Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



2019-08-13 315 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН


Учебно-тематический план дисциплины с указанием часов

Наименование темы Всего
часов В том числе, час.
(очно/очно-заочно/заочно) Формы
контроля
(очно/очно-заочно/заочно)
Аудиторная работа Самост.работа
лекции практич.
занятия Лабораторные занятия
всего

Из них в интерактивной форме всего

 

Тема 1. Управление как организационная деятельность 12/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- УО/-/-
Тема 2. Наука управления и ее развитие 12/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- УО/-/-
Тема 3. Основные законы и принципы управления 12/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- УО/-/-
Тема 4. Управление сложными организационными системами 12/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- 4/-/- Т/-/-
Тема 5. Управление как функциональная деятельность 16/-/- 4/-/- 4/-/- 6/-/- 6/-/- 6/-/- УО/-/-
Тема 6. Планирование как вид управленческой деятельности 16/-/- 4/-/- 4/-/- 6/-/- 6/-/- 6/-/- УО/-/-
Тема7 . Организация как объект управления 16/-/- 4/-/- 4/-/- 6/-/- 6/-/- 6/-/- УО/-/-
Тема 8. Эффективность управления 12/-/- 4/-/- 4/-/- 6/-/- 6/-/- 6/-/- УО/-/-
Промежуточный контроль Устный опрос, тестирование
Итоговый контроль экзамен
ИТОГО 108 32 32 40 40 40
УО – устный опрос
Т

 

- тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Актуальность изучения теории управления в современных условиях обусловлена тем, что существенной стороной действительности как проблемы нашего времени является сложность. Современная организация представляет собой сложную открытую, динамическую, стохастическую систему с трудно прогнозируемыми исходами при переходе из одного состояния в другое и имеющую набор взаимосвязанных целей. Отмечается принципиальная неустойчивость сложной системы как следствие ее внутреннего разнообразия, огромного числа взаимосвязей. Поэтому порядок и организация выступают как средство против деструкции, разрушения системы под воздействием внутренних, негативных процессов и возмущающих, т.е. дестабилизирующих, внешних факторов. Управление рассматривается как антиэнтропийный процесс, противодействующий дезорганизации, росту энтропии. Отмечается, что кибернетика представляет собой науку, предназначенную для исследования больших и сложных систем вероятностного характера, таких как системы организационного управления. Ключевыми понятиями кибернетики являются управление, информация и обратная связь. В понятиях «управление», «информация» и «обратная связь» можно описывать множество различных процессов.
Управление раскрывается как процесс выработки и реализации субъектом управления управленческих решений в рамках целенаправленного воздействия на объект управления для организации и координации его деятельности. Представлено содержание основных этапов процесса управления от сбора информации о состоянии объекта управления до реализации управленческого воздействия. Обращается внимание на методологию, организацию и специфику деятельности субъекта управления, дается характеристика различных моделей и типов объектов управления, раскрываются вопросы эффективности управления, пути и способы повышения эффективности, основанные как на автоматизации и компьютеризации процессов управления, так и на развитии у персонала умения и желания работать эффективно и продуктивно.

ТЕМА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Управление как свойство высокоорганизованных систем, как процесс и как субъектно-объектное отношение. Предмет и задачи теории управления. Управление как наука. Сочетание науки и искусства в теории и практике управления. Управление как функция организационных систем, обеспечивающая сохранение структуры организации (системы), поддержание режима работы (режима функционирования), реализацию программ (планов, проектов) и достижение целей.
Управление как целенаправленный процесс. Цель как характеристика управления, ради достижения которой оно осуществляется. Гомеостазис, повышение организованности и оптимизация как общие цели управления. Управление как базовое понятие кибернетики. Информация, система, обратная связь как ключевые понятия управления. Управление как контроль целенаправленной (целеустремленной) системы частью этой системы (управляющей подсистемой). Управление как процесс перевода системы в новое состояние путем воздействия на ее параметры.
Управление как упорядочение системы, приведение ее в соответствие с определенной закономерностью (нормами), действующей в данной среде. Управление как антиэнтропийный процесс. Основные этапы процесса управления. Анализ информации и принятие эффективного решения. Организация выполнения решения, контроль и стимулирование деятельности коллектива по достижению намеченных целей.
Иерархия управления как следствие закона «необходимого разнообразия». Альтернативность выбора управляющего воздействия и рыночный механизм управления. Культура как основной стратегический ресурс организации. Знания, используемые для управления. Традиции, традиционные знания, прошлый опыт. Эмпирические знания, опытные знания, эксперимент. Научные (теоретические) знания.
Классификация управления. Управление техническими, биологическими, социальными системами. Понятие социального управления. Иерархия социального управления. Управление индивидом, группой, организацией, обществом. Социально-экономическая роль управления в современном обществе. Иерархия управления организацией. Стратегическое, тактическое и оперативное управление.
Организационное управление. Профессионализация управления и “менеджмент”. Менеджмент как область знаний, помогающая осуществить функции руководства людьми, как искусство управления людьми. Понятие «научного менеджмента» и прикладные задачи науки управления. Административное управление (управление административными организациями). Менеджмент, или управление производственными организациями. Управление задачами, проектами, программами. Управление ресурсами, персоналом, процессом решения проблем.
Основные понятия и термины: управление, социальное управление, наука управления, искусство управления, механизм управления, менеджмент, менеджер.


ТЕМА 2. НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ


«Наука управления», или количественный подход. Исследование операций как оказание помощи администратору при принятии им решения путем обеспечения его необходимой количественной информацией. Методы анализа и планирования операций, определения эффективности оружия и боевой техники, стратегических игр, массового обслуживания и др. работы как основа теоретической и прикладной кибернетики (работы Дж. Фон Неймана, Н. Винера, В. Буша, К. Шеннона, О. Моргенштерна, А. Тьюринга и др.).
Исследование процессов управления в системах «человек – машина» с единых позиций. Единство общих законов управления в машинах и живых организмах (по Н Винеру) и новый взгляд на системы «человек – машина». Кибернетика как наука, занимающаяся изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования.
Концепция организации как открытой системы. Самосохранение и адаптивное управление. Теория ситуационного управления. Представление организации и окружающей среды как взаимозависящих и взаимовлияющих структур. Стратегическое управление. Стратегическое мышление как инвестирование будущего состояния организации, как способность распределять ресурсы на длительный срок для достижения главных целей.
Основные ценности современной концепции успешного управления. Эффективность управления. Реализация потенциала персонала, растущая готовность к нововведениям. Современная, или новая парадигма организационного управления. Работы Р. Уотермана, Т. Питерса, И. Ансоффа, П. Друкера, Г. Саймона и др. и их вклад в развитие и формирование современной парадигмы управления. Основные положения современной парадигмы организационного управления. Открытость организации и эффективность деятельности. Ситуационный подход к управлению (ситуационное управление). Персонал и управление персоналом (люди, обладающие знаниями как главный источник высокой эффективности). Повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивации работников и стиля руководства.
Основные понятия и термины: кибернетика, эффективность управления, стратегическое управление, самоорганизация, энтропия, динамическая нелинейная система, кибернетический подход.


ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ


Выживание как основополагающий фактор, объединяющий системы различной природы с точки зрения кибернетики, и определяющий жизнеспособное поведение подобных систем. Основные законы, раскрывающие и объясняющие процессы саморегуляции и самоорганизации и выражающие «принципы», которые определяют рост и устойчивость, обучение и регулирование, адаптацию и эволюцию больших многосвязных систем любой природы. Закон самосохранения. Необходимость определенных условий для обеспечения организации своей выживаемости.
Устойчивость как центральное понятие в динамической теории систем. Понятие «устойчивость» для системы, находящейся в равновесном состоянии. Устойчивость системы, находящейся в движении. Устойчивость движения как его нечувствительность к малым возмущениям. «Устойчивость» и состояние равновесия. Равновесное состояние системы с внешней средой. Система гомеостаза как система, обеспечивающая сохранение системой устойчивости и равновесия.
Понятие адаптации. Адаптивное управление. Адаптация системы к существенным для нее изменениям внешней среды в результате воздействия внешней среды на систему. Принцип Ле Шателье. Изменение равновесного состояния системы в случае внешнего воздействия в соответствии с принципом Ле Шателье. Понятие «внутреннего регулятора» и его действие по уменьшению эффекта внешнего возмущения. Проявление адаптации, самонастройки, обеспечивающей развивающейся системе устойчивость в конкретных условиях внешней среды. Эволюция и адаптация системы к внешней среде в соответствии с принципами эквифинальности и полифинальности.
Управление как процесс перевода системы в новое состояние путем воздействия на ее параметры. Стремление системы экономить энергию и принцип действия механизма самосохранения. Принцип экономии энтропии. Переход системы в такое новое состояние, которому соответствует минимум рассеяния энергии, в соответствии с принципом экономии энтропии, или принципом наименьшего действия.
Принципиальная неустойчивость сложной системы. Неустойчивость как следствие сложности системы, ее внутреннего разнообразия, огромного числа взаимосвязей как со стабилизирующим эффектом (отрицательные обратные связи), так и дестабилизирующим (положительные обратные связи) динамических процессов в системе. Неустойчивость как основная причина любого «неожиданного» качественного изменения состояния системы. Синергетика как наука, анализирующая причины неожиданных явлений.
. Принцип многофункциональности. Принцип централизации управления. Жесткие элементы управления. Децентрализация управления. Самоуправление и саморегуляция. Закон усиления регулирования и управления. Регулирование, регулятор, самоорганизация, принцип обратной связи. Влияние усилительных свойств системы по отношению к управляющему параметру на осуществимость ее управления.
Основные понятия и термины: принцип наименьшего действия, устойчивость, управляемость, принцип экономии энтропии, принцип полифинальности, принцип эквифинальности, закон самосохранения, централизация управления, децентрализация управления.


ТЕМА 4. УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ


Понятие «системы управления». Основные компоненты системы управления. Субъект и объект управления. Управляющие воздействия (канал прямой связи). Обратная связь. Система ограничений. Внешняя среда (факторы внешней среды, влияющие на систему управления). Информация управления. Средства коммуникаций. Процессы и функции управления. Методы и технологии управления. Цели управления и качество (эффективность, оптимальность, рациональность) управления.
Коммуникации, обратная связь и управляющие воздействия как ключевые компоненты управления (по Н. Винеру). Понятие «контура управления». Блоки (подсистемы) «контура управления». Подсистема наблюдения, или сбора информации о состоянии объекта управления и о результатах процесса функционирования. Подсистема регистрации (документирования) результата. Подсистема сравнения результата с целью. Подсистема выявления отклонения результата, анализа и оценки смысла и содержания отклонения (результата). Подсистема выработки решения об изменении, ликвидации или компенсации отклонения. Подсистема перевода решения в управляющее воздействие («конструирование» управляющего воздействия). Подсистема реализации («ввода») управляющего воздействия для корректировки процесса деятельности организации.
Виды (типы) целенаправленных систем управления. Режим управления объектом как характеристика субъекта управления.
Принцип обратной связи, или взаимозависимость как основной принцип регулирования, как фундаментальное общенаучное понятие в теории управления. Управление сложными системами при наличии обратной связи в цепи регулирования. Возможности регулятора с обратной связью компенсировать возмущения не только определенного вида, но и произвольные возмущения. Типы обратных связей. Положительные и отрицательные обратные связи. Гладкие и пороговые (линейные и нелинейные) обратные связи. Двухсторонние и односторонние обратные связи. Мгновенные (безынерционные), запаздывающие (инертные), опережающие обратные связи. Способы использования обратных связей - автоматические, автоматизированные.
Основные понятия и термины: система управления, режим функционирования, режим управления, регулирование, отрицательная обратная связь, программное управление, следящее управление, адаптивное управление, «развивающее» (стратегическое) управление, положительная обратная связь.


ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Понятие и сущность функции управления. Роль функций управления в процессах и системах управления. Соотношение функций управления с целями и организационными структурами управления.
Система функций управления социально-экономическим объектом. Анализ состава и содержания функций управления учреждением. Системная взаимосвязь функций управления и функции общего руководства. Линейные функции руководства (линейное руководство). Операционные функции управления социотехнической системой. Взаимосвязь и взаимодействие линейных (объектных) и операционных функций.
Прогнозирование как научно обоснованное предвидение и проектирование производственных процессов и систем. Влияние позиции прогнозистов на оценочные суждения в процессе прогнозирования. Стратегия как перспектива, ассоциируемая с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, называемым видением. Планирование как вид управленческой деятельности по определению перспектив развития организации, включающий разработку и оформление заданий в качестве показателей деятельности, по которым осуществляется контроль и оценка. Постановки целей как начальный этап процесса управления любой системой.
Организация как функция (процесс) создания новых или совершенствования ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями. Компоненты организации управления. Организационное проектирование. Реорганизация или ликвидацию действующих систем. Рационализация управления с использованием методов и средств научной организации управленческого труда. Регулирование как функция поддержания устойчивости системы, функция, направленная на сохранение постоянства внутренней среды. Система регулирования, или система гомеостаза.
Координация, или согласование действий отдельных подразделений по достижению целей организации. Координация как функция оперативного управления. Выработка управляющих воздействий при отклонении от принятых планов в процессе координации.
Мотивация как процесс побуждения людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивы поведения людей с точки зрения психологических теорий. Исследование внутренних побуждений человека действовать определенным образом в рамках содержательных теорий мотивации. Поведение людей с учетом их восприятия и познания с точки зрения процессуальных теорий мотивации.
Контроль как функция наблюдения за течением процессов на объекте управления, выявления отклонений, их места, времени, причин и характера. Активная и пассивная формы контроля. Контроль пассивный, или контроль по окончании какого-либо процесса. Контроль активный как составная часть оперативного управления.
Основные понятия и термины: функция, управленческая деятельность, регулирование, линейная функция (функция руководства), операционная функция, прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль, мотивация.


ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Планирование как вид управленческой деятельности, как ведущая функция управления Определение целей организации и координация усилий организации по достижению общих целей как основная цель планирования. Процесс и функции планирования. Основные виды и типы (классификация) планирования. Пространственное и поведенческое планирование. Основные технологии стратегического планирования. Изыскательское планирование, или планирование от имеющихся возможностей. Нормативное планирование, или планирование от целей и задач организации.
Прогнозирование. Стратегическое и долгосрочное планирование. Тактическое планирование. Текущее и оперативное планирование. Программно-целевое планирование. Планирование, ориентированное на прошлое, настоящее и будущее. Планирование, ориентированное на взаимодействие и участие (интерактивное планирование).
Программно-целевое управление (планирование). Системный характер программно-целевого планирования. Понятие целевой программы. Методы экспертных оценок и сетевого планирования в процессе разработки целевых программ. Содержание программно-целевого планирования. Долгосрочный прогноз развития организации (предварительный эскиз будущей программы). Метод сценариев. Глобальная (главная) цель. Декомпозиция целей на основе методологии «дерева целей». Технология формирования дерева целей. Определение способов достижения целей нижнего уровня. Формулировка и постановка задач по реализации «способов достижения» целей нижнего уровня.
Распределение задач по подразделениям – исполнителям. Делегирование полномочий, установление методов координации. Планирование и распределение ресурсов по подразделениям. Должностные инструкции и технологические схемы. Критерии и методы оценки результатов деятельности. Средства информационного обеспечения для подготовки адекватных и своевременных данных оценки результатов деятельности организации. Информационные системы. Аналитические группы. Системы мониторинга. Планирование трудовых ресурсов. Интеграция задач, согласованных по исполнителям, времени исполнения и ресурсам, в программы.
Прогнозирование и обучение как условия адаптации организации к изменяющейся внешней среде. Основные этапы стратегического планирования. Миссия организации. Выбор множества целей организации. Оценка и анализ внешней среды. Возможности и угрозы со стороны внешней среды.
Основные понятия и термины: стратегическое планирование, тактическое планирование, инкрементальное планирование, программно-целевое планирование, интерактивное планирование, формальное планирование, системное планирование, принцип участия, принцип непрерывности планирования, принцип целостности планирования
ТЕМА7 . ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Организация как объект управления. Психологический индивид. Группа как совокупность взаимодействующих друг с другом людей. Формальная группа. Неформальная группа. Социальная группа как социальная система. Социальная группа как целеустремленная система. Организация как социальная система.
Особенности социальной организации как объекта управления. Модели организаций. «Классические» модели. Механистическая модель организации. Школа «научного менеджмента» Ф. Тейлора как теоретическая база «классической» модели. Модель рациональной бюрократии как наиболее эффективной (по М. Веберу) формы человеческой деятельности. Централизованное управление. «Жесткие» элементы управления. Иерархическая структура управления.
Органическая модель организации. Система поддержания человеческих отношений как основа органической модели. «Мягкие» элементы управления. Внимание к человеку и его мотивация. Коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. Стиль управления. Совершенствование человеческих ресурсов как условие успешности работы организации. Децентрализация управления. Гибкие, адаптивные структуры.
Организация как «открытая» система. Усиление влияния факторов внешней среды с возрастанием сложности организации. Стратегия развития организации как «функция» внешнего окружения. Приоритет стратегическому управлению. Эффективность организации. Способность к саморегулированию, самоорганизации и к адаптации.
Модель социальной организации, содержащей подсистемы, обеспечивающие адаптацию, достижение целей, интеграцию (координацию) усилий, поведение поддержки (корпоративную солидарность) (модель Т. Парсонса – Н. Смелсера).
Организация как сложная динамическая нелинейная система и её особенности как объекта управления. Соотношение кибернетического, синергетического и системного подходов в управлении. Синергетическая концепция социального управления. Множество возможных сценариев развития сложной системы в конкретной точке своего развития. Ускоренный качественный рост систем на основе включения механизмов положительной обратной связи, приводящих к актуализации огромных потенциалов эффективности.
Основные понятия и термины: социальная организация, формальная организация, неформальная организация, механистическая модель организации, органическая модель организации, полная модель организации.
ТЕМА 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Управление как процесс, ориентированный на достижение заданной цели. Центральное место процесса принятия решений в процессе управления. Управление как распределение ограниченных ресурсов по задачам и подразделениям. Степень приближения результата к цели («желаемому» результату) (с учетом ограничений ресурсного и нормативного характера) как мера качества управления. Эффективность управления. Основные факторы, определяющие качество или эффективность управления. Эффективность решений как важнейший фактор, определяющий качество управления.
Понятие эффективности. Эффективность как содержание управления организацией. Эффективность и производительность Методы повышения эффективности управления. Эффективное использование ресурсов административными организациями как основная задача управления. Влияние определенных условий внешней среды на эффективность функционирования системы. Зависимость эффективности от стоимости (затрат на разработку и эксплуатацию системы). Понятие критерия эффективности. Двойственность определения критерия эффективности. Внешняя эффективность как характеристика степени достижения целей. Внутренняя эффективность, или рациональность использования ресурсов.
Основные пути повышения эффективности функционирования организации. Механизация, автоматизация, информатизация и т.п. процессов функционирования организации как «технологический» способ повысить эффективность. Оценка технической и экономической эффективности. Метод «эффективность – стоимость» и его содержание. Двойственность метода «эффективность – стоимость» и пути ее преодоления. Построение моделей эффективности и стоимости. Синтез оценок стоимости и эффективности. Роль субъективных суждений при синтезе стоимости и эффективности.
Эффективность работы персонала. Развитие желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей как самый надежный способ повысить эффективность. Высокая профессиональная подготовка исполнителей как основа умения. Развитие желания трудиться на основе психологической подготовки персонала.
Целенаправленность как основное свойство социальных систем. Понятие цели управления. Цель как набор характеристик желаемой системы. Выбор цели как разработка системы ценностей. Ценность как выбор того, что является важным, стоящим, что привлекает внимание, интерес человека.
Основные понятия и термины: эффективность, критерий эффективности, метод «эффективность – стоимость», матрица эффективности, матрица рисков, внешняя (техническая) эффективность, внутренняя (экономическая) эффективность, оценочный функционал, цель, ценность, дерево целей, главная и вспомогательная цели, стратегическая и тактическая цели, неопределенность целей, экстремальная цель, асимптотическая цель, граничная цель

.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



2019-08-13 315 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)