Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Психологические особенности подростка



2019-08-13 489 Обсуждений (0)
Тема 10. Психологические особенности подростка 0.00 из 5.00 0 оценок




Подростковый возраст как социально-историческое явление: теории, концепции (Ж.Ж. Руссо, С. Холл, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Левин, Дж. Коулмен, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А. Гезелл, Э. Эриксон, Л.С. Выготский). Основные факторы современной культуры, влияющие на развитие подростка: возрастная сегрегация, длительная экономическая зависимость, нестабильность в мире, средства массовой информации.

Физическое развитие. Морфо-функциональные изменения: пубертат, гормональное созревание. Адаптация подростка к изменению внешности. Развитие сексуальных установок и половой идентичности.

Когнитивное развитие. Внимание: произвольность. Восприятие: апперцепция, избирательность. Мышление: развитие комбинаторики, развитие пропозициональных операций, гипотетико-дедуктивное мышление. Воображение: творческое, активное. Речь: внутренняя диалогичность.

Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин). Основные новообразования возраста: формирование «Мы-концепции», формирование референтных групп, чувство взрослости.

Личностное развитие. Становление самосознания, личностной идентичности. Референтные отношения. Акцентуации характера. Эмоциональное развитие. Аффективность. Застенчивость. Социальные фобии. Агрессивность. Делинквентность.

Тема 11. Психология ранней юности

Кризис юношеского возраста как кризис саморегуляции. Переход от нормативной регуляции поведения к ценностно-смысловой саморегуляции поведения.

Когнитивное развитие. Рефлексия мыслительных процессов. Развитие мнемотехники. Визуальный реализм. Интеллектуальный реализм. Информационный подход к когнитивному развитию в юношеском возрасте.

Потребность ориентации в смыслах жизни как базовая потребность возраста. Идеалы и альтернативы. Ценностные ориентации. Философская интоксикация сознания. Ценностный релятивизм.

Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин). Профессиональная ориентация. Методы изучения способностей и склонностей с целью первичной профориентации.

Личностное развитие. Задачи развития в юности. Чувство одиночества. Категории психологического настоящего, прошлого, будущего. Становление «дальней» мотивации. Интеграция личности.

Тема 12. Психология зрелых возрастов

Стадии зрелого возраста. Ранняя зрелость (20-40 лет) как этап установления близких личных связей с другим человеком. Средняя зрелость (40-60 лет) как этап переоценки целей и притязаний.

Физическое развитие. Ранняя взрослость: физическая сила и выносливость; физическая форма и здоровье; развитие сексуальности. Средняя взрослость: психофизиологические и морфо-функциональные изменения; болезни и образ жизни; менопауза и климактерий; сексуальность.

Когнитивная сфера. «Стадии» студенческого мышления. Диалектическое мышление как важное достижение этапа взрослости (К. Ригель). Стадии когнитивного развития взрослых (Шайи). Смысловые системы (Кеган). Текучий и кристаллизованный интеллект. Когнитивные навыки и среда.

Задачи развития в эпоху взрослости: половые различия (Э. Эриксон, Вайллент, Левинсон, Стюарт). Защитные механизмы в зрелом возрасте. Стадии развития личности (Ловингер, Кеган). Контекст развития взрослого человека: личность, семья и работа.

Профессиональный цикл (Супер, Хейвигхерст). Упрочение, сохранение и изменение карьеры. Творческая активность. Феномен «акме» как вершина творческого развития человека. Профессиональные, личностные кризисы в зрелом возрасте. Феномен «эмоционального сгорания», феномен «получение наслаждения от профессиональной деятельности».

Меняющаяся семья. Одинокие люди. Создание пары. Семейный цикл. Родительство. Развод и повторный брак.

Тема 13. Психология старости и старения

Эйджизм как социальная установка. Концепции психосоциального развития в старости. Периоды поздней взрослости: предстарческий (60-69 лет); старческий (70-79 лет); позднестарческий (80-89 лет); дряхлость (90-99 лет). Причины старения.

Физические аспекты старения. Изменение внешности, сенсорики, морфофункциональные изменения. Здоровье и болезни, лекарства и питание.

Теории старения. Стохастические теории. Теории генетически запрограммированного старения. Типы старения: конструктивный, защитный, агрессивно-активный, пассивный.

Когнитивные изменения. Особенности познавательной способности в старости. Скорость выполнения операций. Память. Угасание интеллекта. Причины снижения интеллекта: деменция; болезнь Альцгеймера; косвенные причины.

Личностная сфера. Проблемы возраста: смена статуса, тревожность, социально-психологическая дезадаптация, отрицательная личностная установка. Задачи развития в поздней взрослости. Варианты пенсионной жизни. Семейные и личные отношения.

Смерть и умирание. Мысли о смерти и страх смерти. Стадии приспособления к умиранию (Э. Кюблер-Росс). Альтернативные пути умирания. Хосписы. Горе и приспособление к тяжелой утрате.



2019-08-13 489 Обсуждений (0)
Тема 10. Психологические особенности подростка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Психологические особенности подростка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)