическими ошибками.

1) Новое повышение квартплаты заставит отмусоливать деньги в городскую казну не самых богатых, но наиболее законопослушных граждан.

2) В результате применения новой технологии металлов себестоимость изделий уменьшится на 12%.

3) По линии привлечения детей к занятиям спортом классный руководитель моего сына разработал план соответствующих мероприятий.

4) Не обращая внимания на очередь, голубой берет пробился к кассе.

Задание 7. Выделите в приведенных отрывках оценочную лексику. Укажите ее функционально-стилевую принадлежность и стилистическую роль в контексте.

1. Будь я романистом, я сказал бы6 преступления и страсти отметили его чело роковой печатью, – но я не романист и говорю просто: физиономия его была хищна, жалка и изношена; в силу гармонии этих причин она не вызывала никакого доверия к себе (М. Горький).

2. Дом №17 по Перелешинскому переулку не принадлежал к лучшим зданиям Старгорода. Два его этажа, построенные в стиле Второй империи, были украшены львиными мордами, необыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ровно восемь, по числу окон, выходящих в переулок. Помещались эти львиные хари в оконных ключах (И. Ильф, Е. Петров).

3. Был лунный вечер. Остап несся по серебряной улице легко, как ангел, отталкиваясь от грешной земли. Ввиду несостоявшегося превращения Васюков в центр мироздания бежать пришлось не среди дворцов, а среди бревенчатых домиков с наружными ставнями (И. Ильф, Е. Петров).

Задание 8. Сравните различные редакции предложений, выделенных курсивом; укажите функционально-стилистическую принадлежность и экспрессивную окраску слов, употребление которых приводит к смешению стилей. Отметьте наиболее удачные варианты и предложите свои, обосновывая стилистическую правку.

1. Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.

2. То, что у провинциального тренера своя школа, уже блестящий факт. – Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу. – То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, – примечательный факт.

3. За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины. – В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны. – Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи.

4. Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами. – Вкусовые качества воды из крана заметно снизились. – С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса. – Вряд ли кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна. – Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно.

Задание 9. Укажите особенности употребления терминов в газетных текстах.

1. Надо сделать лишь один-два легких нажима баллончика, и целебное облачко эфедрина, как говорят врачи, «купирует» приступ астмы. 2. Глаз у лодки нет. Зато есть уши – гидроакустики. 3. Мы выпускаем также моторовагонные поезда с кремниевыми выпрямителями, короче сказать, «электрички». 4. У нас есть враг, враг сердитый и ненасытный… Враг этот – коррозия, или просто ржавчина. 5. Некоторые наши сотрудники заражены вирусом канцелярщины, сокращенно – вирусом «К». 6. Человек, попадая в новую, совершенно непривычную обстановку, воспринимает все с особой остротой. Меняются события – по синусоиде колеблется настроение. 7. Рецензент заботится лишь о том, чтобы читатель сам мог заполнить собственным содержанием поэтический вакуум в стихах поэта.

Задание 10. Разграничьте случаи использования терминов в прямом и переносном значении; определите их стилистические функции в контексте.

1. Не сердитесь, но вы же талантливый и живой человек, а работаете только на сорок процентов, амортизации боитесь, что ли? (Кетл.) 2. «Настоящие ученые – всегда люди «жесткой фокусировки», – сказал я. – «Жесткая фокусировка» - это когда электроны мчатся в ускорителе, несмотря на большие метания, без уклонений. Энергия их от этого возрастает во много раз» (Ник.). 3. Их было много, людей, считавших министерский кабинет Беловодова чем-то вроде грыжи или аппендикса (Ник.). 4. «Главное, загружай подкорку, – посоветовал на прощание Песецкий. – Вот ты сейчас ходишь с незагруженной подкоркой, только зря время теряешь» (Гран.). 5. Он умел разгонять поток ионов, собирать объемные заряды, сводить электроны в тончайший пучок… Частицы подчинялись ему, он делал с ними, что хотел (Гран.). 6. …Она меня интересует. Чем? Попробую объяснить. Если два вектора ортогональны, их проекции друг на друга равны нулю. Я Галю чувствую по отношению к себе ортогональной. Мы существуем в одном и том же пространстве и даже неплохо друг к другу относимся, но – ортогональны. Сколько раз я пробовала дойти до нее словами – не могу (Грек.).

Задание 11. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочеты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.

1. Тишина надолго прописывается среди поблекших красок художественных фотографий и акварелей, украшающих стены комнаты. 2. Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника. 3. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года. 4. Знания помогли нам стать активными участниками в борьбе за поднятие охотничьего хозяйства на более высокую ступень развития. 5. Настал момент самым серьезным образом решить вопрос о том, каково значение русской псовой борзой в настоящее время. 6. На окружной базе имелись случаи нарушения правил заготовки овощей в вопросах привоза и разгрузки и грубые ошибки в вопросах закладки их на зимнее хранение. 7. Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъема туризма, еще ждут своего решения. 8. В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.

Задание 12 . Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. 3. Кровля была выполнена плохо. 4. С оттепелью придут для нас главные заботы. 5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ. 6. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно. 7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог. 8. Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону. 9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение. 10. С изумлением мы узнавали свою группу крови. 11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться. 12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах. 13. Это препятствие нелегко одолеть. 14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их. 15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

Задание 13. Сопоставьте параллельные конструкции и установите их структурные различия. Какое из приведенных предложений вам кажется наиболее удачным? Обоснуйте свой ответ.

1) Он не смог прийти на тренировку: заболел гриппом. – Так как он заболел гриппом, не смог прийти на тренировку. – Он не смог прийти на тренировку потому, что заболел гриппом. – Заболев гриппом, он не смог прийти на тренировку. – Из-за болезни он не смог прийти на тренировку.

2) Рекомендуют нам вести здоровый образ жизни. – Нам рекомендуют, чтобы мы вели здоровый образ жизни. – Ведите здоровый образ жизни – вот что хочется рекомендовать вам.

3) За чужим погонишься – свое потеряешь. – Коль за чужим погонишься, так свое потеряешь. – За чужим погонишься – и свое потеряешь. – За чужим погонишься, а свое потеряешь.

4) После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда (И. Соколов-Микитов). – Прилетают скворцы и начинают устраивать свои гнезда. – Когда скворцы прилетают, они начинают устраивать свои гнезда.

5) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял воздух. – Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. – Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский).

Задание 14. Простые предложения перестройте в синонимичные сложноподчиненные, заменив выделенные дополнения придаточными изъяснительными.

1. Нам объяснили причину неисправности газопровода. 2. Я убежден в правоте своего дела. 3. Нас попросили помочь ветерану заготовить дрова на зиму. 4. Друзья познаются в беде. 5. Вы вправе требовать от него раскрытия этого секрета. 6. Соседи забыли предупредить нас об отказе в подаче воды на дачном участке. 7. Брату было досадно за отмену денежных довольствий.

Задание 15. Подберите словообразовательные синонимы к следующим словам:

обогнать, теплота, жизнь, приветствие, безголосье, бедняга, беззаконие, просушка, бедность, подлесье, высота, читальня, темнота, гнилье, вымучиться, пересилить, стройка, бездумье, караулка, простонародье, выпить, братец, холодище, докупить, мольба, владетель, подсказка, перевоз, прибавление, мужественность, сушь, атомник, тишина, мелкота, раскрашивание.

Образец: темн-от(а): темень – темн(ый) - тьма

Задание 16. Выявите различия (семантические, стилистические, по степени употребительности) между синонимами, образованными

а) морфемным способом: строжка – строгание, привет – приветствие – приветствование, гром – гремение, бросок – бросание, затыкание – затычка, вытерпеть – стерпеть – утерпеть, издевательство – издевка, глумливость – глумление;

б) семантическим путем: светило – известность – звезда – знаменитость, капать – доносить – стучать, ничтожество – гнусь – тля – нуль, булькать – клюкать – лакать – заливать, давить – затирать – воздействовать – подавлять, выкачать – вытянуть – вырвать (деньги), слинять – чесать – рвануть – удрать ретироваться.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

1.    Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 32-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 539 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф: Доп. МО. - Библиогр.: с. 497-500. - Прил.: с. 501-535. - ISBN 978-5-222-22067-2,

2.    Введенская, Л. А Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 31-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 539 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф: Доп. МО. - Библиогр.: с. 497-500. - Прил.: с. 501-535. - ISBN 978-5-222-19688-5,

3.    Жаров, В. А. Русский язык и культура речи / В.А. Жаров. - М.|Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 160 с. - ISBN 978-5-4475-8284-5,

4.    Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 382 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - ISBN 978-5-9916-2533-3,

5.    Пермякова, Т. Н. Практическая орфография и пунктуация, или «Ребята, давайте писать грамотно!» : Учебное пособие / Пермякова Т. Н. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2014. - 92 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. - ISBN 978-5-7782-2482-7,

 

Дополнительная литература

1.    Ващенко, Е. ДРусский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 349 с. - (Среднее профессиональное образование). - Гриф: Доп. МО. - ISBN 978-5-222-25360-1,

2.    Глазунова, О. И. Русский язык и культура речи : учебник / О. И. Глазунова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - 248 с. : ил. - Гриф: Рек. МО. - Библиогр.: с. 240-241. - ISBN 978-5-406-03966-3,

3.    Горовая, И. Г. Русский язык и культура речи / И.Г. Горовая. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2015. - 146 с. - ISBN 978-5-7410-1259-8,

4.    Дивакова, М. В. Русский язык и культура речи / М.В. Дивакова, 2. - Москва : Альтаир|МГАВТ, 2015. - 113 с.,

5.    Морозова, С. М. Русский язык и культура речи / С.М. Морозова. - Москва : Альтаир|МГАВТ, 2015. - 89 с.,

6.    Русский язык и культура речи / М.В. Невежина. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 351 с. - ISBN 5-238-00860-0,

7.    Современный русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Филология" (квалификация "бакалавр") / под ред. Н. В. Малычевой. - М. : Дашков и К°, 2016. - 248 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02430-6,

8.    Сурикова, Т. И. Русский язык и культура речи : учебник для СПО / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова ; под ред. Г. Я. Солганика ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Юрайт, 2015. - 239 с. - (Профессиональное образование). - Гриф: Рек. УМО. - Библиогр.: с. 210-213. - ISBN 978-5-9916-4569-0. - ISBN 978-5-9692-1605-1,

 

Методическая литература

1.    Бондаренко, О. В. (СКФУ). Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине "Русский язык и культура речи" : Квалификация выпускника - бакалавр. Форма обучения - очная. Учебный план 2018г. Изучается в 1-3 семестре. / О. В. Бондаренко, И. В. Кострулева, Е. П. Попова ; Сев.-Кав. федер. ун-т</font>. - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 172 с.

2.    Русский язык и культура речи : практикум : Квалификация выпускника – бакалавр / сост. О. С. Гаврилова, О. С. Горобец, В. В. Усатова ; Сев.-Кав. федер. ун-т</font>. - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 186 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 



2019-08-13 1046 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)