Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общество как динамически развивающаяся система. Структура общества



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Общество как динамически развивающаяся система. Структура общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Независимо от ориентации на ту или иную программу исследования, необходимо признать, что общество – это и люди, и их деятельность, и ее результаты. Общество –это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости.Общество как саморазвивающаяся с-ма харак-ся: 1)разнообразием элементов и связей между ними; 2)интегративностью, кот обеспечивается нормами и схемами поведения (мораль, традиции, право); 3)самодостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования; 4)динамичностью и альтернативностью путей развития; 5)нелинейным характером социальных процессов. Основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Под деятельностью понимают специфически чел-кую форму активных отношений к природному и социальному миру с целью его изменения и преобразования и удовлетворения на этой основе возникающих потребностей. Соц. отношения – это формы и способы связей и взаимодействий больших социальных групп, возникающих в процессе совместной деятельности в различных сферах общественной жизни. Все причины социальной динамики можно разделить на  объективные и субъективные. К объективным причинам можно отнести социально-экономические, природно-географи-ческие, демографические. К субъективным причинам относятся этнокультурные факторы (менталитет, традиции). Объективные причины формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и сообществ людей, субъективные же являются результатом сознательной деятельности субъектов. Процесс развития общества, т.е исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, кот исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтар изма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор историч. процесса. Именно люди, индивиды и их сообщества, выступают субъектами социального развития. Проблема соц. динамики тесно связана с вопросом о направленности социальных процессов. Одни исследователи общественной жизни отстаивали идею поступательного восхождения от простых и низших форм организации к более сложным и высшим и обосновывали концепцию социального прогресса. Идея прогрессивного восхождения человечества из состояния дикости к коммунизму как “царству свободы” нашла свое обоснование в социальной философии Маркса. С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею социального регресса и исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Эволюционные изменения осуществляются путем постепенного реформирования различных сторон социальной жизни. Революция– это форма социального развития путем радикальных преобразований всей системы общественных отношений. Чаще всего результаты эволюционного и революционного процессов бывают одинаковыми, но при этом революция сопровождается многочисленными потерями и жертвами.Сферы общественной жизни: экономическая сфера включает в себя материальное производство, а также отношения между людьми, возникающие в связи с производством, обменом, распределением и потреблением материальных ценностей. Элементами социальной сферы являются малые и большие социальные группы, слои, классы и нации, а также формы и способы их взаимодействия. Политическая сфера объединяет государство и его институты, правовую систему, политические партии и объединения. В духовную сферу входят мораль, религия, искусство, наука, которые вместе образуют духовную культуру общества.


41.Линейные и нелинейные подходы к пониманию исторического процесса.

Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Понятие общества сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. Но в их органи-зации - общие для всех элементы: материальное производство, классы, мораль, право.  Эти особенности историч. процесса и порождают различные подходы к его интерпретации: линейный (стадиально-поступательный), нелинейный (цивилизацио-нный).  Линейный подход ориентирует на понимание истории как поступательного развития к ступеням все большего совершенства (прогрессизм), либо последовательного возвра-0щения к простым формам организации (регрессизм). Прогрессистский вариант концепции линейного развития наиболее последовательно воплощен в марксистском учении об общественно-экон-кой формации. Маркс выделил 5 общественно-эк-х формаций: первобытно-общинная, рабовла-дельческая, феодальная, капиталистическая, коммунис-тическая. Учение о формации основывается на следующих положениях:1)совокупность материальных условий существо-вания людей является первичной относительно их общест-го сознания; 2)основой общества выступает способ производства материальных благ со свойственными ему производительными силами и производств-ми отношениями; 3)производственные отношения составляют экономический базис общества; 4)на основе базиса возникает и развивается надстройка как система духовных отношений, идей, а также организаций и учреждений, осуществляющих управление общ-м; 5)причиной перехода от одной формации к др явл-ся противоречие между развивающимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями, а формой такого перехода выступает соц. революция; 6)история общества – это естественный историч. процесс поступательного перехода от одной формации к др по направлению к коммунизму как высшей форме соц организации. Формация – это конкретно-историч. тип общ-ва, находящегося на определенной ступени исторического развития и развивается по своим специфическим законам на основе определенного способа производства. Наиболее существенными недостатками теории формации являются: сведение всего разнообразия общественной жизни к экон-м отношениям, игнорирование локальных (региональных) особен-ностей историч процесса, преувеличение роли насилия в истории. На преодоление этих недостатков и направлен нелинейный подход, реализованный в 2 формах: цивилиза-ционной и культурологической. Признаками цивилизации явл-ся: 1)наличие производства как ср-ва удовлетворения чел-х потребностей; 2)общественное разделение труда; 3)выделение семьи в качестве самостоятельного элемента общества; 4)соц. способ организации людей; 5)совокупность традиций, обычаев и религиозных представлений, определяющих отношение к человеку и природе; 6)наличие постоянно развивающейся и расширяющейся системы позитивных знаний о мире. Цивилизация – это устойчивое культурно-историч сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей и культурных традиций, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ. Понимание цивили-зации дополняется представлением о цивилизации как совокуп-ности отличительных особенностей культуры, эк-ки, традиций, обычаев отдельных стран и народов, либо как о культурно-историческом типе общества. Такое понимание цивилизации и является основой культурологического подхода к оценке историч процесса как смены уникальных локальных культур. Например, основатель этой концепции Данилевский выделял египетскую, китайскую, индийскую, еврейскую, германо-романскую, русскую цивилизации.Цивилизованное общество в его истории представлено двумя типами: традиционным и техногенным (аграрно-техническая, индустриальная, постиндустриальная). Индустриальная цивилизация харак-ся высоким уровнем развития промышленности. Эти черты дополняются в постиндусриальном обществе преобладанием сферы услуг, ведущей ролью науки и информации, индивидуализацией производства и потребления.Высокий уровень технологизации и технизации соврем. общва на основе науки открывает перед человеком в сущности неограниченные возможности в преобразовании мира и удовлетворении своих потребностей.




2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Общество как динамически развивающаяся система. Структура общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общество как динамически развивающаяся система. Структура общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)