Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар 6. Качество и эффективность систем управления



2019-08-13 471 Обсуждений (0)
Семинар 6. Качество и эффективность систем управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросы для обсуждения

1. Режимы функционирования систем управления. Решение задач и проблем, обеспечение реализации проектов и программ в режиме «функционирования». Режим поддержания (восстановления). Решение стратегических задач организации в режиме развития. Задачи совершенствования, модернизации, развития организации.

2. Типы целенаправленных систем управления. Режимы управления. Система стабилизации (гомеостаза). Режим регулирования. Понятие регулятора. Основные типы регулирования. Системы программного управления. Режим программного управления. Управление реализацией проектов и программ. Управление процессом реализации решений сложных (инновационных) проблем.

3. Система следящего управления. «Реактивное» управление. Управление, основанное на оперативной информации. Система адаптационного управления. Управление, интегрирующее прошлый опыт и экстраполирующее его на будущее. Режим адаптации. Система «развивающего» управления (управление с упреждением). Стратегическое управление. Режим развития (объекта управления).

4. Целевой подход в управлении и его роль при анализе и формировании целей социальных систем. Цели управления. Программно-целевой подход (программно-целевое управление). Понятие “дерева целей” и правила его разработки. Многоцелевой характер социально-технических систем. Формулировка и измерение организационных целей. Экстраполяционный, оптимизационный и адаптационный подходы к определению целей.

5. Эффективность как условие успешности организации. Эффективность деятельности организации и эффективность управления. Концепция высококачественного (эффективного) менеджмента (по П. Друкеру). Эффективность управления по Т. Питерсу и Р. Уотермену (схема «семь – «С»).

6. Степень использования ресурсов внешней среды как критерий эффективности управления. Эффективность и производительность. Экономические критерии эффективности и затраты на управление. Понятие технической эффективности.

7. Методы повышения эффективности управления. Технологический путь повышения эффективности. Автоматизация, компьютеризация и интеллектуализация управления. Эффективность и качество управления. «Мягкий» путь повышения эффективности. Проблема развития желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей сил. Управление человеческими ресурсами как способ повышения эффективности управления.

8. Управление по результатам как философия, как способ повышения эффективности управления. Основные элементы системы управления результативностью: этику результативности; система контроля и управления результатами; система управления эффективностью персонала. Управление по результатам и оплата труда по результатам деятельности. Применение модели в частном и государственном секторах. Преимущества и ограничения.

Основная литература

1. Батурин В. К. Общая теория управления : [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент"] / В. К. Батурин. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 487 c.

2. Бурганова Л. А Теория управления : учеб. пособие по специальности "Гос. и муниципальное право" / Л. А. Бурганова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 160 c.

3. Войтов, А. Г. Эффективность труда и хозяйственной деятельности : методология измерения и оценки / А. Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2009. - 230 c.

4. Коробко В. И. Теория управления : [учеб. пособие для вузов по специальностям 080504 "Гос. и муницип. упр.", 080500 "Менеджмент организации"] / В. И. Коробко. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 383 c.

5. Литвак Б.Г. Наука управления : теория и практика / Б. Г. Литвак ; РАНХ и ГС при Президенте Рос. Федерации. - М. : Издат. дом "Дело" РАНХиГС, 2012. - 423 c.

6. Мысин Н. В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран.– СПб.: Изд-во СЗАГС:,изд-во «Образование-Культура, 2000. – 496 с.

7. Организационное управление: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Н.И. Архиповой. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007. - 732с.

8. Основы теории управления. / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003.

9. Пашкус В. Ю., Пашкус Н. А., Савельева З. А. Современные теории управления: теории менеджмента на пороге 21 века. – СПб.: Издательсткий дом «Сентябрь», 2002.

10. Певзнер Л. Д. Теория систем управления : [учеб. пособие по направлению - "Управление в технических системах"] / Л.Д. Певзнер. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.[и др.] : Лань, 2013. - 420 c.

11. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: «ИНФРА-М», 1999.

12. Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В.Сморгунова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1998. – 240 с.

13. Саймон Г.,Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. / Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1995.

14. Теория организаций и организационное проектирование. Пособие по неклассической методологии. / Под ред. Т. П.Фокиной и др. – Саратов, 1997.

15. Теория систем и системный анализ в управлении организациями : справочник : учеб. пособие для студентов вузов / [В. А. Баринов и др.] ; под ред. В. Н. Волковой, А. А. Емельянова. - М. : Финансы и статистика [и др.], 2012. - 846 c.

16. Теория управления : учебник / [Ю. П. Алексеев и др.] ; под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина ; РАГС при Президенте Рос. Федерации, Волгогр. акад. ГС, Орловская акад. ГС. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 557 c.

17. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации /Предисл.и послеслов. Г.Г.Малинецкого. Изд. 3-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 304 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.).

18. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", Российский экономический журнал, Издательство АО "Консалт-банкир", 1998. – 848 с.

 

               

 

Словарь терминов

 

 Административно-управленческие технологии – это способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Административно-управленческие технологии находят свое выражение в конкретных решениях.

 Анализ политики – это современный вариант аналитического подхода к слабо структурированным проблемам, опирающийся на методологию анализа систем и использующий многокритериальные методы принятия решений для сравнения вариантов решений.

 Адаптация – способность преобразовывать и приспосабливать функциональную деятельность (организационное поведение) к внешнему окружению и поддерживать приемлемый уровень внутренней стабильности в зависимости от существенного для организации (системы) изменения условий внешней среды. Целью адаптации является повышения эффективности организации и функционирования применительно к целевому назначению системы.

 Администрация (от латинского administratio – управление, руководство; англ. administration) – 1) совокупность государственных органов (органов исполнительной власти и государственного управления), осуществляющих функции управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал какого-либо учреждения, предприятия; 3) распорядители, ответственные устроители. Администратор – это руководитель, способный и умеющий оценивать эффективность работы организации, использующий в практике управления жесткий контроль; управляющий с административным складом характера, хорошо представляющий, что именно наиболее существенно для успешной деятельности организации.

Бизнес-план — план-программа предпринимательской деятельности, прописывающая проводимые мероприятия и действия, направленные на достижение поставленной цели (например, осуществления сделки).
Бюджетный метод планирования основан на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии с поставленными целями.

 

 Бифуркация – это состояние системы, в котором имеет место необратимый переходный процесс, переводящий систему в новое качественное состояние; это критическое состояние системы (точка бифуркаций или ветвлений). Бифуркация – это понятие присущее сложным нелинейным системам, состояние равновесия которых зависит от многих параметров. Процессы развития таких систем проходят через точки бифуркации (раздвоения). Любая сложноорганизованная система имеет в конкретной точке своего развития не один, а множество потенциальных сценариев развития. Такие точки и называют точками бифуркации.

 Власть – 1) это способность, возможность и право оказывать направляющее, определяющее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различных средств - права, авторитета, воли, принуждения (силы) даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана; 2) система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения. Власть – это возможность влиять на поведение других и одновременно зависимость исполнителя от руководителя.

Власть - это способность и возможность оказывать воздействие на поведение и деятельность других людей.

Властные полномочия — определенное и обеспеченное внутренним распорядком право отдавать распоряжения относительно подконтрольных организационных ресурсов организации.

 Влияние – любое действие и поведение одного индивида (человека, субъекта), которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Влияние основано на возможности и способности одного субъекта изменять поведение других.

 Гомеостазис – это состояние относительного динамического постоянства состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных функций организации (системы). Система (механизм) гомеостазиса реализует закон самосохранения в системах управления и организациях и предназначена для сохранения относительной неизменности параметров внутренней среды организации (системы) при изменяющихся параметрах внешней среды. В биологическом смысле принцип гомеостазиса утверждает, что каждая биологическая система организует свое взаимодействие со средой таким образом, что обеспечивает поддержание некоторых своих существенных переменных на уровне, достаточном для самосохранения биосистем.

 Данные – набор конкретных значений количественных и качественных параметров, характеризующих объект (организацию) или внешнюю ср Делегирование представляет собой процесс передачи менеджерами властных полномочий, а также ответственности сотрудникам, занимающим более низкие позиции в иерархии организации.

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование рассматривается как средство распределения задач среди сотрудников. Делегирование власти – способность субъектов власти (отдельных людей, групп людей, партий, государства) передавать властные полномочия другим субъектам
Дерево целей — схематически выполненная система, состоящая из большого количества

системных единиц, которые служат ориентирами в деятельности подразделений и служб организации.
Децентрализация предусматривает смещение полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.
Дивизиональная организационная структура — структура, построенная по принципу формирования хозяйственных подразделений (дивизионов) по ряду критериев. К ним относятся: продукт, потребитель, географический регион.
Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя — разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по определенным группам полтребителей.
Дивизионально-продуктовая структура — разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по виду выпускаемых товаров и услуг.
еду.

Закрытая система — полностью автономная система, которая не взаимодействует с окружающей средой и не зависит от нее. В ранних концепциях менеджмента (Фредерик У. Тейлор, Анри Файоль и другие) организация рассматривается как закрытая система.

Звено управления – это орган управления (структурное подразделение), который характеризуется одинаковым с другими аналогичными органами положением и однородностью осуществляемых управленческих функций. Например, звеньями являются органы одного и того же уровня управления – руководящее звено, среднее звено управления и др.

 Знание – 1) это продукт человеческой деятельности, характеризующий наличие совокупности свойств у определенных объектов и существование тех или иных отношений, процессов и т.д. (научные, теоретические знания); 2) владение определенными умениями и навыками деятельности; 3) умение опознавать какие-либо объекты. Знание в теоретическом смысле нельзя рассматривать в отрыве от умения и навыков. Знание есть всегда, знание о чем-то и знание для чего-то.

 Знания (в искусственном интеллекте) – это «данные», обладающие внутренней интерпретируемостью, структурированностью, связанностью и активностью.

 Знания декларативные – это множество утверждений и описаний, в значительной степени независимых от области их потенциального применения.

 Знания конструктивно-образные – это знания, позволяющие формировать комплексный образ системы управления (объекта) в сознании действующих в ней специалистов и приобретать практическое умение и навыки управленческой деятельности со всеми входящими в систему средствами и методами управления, а также эффективно взаимодействовать между собой.

 Знания процедурные – это знания, задающие процедуры решения задач в конкретной предметной области с помощью текстов, алгоритмов и т.д. (вербализуемые знании   я); и  знания, характеризующие степень владения умениями и навыками решения задач в предметной области, и неподдающиеся вербализации (невербализуемые знания).

 Знания управленческие – это совокупность научно обоснованных принципов и фактов, практических умений и навыков, выступающих как средство обеспечения эффективного функционирования объекта управления. Управленческие знания (в отличие от информации) характеризуются: возможностью содержательной интерпретации; наличием классификационных отношений, позволяющих устанавливать между отдельными единицами знания отношения, отражающие суть их взаимосвязи; взаимосвязанностью отдельных знаний, позволяющей строить процедуры проверки знаний на совместимость и противоречивость.

 Иерархия (от греческого – hieros – священный, arche – власть) – 1) один из основных принципов управления, предполагающий такую организацию управления, где основным средством воздействия является отношение «власти – подчинения», т.е. давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п.; 2) в общей теории систем – это принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочивании взаимодействия между уровнями управления от высшего к низшему уровню; 3) характеристика «вертикальной» дифференциации функций между различными уровнями управления (понятие иерархии в социологии). В теориях элиты наличие иерархии выводят из начального неравенства людей, исходя, прежде всего, из взгляда на общество как на сложную иерархическую структуру, и объясняют существование иерархии социальных слоев необходимостью общественного разделения функций между ними; 4) система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения от низших к высшим должностям и званиям.

Инновация – это новая комбинация известных производственных возможностей. Инновация (нововведение, новшество, новация) представляет собой новый порядок, или новый обычай, или новый метод, изобретение, новую технику, новое изделие, новую услугу. Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией). Инновация должна восприниматься как стиль жизни современной организации, как элемент организационной культуры.

 Интеграция – 1) это процесс (функция) достижения единства усилий всех подсистем (подразделений) организации для реализации ее задач и целей. Эффективная интеграция необходима для использования преимущества специализации (разделения труда). Для интеграции организаций, действующих в условиях устойчивой окружающей среды, подходят иерархические структуры управления и методы, связанные с разработкой и установление правил, процедур и графиков. При динамической внешней среде интеграция проводится путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения совещаний между подразделениями (отделами, структурами); 2) уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.

 Информационная технология (новая информационная технология) – представляет собой систему методов и способов сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации с использованием средств вычислительной техники и программного обеспечения.

 Информация – 1) в теоретическом смысле – это выбор одного варианта (или нескольких) из многих возможных и равноправных и запоминание его. Информация возникает, если выбор произведен самостоятельно и случайно; 2) в прикладном смысле информация – это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении как фактор увеличения объема производства и повышения его эффективности. Информация может истолковываться как некоторая совокупность сведений, сообщений, определяющих меру знаний о тех или иных событиях, явления, фактах и их взаимосвязи. Информация увеличивает знания и углубляет интеллект.

 Исследование операций – это применение научных методов для решения сложных проблем, возникающих в процессе руководства и управления организациями путем оказания помощи администратору при принятии им управленческого решения посредством обеспечения его необходимой количественной информацией, полученной научными методами. В прикладном отношении исследование операций – это методология применения математических, количественных методов и моделей для обоснования решений в различных областях человеческой деятельности.

Категории управленческих кадров - группы работников управления, выполняющих различные работы (операции, процедуры) и играющих разные роли в подготовке и принятии управленческих решений.
Качественные прогнозы — предсказания событий, основанные на суждении экспертов (метод Дельфи, метод совокупного мнения продавцов, метод экспертных оценок и другие).
Качество управления — совокупность свойств, присущих управлению и отражающих его реальное состояние, особенность и соответствие потребностям развития производства.

 

 Кибернетика – это наука об основных законах получения, хранения, передачи и переработки информации с целью управления. Ядро кибернетики составляют: теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления и теория распознавания образов. При более широком взгляде на кибернетику ее считают не наукой, а «размытой» областью знаний, куда включают математику, технологии, философию и социальные науки. В более узком понимании к кибернетике относят такие области знания как искусственный интеллект, нейронные сети, динамические системы, теорию хаоса, сложные адаптивные системы. Н. Винер предложил назвать кибернетикой комплекс знаний об управлении самыми разными системами: техническими, биологическими или социальными.

 Кибернетическая система – это система (управления) со сложным поведением и сложной структурой потоков информации, состоящая из очень большого числа элементарных звеньев, полное аналитическое описание и исследование динамики которой крайне затруднено (или практически невозможно). Кибернетическая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией. Термин кибернетическая система характеризует скорее не сам объект как сложную систему, а способ (модель) изучения и описания очень сложных систем.

 Коммуникация – это целенаправленный процесс обмена обладающей смыслом информацией между людьми в ходе их совместной деятельности. Коммуникация представляет собой процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего или обмена информацией между сторонами.

 Контроль – это функция управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Задачей контроля как вида управленческой деятельности является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Количественные прогнозы — предсказания будущие значений данных, путем применения набор математических правил к последовательности прошлых значений данных.
Командная цепочка — это неразрывная линия властных полномочий, связывающая сотрудников организации и определяющая их подотчетность.
Контроль включает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по намеченному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив.

Контроль летучий— осуществляется тогда, когда субъект и объект пространственно разделены и для проверки необходимо их соединение (выездная проверка).
Координация – функция управления, обеспечивающая согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, обеспечения взаимодействия между подсистемами, маневрирования ресурсами, обеспечения единства (целостности) и согласования всех стадий процесса управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Основной задачей координации является обеспечение бесперебойности поступления ресурсов, непрерывности в работе и минимизации простоев.

Критерий эффективности – это количественный критерий, позволяющий оценивать результаты принимаемых решений. Критерий эффективности определяет количественную меру соответствия результатов принимаемых решений целям, выбранным при постановке проблемы, требующей решения. Каждое решение приводит к определенному результату (исходу), последствия которого оцениваются по критериям (оценочным критериям). Критерий – это способ описания альтернативных вариантов решений, способ выражения различий между ними (альтернативами) с точки зрения предпочтений лица, принимающего решение (ЛПР). Поэтому критериями называют показатели, характеризующие общую ценность решений таким образом, что у ЛПР имеется стремление получить по ним наиболее предпочтительные или лучшие оценки.

Лидерство — способность оказывать влияние на отдельные личности, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидерство — это способность человека достигать цели по влиянию на других людей.
Линейная организационная структура — структура, построенная по принципу «руководитель-подчиненный». Полномочия распределяются по вертикали, что характеризует систему взаимоотношений на основе приказов.

Масштаб управляемости (норма контроля, объем управления) – нормативное число исполнителей, подчиненных руководителю; реальное число исполнителей, которыми можно руководить; потенциальное число подчиненных, с которыми может эффективность работать (взаимодействовать) руководитель. Для определения масштаба управляемости используют ситуационный подход, в основе которого лежит анализ факторов, влияющих на определение этого показателя (масштаба управляемости).

 

Математические методы планирования предусматривают оптимизационные расчеты на основе различных моделей.
Матричная структура организации — структура управления, формируемая на основе комбинирования функциональной и дивизиональной командных цепочек.
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.

Методы управления – 1) это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, представляющие собой множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, определить (сформулировать) цель и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений; 2) (в узком смысле слова) – это способы целенаправленного воздействия на сотрудников и производственные коллективы для обеспечения координации их деятельности в процессе достижения поставленных целей. Методы управления определяют конкретные пути, способы и приемы достижения этих целей; 3) способ управляющего воздействия или средство определения (субъектно-объектных) отношений.

 Методы управленческой деятельности – это способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

 Методология «мягких» систем (анализ «мягких» систем, «мягкий» системный анализ) – это методология, рассматривающая систему не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. Методология «мягких» систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания, поэтому она (методология) может трактоваться как процесс обучения, как процесс, помогающий заинтересованным сторонам достигнуть взаимопонимания.

 Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей. Модель в широком смысле слова – это любой образ (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». В качестве образа может пониматься, например, изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.

Механизм управления — комплекс средств управляющего воздействия на управляемую систему.
Миссия организации представляет собой описание существующих или желаемых характеристик целевых параметров развития.
Многообразие рабочей силы подразумевает принятие на работу и включение в группу людей, обладающих различными человеческими качествами или принадлежащих к разным культурным группам.
систему.
Модель — это абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом управления, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.
отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения целей организации.

Методы управления – 1) это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, представляющие собой множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, определить (сформулировать) цель и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений; 2) (в узком смысле слова) – это способы целенаправленного воздействия на сотрудников и производственные коллективы для обеспечения координации их деятельности в процессе достижения поставленных целей. Методы управления определяют конкретные пути, способы и приемы достижения этих целей; 3) способ управляющего воздействия или средство определения (субъектно-объектных) отношений.

 Методы управленческой деятельности – это способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

 Методология «мягких» систем (анализ «мягких» систем, «мягкий» системный анализ) – это методология, рассматривающая систему не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. Методология «мягких» систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания, поэтому она (методология) может трактоваться как процесс обучения, как процесс, помогающий заинтересованным сторонам достигнуть взаимопонимания.

 Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей. Модель в широком смысле слова – это любой образ (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». В качестве образа может пониматься, например, изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.

 Моделирование иммитационное – (в широком смысле слова) понимается как процесс, включающий конструирование модели и применение модели для изучения некоторой проблемы. Имитация означает исследование поведения (или представление, или воображение явления, ситуации, процесса), не прибегая к экспериментам на реальном объекте. Имитационное моделирование (в узком смысле слова) – включает стохастические (статистические) модели с использованием метода Монте – Карло.

 Модель – это представление анализируемого объекта, системы или понятия в форме, отличной от формы их реального существования. Модель служит средством, помогающим понять, объяснить или усовершенствовать систему. Модель может рассматриваться как средство познания, обучения, совершенствования «известного» или средство создания, разработки нового. Модель представляет собой структуру, более простую, чем реальный объект, соответствующую этому объекту и используемую вместо него в процессе исследования.

 Мотивация – деятельность по активизации людей, работающих в организации, и побуждению их эффективно трудиться для достижения поставленных (в планах) целей. Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

 «Мягкий» системный анализ – см. Методология «мягких» систем.

 Нелинейная система – это система, поведение которой определяется сложными закономерностями, затрудняющими (или делающими невозможным) прогнозирование ее поведения и развития. Для нелинейной системы не приемлема традиционная модель управления, представляющая управление как линейный, строго детерминированный процесс воздействия субъекта на объект. Нелинейная система характеризуется: необратимостью процессов поведения, наличием точек бифуркации, влиянием малых возмущений на «выбор» направлений последующих изменений в точках ветвления. Нелинейность организационных систем (нелинейность отношений между переменными) выступает как сущностная характеристика организационной динамики сложноорганизованных, хаотических систем, действующих в хаотическом режиме. Нелинейность приводит к эффекту, при котором изменения в сложноорганизованной системе, кажущиеся на первый небольшими, могут породить существенно усиленную реакцию в результате резонансного воздействия каскада небольших изменений («эффект бабочки»). Нелинейная система является предметом исследования синергетики.

 Неформальная группа (организация, структура) – группа, формируемая не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организациями в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальная группа - группа в организации, возникающая стихийно, на основе социальных взаимоотношений между людьми, часто является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

 Норма управляемости (или сфера контроля) – количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Норма управляемости, или сфера контроля устанавливается посредством (путем) делегирования линейных полномочий, и варьируется в широких пределах. Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. При широкой сфере контроля одному руководителю подчиняется большое число людей, что дает в результате плоскую структуру управления. При узкой сфере контроля каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, и структура управления становится многоуровневой.

Норма в планировании представляет собой периодически пересматривающуюся с учетом достижений НТП предельно допустимую затрату различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы. Рассчитывают различные виды норм: выработки, обслуживания, времени, численности и т.д.
одному менеджеру.
Норматив в планировании определяет удельный расход элемента нормирования на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы, удельную величину технологических потерь, удельные размеры отчислений и платежей. В отличие от нормы норматив может быть только индивидуализированным.
Нормативный метод планирования представляет собой вспомогательный по отношению к балансовому метод планирования, основанный на нормах и нормативах.
 Обратная связь – 1) принцип управления, определяющий взаимоотношение между субъектом управления и объектом управления, в соответствии с которым объект управления не только испытывает управляющие (целенаправленные) воздействия, но и, развиваясь по своим собственным законам, определяющим его поведение, оказывает обратное влияние на субъект управления и соответственно на процесс и качество управления; 2) реальное или кажущееся воздействие объекта управления на управляющую систему, воздействие, оказывающее влияние на характер, содержание, формы и методы управления, и, следовательно, на качество управления; 3) в теории систем - это функциональная подсистема, обеспечивающая коррекцию (управление) системы относительно цели.

 Операция управления это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной (локальной) цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.

 Организационная культура – это выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение, как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих в организации.

 Организационная структура – способ разбиения задач и распределения обязанностей между группами (исполнителями, подразделениями, подсистемами). Организационная структура – это функциональное понятие, описывающее распределение выбора. Прежде всего, речь идет об определении того, кто за что отвечает. Более сложные аспекты организационной структуры связаны с определением того, от кого должно завис



2019-08-13 471 Обсуждений (0)
Семинар 6. Качество и эффективность систем управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар 6. Качество и эффективность систем управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)