Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 269 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




При ответе на вопрос о понятии личности в психологии, соотношении понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» важно осознать, что личность  – это центральная проблема психологической науки, определяющая человека как продукт и феномен социальной действительности. Формирование личности – сложный и многогранный процесс, который определяется взаимодействием биологически обусловленных предпосылок и социальных факторов.

Человек  – это наиболее общее интегративное понятие, обозначающее биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, характеризующееся прямохождением,  приспособленностью рук к трудовой деятельности и имеющее высокоразвитый мозг. Человек воплощает высшую ступень развития жизни, нерасторжимое единство природного и социального. Отражая социально-родовую сущность, каждый отдельный человек характеризуется чем-то единичным, индивидуальным.

Индивид  – это конкретный человек, представитель вида homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. В понятии «индивид» отражена родовая принадлежность человека, наделенного сознанием, благодаря которому он способен не только отражать окружающий мир, но и воспринимать, преобразовывать его в соответствии со своими потребностями, интересами, взглядами.

Личность – фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

 Понятие «личность» нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений.

Личность  – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Главным моментом в характеристике личности является ее социальная обусловленность.

Изучающим юридическую психологию следует иметь в виду, что она,  с одной стороны, опирается на фундаментальные понятия, принятые в психологии, а с другой – должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права. Проблема усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для юристов, правоведов, использующих понятия «личность субъекта правоотношений», «личность участника уголовного процесса», «личность виновного» и т.д. Например, в ст. 10 УПК РФ одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности». Или: при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3.  ст. 60 УК РФ). Термин «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2.  ст.73 УК РФ). Целый раздел Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности»[7].

Термин «личность» происходит от слова «личина» (persona - лат.), или маска, в которой выступал актер на сцене древнего театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием роли. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало использоваться в определении личности, человека, выступающего в той или иной социальной роли. Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» – на связь человека с обществом, социальной средой.

При описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

1) биологический  – личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству;

2) экспериментальный – изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях;

3) социальный  – изучается социальная среда, социальные роли;

4) гуманистический – в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности – ее духовное начало, отражающее ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

Индивидуальность  – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств. Данное понятие содержит в себе лишь те личностные свойства, такое их сочетание, которые данного человека отличают от других людей. Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.

Личность с ординарной индивидуальностью будет способствовать поддержанию типичных процессов в обществе, личность с неординарной индивидуальностью будет способствовать изменению общества, предотвращая в нем застой. Законопослушность относится к типичным проявлением личности, такая личность является просоциальной.

Неприятие закона или общественных ценностей в целом относится к проявлению индивидуальности. Степень неприятия может проявляться либо в негативности асоциальной личности, имеющей интересы, противоречащие общественным, либо в разрушительном воздействии антисоциальной личности.

К ординарному (обычному) типу индивидуальности будут относиться личности, нарушающие закон, к неординарному – изменяющие и развивающие его во благо общества, т.е. ради себя и других личностей, его составляющих.

Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность» можно обозначить с помощью следующей схемы (рис.2).

 

 

 

Рис. 2. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

 

При ответе на вопрос о психологической структуре личностинеобходимо проанализировать различные подходы к рассмотрению структуры личности.

Психологическая структура личности  – целостное системное образование, совокупность социально-значимых свойств, качеств, позиций, алгоритмов действий и поступков человека, сложившаяся в течение жизни и определяющая его поведение и деятельность[8].

Заслуживает особого внимания разработанная К.К. Платоновым динамическая структура личности, включающая в себя четыре подструктуры:

4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности, включает темперамент, возрастные, половые и патологические свойства, которые формируются путем повторения (тренировки);

3-я – подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения;

2-я – подструктура опыта, в которую входят знания, навыки и привычки, приобретенные   путем обучения;

1-я, высшая и в основном социально-обусловленная,  – подструктура направленности, формируемая путем воспитания[9] (табл.1).

 

Таблица 1



2019-08-13 269 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)