Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 3. Возрастная психология



2019-08-13 358 Обсуждений (0)
Часть 3. Возрастная психология 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет психологии развития и возрастной психологии. Место психологии развития в структуре психологического знания.

Развитие как изменения, происходящие в строении тела, психике, поведении человека на протяжении жизни. Психология развития как наука о закономерностях и особенностях развития человека в онтогенезе.

Общая характеристика областей развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Биологические процессы развития: созревание, рост, старение. Влияние среды на развитие человека: научение, социализация. Взаимодействие процессов созревания и научения: критический период, готовность.

Условия и предпосылки психического развития. Индивидуальность и оригинальность, неравномерность и интеграция, компенсация и пластичность как закономерности психического развития. Наследственность и среда, обучение и воспитание, собственная активность человека как факторы психического развития.

Культурно-исторические факторы развития человека. Развитие как взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Развитие как взаимодействие нормативных возрастных, нормативных исторических и ненормативных факторов.

Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития. Исследование, описание, объяснение закономерностей и механизмов развития человека на протяжении жизненного пути. Обеспечение психологической практики в педагогической деятельности.

Организация исследований психического развития. Постановка проблемы. Формулирование гипотез. Проверка гипотезы. Формулирование выводов. Принцип объективности. Выбор условий проведения исследования. Стратегии исследования: лонгитюдная (метод продольных срезов), трансверсальная (метод поперечных срезов), комбинированная (метод когортно-последовательных срезов).

Методы сбора данных, их надежность, валидность. Неэкспериментальные методы (наблюдение, стандартизированная беседа, анализ продуктов деятельности), диагностические методы (тесты, шкалы), экспериментальные методы (естественный, лабораторный, формирующий эксперименты).

Этические нормы проведения психологических исследований.

Методы развивающей работы психолога. Коррекционные приемы и упражнения. Методы активного социально-психологического обучения. Методы регуляции психического состояния. Аутогенная тренировка.

Тема 2. Проблема де­терминант психического развития ребенка

Исторические и социальные предпосылки становления возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Научные основы возрастной психологии. Идеи Дж. Локка и Ж. Руссо как начало дебатов относительно влияния природы и воспитания на ход развития. Эволюционная теория Ч. Дарвина как основа научного подхода к развитию человека. Э. Геккель и С. Холл: вопрос о соотношении филогенеза и онтогенеза.

В. Прайер и А. Бине: использование научных методов для эмпирических исследований развития детей. Д. Болдуин: ассимиляция и аккомодация как основные механизмы развития ребенка.

Психоаналитические теории. Детерминизм внутренних биологических влечений как основа развития человека: теории З. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Боулби.

Основные проблемы и тенденции современной возрастной психологии и психологии развития. Спорные вопросы теорий развития: о факторах (природа или воспитание), характере (непрерывность или скачкообразность) и природе объекта развития (организм или механизм). Проблема соотношения обучения, воспитания и развития: подходы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Э. Торндайка.

Теории научения. Развитие человека детерминировано воздействием внешней среды. Философская основа: концепция tabula rasa (Дж. Локк). Естественнонаучная основа: концепция классического обусловливания И.П. Павлова. Бихевиоризм: этапы развития (теории Д. Уотсона, Э. Торндайка, Б.Ф. Скинера) и основные положения (концепция реактивных существ; классическое и оперантное обусловливание; модификация поведения). Теория социального научения А. Бандуры: подражание и следование поведению модели.

Когнитивные теории. Развитие человека детерминировано способами обработки информации, которые генетически запрограммированы и зависят от степени зрелости индивидуума. Структуралисты (Ж. Пиаже, Д. Брунер, Х. Вернер): изучение ментальных структур и способов обработки информации. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Информационный подход к развитию: программы исследования способов приема, обработки и хранения информации. Когнитивное развитие в культурно-историческом контексте (Л.С. Выготский): зоны актуального и ближайшего развития.

Теории «Я» и гуманистическая психология. Развитие как самостоятельный и ответственный выбор человеком жизненного пути. Основные положения теорий А. Маслоу и К. Роджерса относительно закономерностей и особенностей развития.

Тема 3. Проблема соотношения обуче­ния и развития

Обучение, обученность и обучаемость. Психологические показатели обученности и обучаемости.

Психологические основы воспитания. Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека.

Соотношение обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Когнитивный, поведенческий, культурно-исторический подходы.

Учет уровня «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Социально-исторический подход в психологии обучения (М. Коул). Использование принципов развития для оптимизации процессов обучения. 

Тема 4. Проблема возраста и возрастной периодизации психиче­ского развития

Понятия «хронологический возраст» и «психологический возраст». Психический инфантилизм, акселерация. Ключевые характеристики категории «психологический возраст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сфере сознания и личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Проблема периодизации психического развития в различных теоретических концепциях. Моносимптомотический подход, полисимптомотический подход, комплексный подход к периодизации психического развития.

Критерии для выделения стадий развития (Д. Флейвелл). Сравнение основных стадий развития, выделяемых в разных теориях. З.Фрейд: психосексуальные стадии развития. Э. Эриксон: психосоциальные стадии развития. Ж. Пиаже: стадии когнитивного развития. Джерсилд: аффективные стадии развития. Л.С. Выготский: критические стадии развития. Д.Б. Эльконин: смена ведущего вида деятельности как основа возрастной периодизации.

Понятие «сенситивный период развития». Взаимосвязь развития психических процессов, поведения и личности человека.



2019-08-13 358 Обсуждений (0)
Часть 3. Возрастная психология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 3. Возрастная психология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)