Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иерархическая структура личности по К.К. Платонову



2019-08-13 1256 Обсуждений (0)
Иерархическая структура личности по К.К. Платонову 0.00 из 5.00 0 оценок




    Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
1.   Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
2. Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (больше социального, чем биологического)
3.   Подструктура форм отражения Особенности познавательных и эмоциональных процессов Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
4.   Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

Некоторые авторы, трактуя данную структуру личности или просто творчески ее используя в своих разработках, излагают подструктуру в обратном порядке, с 1-й по 4-ю, а иногда добавляют 5-ю и 6-ю: характер и способности.

Также заслуживает внимания рассмотрение структуры личности, предложенной  С.Л. Рубинштейном.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну представлена следующими блоками:

1) направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении;

2) знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Целесообразно рассмотреть зарубежные концепции личности, в которых структурные элементы выглядят несколько иначе по сравнению                     с отечественным подходом к рассмотрению личностных образований.                          В зарубежных концепциях личности содержится ценная информация для сотрудников правоохранительных органов относительно причин асоциального и противообщественного поведения личности. Некоторые структурные элементы личности, представленные в концепциях З. Фрейда и К. Юнга, объясняют целостность личности ее дихотомичностью.  

Структура личности, предложенная З. Фрейдом, содержит три основных компонента – Ид, Эго и супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я).

Ид («Оно») – это первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная часть личности. Ид содержит все уникальное, все, что есть при рождении; те инстинкты, которые возникают в соматической органи­зации и которые в Ид находят первое психическое выражение. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем оно целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознатель­ное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого влияния не умень­шается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором, власть которого неограниченна, но властвовать он может только через посредников.

Эго («Я») – развивается из Ид и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Созна­тельная жизнь протекает преимущественно в Эго. Накапливая опыт (в памяти), Эго учится избегать опасных раздражителей, адаптируется к умеренным воздействиям извне и, главное, осознавая мир, посредством активной деятельности пере­страивает его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно об­ретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли ин­стинктивная потребность реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных об­стоятельств.

Суперэго («сверх-Я»), развиваясь из Эго, является судьей и цензором деятельности и мыслей человека. Это хранилище выработанных обще­ством моральных установок и норм поведения. З. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение и формиро­вание идеалов. В качестве совести оно судит, ограничивает, за­прещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблю­дение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Эго.

Основная цель взаимодействия всех трех систем – Ид, Эго и супер-Эго – поддерживать или (при нарушении) восстанавли­вать оптимальный уровень динамического развития психической жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудо­вольствие.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными  и агрессивными мотивами. Человек находиться в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека[10].

Швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг предложил классификацию типов личности, делившую людей на интровертов и экстравертов[11]. 

Интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир (это – чувствительный, малообщительный, внешне сдержанный, скрытый, безучастный или просто неуверенный в себе, порой необоснованно застенчивый индивид).

Экстравертированный тип – на внешние обстоятельства, окружающие его объекты (это –  деятельный, активный, прагматичный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты).

Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым психологическим инструментом анализа и оценки личности, необходимым для верного выбора методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан. 

При ответе на вопрос о потребностно-мотивационной сфере личности необходимо знать, в чем она проявляется, то есть знать основные мотивационные состояния человека (интересы, желания, стремления, намерения, влечения, установки), а также структуру потребностей человека.

Мотивация – совокупность психических процессов и причин психологического характера, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность[12].

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательным обоснованием поведенческого акта является мотив.

Мотив  – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта[13].

Мотивы следует отличать от мотивировки  – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерар­хией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»).

Мотивационные состояния человека отличаются от мотивационных состояний животных, так как они регулируются второй сигнальной системой. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стрем­ления, намерения, влечения, установки.

Интерес –эмоционально насыщенная направленность на объект, связанный со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.       

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью.

Желание   это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному[14].

Желание представляет собой оп­ределенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом дейст­вий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:

1) естественные и необходимые (желания еды, питья, сна, отдыха и             т.п.);

2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания);

3) желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень последней, третьей, группы желаний необъятен: желания, связан­ные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека небезупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивны­ми, не знающими границ своего удовлетворения.

Желание связано со стремлением  – повышенным эмоциональным тяготе­нием к объекту желания. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности. 

Намерение  – это сознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либо сделать[15].

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное плани­рование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обес­печивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения.

Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором человек плохо осознает свои потребности, мотивы поведения[16].

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности:

1) ориентировочные реакции;

2) сексуальное влечение;

3) голод (пищевое влечение);

4) жажда.

Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению ин­стинктивных побуждений.

Так, в структуре преступности значительное место занимают необуздан­ные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным спосо­бом.

Установка внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам, предметам и явлениям действительности[17].

Различают два вида установки общую и дифференцированную (фиксирован­ную). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; диффе­ренцированная – в отношении отдельных объектов.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения чело­века, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет «норму его реакции».

Установка стабилизирует поведение индивида, освобождает его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стан­дартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.

В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обуслов­ливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным об­разом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референт­ной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельст­вах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведе­ния состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов–  на­правленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются инте­ресы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки (рис. 3).

Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения яв­ляются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направлен­ность личности.

Направленность личности в значительной мере определяет ее способно­сти и характер.

 

 

Потребности

 

Внешние условия

 

Мотивационные состояния

 

Установки Влечения Интересы Желания Стремления

 

Рис. 3. Направленность личности

Потребность – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни организма и развития его личности.

Известный американский психолог А. Маслоу в рамках своей теории выделяет семь классов потребностей. Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия.

Согласно концепции Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление физиологические (органические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации[18].

 

Контрольные вопросы

1. Как понимается «личность» в психологии? Дайте определение личности через понятие «сознание».

2. Охарактеризуйте основные компоненты структуры личности.

3. Дайте общую характеристику направленности личности.

4. Назовите отличительные особенности личности от индивидуальности?

5. Охарактеризуйте подструктуры личности по К.К. Платонову.

6. Назовите структурные компоненты личности в теории З. Фрейда?

7. Охарактеризуйте основные виды потребностей человека, установите связь между ними.

8. Какие методы изучения личности вы знаете?



2019-08-13 1256 Обсуждений (0)
Иерархическая структура личности по К.К. Платонову 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иерархическая структура личности по К.К. Платонову

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)