Методические рекомендации
При ответе на вопрос о понятии личности в психологии, соотношении понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» важно осознать, что личность – это центральная проблема психологической науки, определяющая человека как продукт и феномен социальной действительности. Формирование личности – сложный и многогранный процесс, который определяется взаимодействием биологически обусловленных предпосылок и социальных факторов. Человек – это наиболее общее интегративное понятие, обозначающее биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, характеризующееся прямохождением, приспособленностью рук к трудовой деятельности и имеющее высокоразвитый мозг. Человек воплощает высшую ступень развития жизни, нерасторжимое единство природного и социального. Отражая социально-родовую сущность, каждый отдельный человек характеризуется чем-то единичным, индивидуальным. Индивид – это конкретный человек, представитель вида homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. В понятии «индивид» отражена родовая принадлежность человека, наделенного сознанием, благодаря которому он способен не только отражать окружающий мир, но и воспринимать, преобразовывать его в соответствии со своими потребностями, интересами, взглядами. Личность – фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. Понятие «личность» нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Главным моментом в характеристике личности является ее социальная обусловленность. Изучающим юридическую психологию следует иметь в виду, что она, с одной стороны, опирается на фундаментальные понятия, принятые в психологии, а с другой – должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права. Проблема усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для юристов, правоведов, использующих понятия «личность субъекта правоотношений», «личность участника уголовного процесса», «личность виновного» и т.д. Например, в ст. 10 УПК РФ одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности». Или: при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3. ст. 60 УК РФ). Термин «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2. ст.73 УК РФ). Целый раздел Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности»[7]. Термин «личность» происходит от слова «личина» (persona - лат.), или маска, в которой выступал актер на сцене древнего театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием роли. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало использоваться в определении личности, человека, выступающего в той или иной социальной роли. Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» – на связь человека с обществом, социальной средой. При описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы: 1) биологический – личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству; 2) экспериментальный – изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях; 3) социальный – изучается социальная среда, социальные роли; 4) гуманистический – в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности – ее духовное начало, отражающее ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида. Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств. Данное понятие содержит в себе лишь те личностные свойства, такое их сочетание, которые данного человека отличают от других людей. Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности. Личность с ординарной индивидуальностью будет способствовать поддержанию типичных процессов в обществе, личность с неординарной индивидуальностью будет способствовать изменению общества, предотвращая в нем застой. Законопослушность относится к типичным проявлением личности, такая личность является просоциальной. Неприятие закона или общественных ценностей в целом относится к проявлению индивидуальности. Степень неприятия может проявляться либо в негативности асоциальной личности, имеющей интересы, противоречащие общественным, либо в разрушительном воздействии антисоциальной личности. К ординарному (обычному) типу индивидуальности будут относиться личности, нарушающие закон, к неординарному – изменяющие и развивающие его во благо общества, т.е. ради себя и других личностей, его составляющих. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность» можно обозначить с помощью следующей схемы (рис.2).
Рис. 2. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»
При ответе на вопрос о психологической структуре личностинеобходимо проанализировать различные подходы к рассмотрению структуры личности. Психологическая структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых свойств, качеств, позиций, алгоритмов действий и поступков человека, сложившаяся в течение жизни и определяющая его поведение и деятельность[8]. Заслуживает особого внимания разработанная К.К. Платоновым динамическая структура личности, включающая в себя четыре подструктуры: 4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности, включает темперамент, возрастные, половые и патологические свойства, которые формируются путем повторения (тренировки); 3-я – подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; 2-я – подструктура опыта, в которую входят знания, навыки и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я, высшая и в основном социально-обусловленная, – подструктура направленности, формируемая путем воспитания[9] (табл.1).
Таблица 1
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |