Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях



2019-08-13 482 Обсуждений (0)
Тема 14. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Теории психической депривации. Многоуровневое понимание психической депривации. Этапы развития концепций психической депривации: эмпирический, мобилизующий, критический, экспериментально-теоретический. Определение и сравнительный анализ понятий депривация, фрустрация, конфликт, запущенность. Социальная изоляция и сепарация.

Внешние условия депривации. Типы депривационной личности ребенка в закрытых учреждениях. Депривация в семье. Депривация в широкой общественной среде. Экстремальные жизненные ситуации. Общественные условия депривации. Культура и депривация.

Внутренние условия депривации. Условия развития. Различия по полу. Конституциональные различия. Патологические различия. Сенсорные нарушения. Двигательные нарушения. Расстройства интеграции психических функций.

Экспериментальный подход. Опыты на животных (сенсорная и когнитивная депривация, аффективная и социальная депривация). Опыты на людях (сенсорная и когнитивная, социальная и эмоциональная депривация).

Распознание последствий психической депривации. Прогноз и исправления депривационных нарушений. Предупреждение депривации. Помощь неполным семьям и семьям, которым грозит распад. Помощь занятым женщинам. Замещающая забота о детях. Предупреждение общественной и культурной депривации.

Классификация особых и экстремальных условий. Факторы, вызывающие экстремальные условия. Факторы, детерминирующие развитие личности в экстремальных условиях.

Часть 4. Педагогическая психология

Тема 1. Научение и учение

Сущность научения. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Трактовка понятия «научение» в зарубежной и отечественной психологии. Классификация деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Т. В. Габай). Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение». Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина). Научение/обучение/учение — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Различные трактовки научения в психологической науке (Л. Б. Ительсон, В. Д. Шадриков, Р. С. Немов и др.). Бихевиористская концепция научения. Классическое обуславливание по И.П. Павлову. Коннекционизм Э. Торндайка. Оперантное обуславливание Ф. Скиннера. Социально-когнитивное научение по А. Бандуре. Научение и память. Когнитивный подход к научению: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и Дж. Брунер.

Тема 2. Психология учебной деятельности

Концепция учебной деятельности. Трактовки понятия «учебная деятельность» (УД). Трактовка УД в «классической» советской психологии и педагогике, в направлении Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Сущность учебной деятельности. Концепция учебной деятельности в психологии как один из подходов к процессу учения. Теоретико-методологические основы концепции учебной деятельности. Представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Понятие «субъект познания». Субъектность ученика как способность воспроизвести содержание, путь, метод теоретического (научного) познания. Трактовка образовательного процесса. Понятие «развивающее обучение». Организация обучения по теоретическому типу. Особенности учебной деятельности. Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (Д. Б. Эльконин). Особенности усвоения знаний в УД. Структура учебной деятельности. Определение структуры учебной деятельности (В. В. Репкин, А. У. Варданян, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Понимание школьником учебных задач (УЗ). Осуществление школьником учебных действий. Выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Характеристика компонентов УД. Общепсихологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев). Психологическое строение индивидуальной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Потребность УД. Учебная задача. Специфика учебной задачи. Мотивы учебной деятельности. Учебные действия (И. Ломпшер, А. Коссаковски, В. В. Давыдов и др.). Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности. Особенности формирования УД. Закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности (В. В. Давыдов). Становление УД. Диагностика учебной деятельности. Основные аспекты диагностики уровня сформированности учебной деятельности (А. К. Маркова). Диагностика состояния видов деятельности школьника критериально-ориентированными тестами. Теория поэтапного формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действий.



2019-08-13 482 Обсуждений (0)
Тема 14. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)