Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа



2019-08-13 248 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели работы:

1. Понять сущность психических познавательных процессов.

2. Формирование потребности в саморазвитии личностных свойств, необходимых в юридической деятельности.

 

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика познавательных процессов. Учет их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.

2. Понятие ощущений, виды и закономерности ощущений.

3. Сущность и свойства восприятия.

4. Характеристика, виды внимания и памяти.

5. Понятие и характеристики мышления, речи и воображения.

 

 Методические рекомендации

 

В данной теме дается представление о психических процессах, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, благодаря чему человек получает знания об окружающем мире и самом себе.

При рассмотрении вопроса об общей характеристике познавательных процессов, учете их закономерностей в профессиональной деятельности юриста необходимо учитывать, что одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает психические, познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие личностные особенности человека. К ним прежде всего относятся перцептивные процессы: ощущения, восприятие, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма, а также внимание, память, мышление, воображение, речь. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также других видов деятельности. Основанная функция этих процессов – познавательно-аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодинакова. Так, простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляется с помощью воображения, мышления и речи. И конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.

Юристу важно знать общие особенности каждого психического познавательного процесса, которые играют исключительную роль в его профессиональной деятельности и жизни вообще.

При рассмотрении вопроса опонятии, видах и закономерностях ощущений следует обратить внимание на то, что представление о психических познавательных процессах начинается с простейшего процесса – ощущений. Здесь необходимо дать представление об органах чувств и обратить внимание на такие понятия, как «рецепторы», «анализаторы», «рефлекторное кольцо», раскрыть основные характеристики ощущений. Следует показать взаимосвязь ощущения и восприятия и отличие образа восприятия от свойств ощущений, на основе которых он строится.

Ощущения  – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений[19].

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окрашены, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Например, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, лишающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание существенно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.

Через систему анализаторов, расположенных как снаружи, так и внутри человеческого тела, головной мозг получает информацию о тех или иных свойствах окружающих предметов; ощущения служат источником знаний об окружающем мире.  Анализатор — это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей. Это способность психики к отражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точностью.

В.Н. Волков считал, что в зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, различают следующие виды ощущений:

- зрительные – возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза;

- слуховые – воспринимают и контролируют свою и чужую речь, высоту, громкость и тембр звука;

- обонятельные – реакция на пахучие вещества, попадающие в носовую полость вместе с воздухом;

- вкусовые – возникают при воздействии пищи, воды, слюны на рецепторы вкусовых почек языка, глотки, неба, надгортанника;

- кожные (тактильные)  – возникают в ответ на холод, тепло;

- двигательные (кинетические)  – дают ощущения движения органов тела или изменения их положения;

- осязательные – складываются из кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов;

- равновесия – сигнализируют о движении и положении головы и тела;

- органические  – сигнализируют об ощущениях голода, насыщения, жажды, тошноты, внутренних болей и других нарушений;

- вибрационные – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или вибрирующими предметами[20].

Обычно в чистом виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, болевые ощущения.

По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувстви­тельности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свидетелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отнести следующие:

Чувствительность анализатора. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д.

Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.

Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений.

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д. Деятельность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повы­шается, а под действием сильных  –  снижается.

Данную закономерность необходимо учитывать в следственной               (су­дебной) практике при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно».

На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3–5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.

Взаимодействие ощущений. В повседневной жизни на наши ре­цепторы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы постоянно испытываем различные ощущения. В результате взаимодействия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется: либо возрастает, либо снижается.

Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощущения и т.д.

Последовательные образы. Нередко при длительном воздействии на анализатор раздражитель продолжает ощущаться даже после того, как он прекратил свое действие. Какое-то время человек его еще «видит», «слышит» и т.д. Эти ощущения в виде последовательных образов имеют значение при оценке решений, принимаемых в экстремальных условиях[21].

Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.

Поэтому юристам, особенно следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.

При рассмотрении вопроса о сущности и свойствах восприятия необходимо охарактеризовать основные свойства восприятия как психического познавательного процесса, показать взаимосвязь восприятия и представления, а также раскрыть ошибки (иллюзии) восприятия, их влияние на свидетельские показания.

Восприятие  – это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств[22].

В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений.

В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятель­ные, вкусовые, кинестетические.

Исходя из организации процессов восприятия выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Юристу следует вырабатывать в себе такое производное от данного вида восприятия качество, как наблюдательность.

К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие.

Предметность, целостность, структурность восприятия  – оказывают регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей.

А.Г. Маклаков отмечал, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни называется апперцепцией[23].

Апперцепция проявляется в особой зависимости восприятия и содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. Основными факторами, влияющими положительно или отрицательно на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия,  являются:

- перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности;

- сюжетное осмысление им возникшей ситуации;

- объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия;

- опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления.

Говоря о восприятии объектов, следует также упомянуть еще и об ис­кажающем влиянии фона, как на конфигурацию, так и на цвет предмета.

Восприятие пространства  – включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относительно друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет исключительно важное значение.

В основе пространственного восприятия лежит деятельность вестибулярного, глазодвигательного аппаратов, участие бинокулярного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от сведения зрительных осей на фиксируемом предмете (конвергенция) и ощущения от изменения преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны (аккомодация). Также активную роль в восприятии пространства в сочетании со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические анализаторы.

Поэтому, когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно предложить ему последовательно определить расстояние до отдельных точек, а уж затем, суммировав данные анализа, попытаться определить искомую величину.

Также большое значение для восприятия пространства имеют по­ложение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей.

Восприятие времени – это отражение в сознании человека после­довательности, длительности, скоротечности явлений действительности, другими словами – ориентировка человека в самом времени. В основе восприятия времени лежат ритмические процессы жизнедеятельности организма.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать большой объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

При рассмотрении вопроса о характеристике, видах внимания и памяти следует раскрыть особенности внимания как психического познавательного процесса и состояния человека. Наряду с рассмотрением свойств и функций внимания необходимо охарактеризовать и способы развития внимания. Говоря о памяти следует прежде всего, обратить внимание на процессы памяти, охарактеризовать каждый из них, выделить формы и виды памяти.

Одним из определений внимания в психологии является предложенное А.Г. Маклаковым  понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека на одном или нескольких объектах его внешнего или внутреннего мира, выделенных из окружающей действительности[24].

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своими действиями. Первоначально внимание возникает как настороженность, своего рода готовность к восприятию того или иного объекта, постепенно перерастающая в его созерцание и дальнейшее углубленное изучение (С.Л. Рубинштейн). Внимание проявляется в различных психических (восприятие, мышление), двигательных процессах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой деятельности как составной элемент этих процессов. Характеризуя динамику (направленность, избирательность) познавательных процессов, внимание неотделимо от них.

Факторы, определяющие внимание:

1. Внешние факторы, определяющие направленность внимания.               К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что он не обратил внимания на какой-либо сильный раздражитель, это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, либо просто не желает по какой-то причине говорить правду.

2. Новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.

В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико.

Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей.

Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценить их показания.

Данная рекомендация имеет особо актуальное значение, например, для следователя, действующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать свое внимание во многом обеспечивает качественное выполнение им своих служебных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации. Субъективные факторы, определяющие направленность внимания, – соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям, а также чувства, эмоции, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению.

Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению.

На уровень внимания в значительной степени влияют общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности. Если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, — произвольное внимание, которым юрист должен управлять[25].

Характеристика внимания. Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие.

Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изо­лированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 6 элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.

Концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределяемость, объем тесно связаны между собой.

Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в производстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внимания следователя и по каждому из них он мог планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования.

Устойчивость внимания  определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12с.

Переключаемость внимания. Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучения поступивших материалов с приемом посетителей.

Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является условным.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называют памятью[26]. Память – один из основных психических процессов, без которого не может быть индивидуального развития, становления личности. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Недаром память называют цементом личности. Распад памяти – распад личности: человек превращается в живой автомат, реагирующий на стимул, который действует только в данный момент.

В.В. Романов по характеру психической активности различал следующие виды памяти:

1. Образная память. Она основана на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие представления в памяти сопровождаются различными эмоциями.

2. Двигательная память. В ее основе лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве. Свидетели дают очень важные показания о происшествии, связанные со своими действиями.

3. Эмоциональная память –  запечатление и сохранение в сознании переживаний и чувств. Она является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

4. Вербально-логическая память, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Это ведущий вид памяти[27].

В зависимости от длительности сохранения различают:

      1) кратковременную память (запоминание на короткий срок);

      2) оперативную (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти);

      3) долговременную (длительное сохранение материала после многократного повторения).

В соответствии с целями деятельности, в которую включено, запоминание может быть:

     - произвольным, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;

     - непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

1) смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов;

2) составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выясне­нию; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям: по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам;

3) составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отра­жением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

4) сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и других ис­точниках доказательств.

Использование закономерностей функционирования памяти важно учитывать юристу в профессиональной деятельности, например при оказании помощи дающему показание. Для этого опытный следователь содействует установлению возможно большего количества ассоциаций, с этой целью он осуществляет выезд на место происшествия, напоминает свидетелю фабулу события, отдельные детали. Значительно облегчает дачу показаний хронологическая последовательность воспроизведения, напоминание свидетелю  о последовательности достоверно установленных фактов, внимательное выслушивание рассказа о том, что предшествовало событию, даже если это не имеет прямого отношения к делу.

При рассмотрении вопроса о понятии и характеристике мышления, речи и воображения следует раскрыть сущность мышления как познавательного процесса, уделить внимание методам и операциям мышления с использованием упражнений, способствующих развитию креативности, способам развития дивергентного (творческого, вариативного) мышления с использованием модели интеллекта Гилфорда. Необходимо раскрыть взаимосвязь мышления и речи. Говоря о речи, следует уделить внимание различению понятий «речь» и «язык», освоению речи как процессу развития смыслов и значений. Дать понятие воображения, свойств и функций этого психического процесса, а также связи воображения с творчеством.

Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и другими науками – философией, логикой, физиологией, кибернетикой.

Среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности, высшим и наиболее сложным процессом является мышление, которое активно влияет на формирование личности, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития (мы судим о предметах, явлениях по их внешним проявлениям). Например: не зная еще о том, кто совершил преступление, следователь при осмотре места происшествия по результатам преступной деятельности опосредованно составляет мнение о возможных свойствах личности преступника, определяет круг возможно причастных к совершенному преступлению лиц.

Мышление  – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности[28].

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопре­деленность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределенности, кого бы она ни касалась – следователя или преступника, побуждает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты решений, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творческое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять следующие виды мышления:

- интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанности;

- наглядно-действенное, характеризующееся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов;

- наглядно-образное, связанное с представлениями ситуации и ее изменения;

- абстрактно-логическое (отвлеченное, словесно-логическое), характеризующееся использованием понятий, логических конструкций[29].

В реальной жизни жесткой дифференциации видов мышления не существует. 

Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых споров.

В.В. Романов выделяет следующие этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска[30].

1. Подготовительный этап – осознается определенная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит решить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.

2. Ориентирование в условиях задачи – анализ возникшей ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) характер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изучения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время строятся гипотетические суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего события и т.д.

3. Определение путей, средств и методов решения задач – определяется направление поисков, способы решения частных задач, что обычно отражается в развернутом плане расследования по уголовному делу.

4. Решение задач по делу – продолжается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему информацию.

5. Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательное подтверждение, мыслительный процесс завершается; если же нет – продолжается, пока не будет достигнут положительный результат.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Р.С. Немов определяет речь как психическую функцию, связанную со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач[31].

Речь – это специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств.

Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой деятельности. Важное значение для речи имеет слух, зрительная система, акустическая модальность речевых процессов.

Речь  – продукт социального развития, она необходима для общения.

Виды речи: внешняя и внутренняя.

Внешняясостоит из письменной и устной (диалогической и монологической). 

Внутренняя – мысленное проговаривание.

Функции речи:

1) экспрессивная  – отражает отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, собственные эмоциональные состояния. Зависит от возраста, пола, национальных, этнических особенностей говорящего;

2) сигнификативная – общение становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками с одними и теми же значениями;

3) интеллектуальная – дает возможность осуществить главнейшее значение речи при взаимодействии с другими людьми;

4) коммуникативная – является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении.

Воображение  – это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений[32].

Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью и возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отношение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека.

С помощью воображения, которое может в какой-то мере компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить правильное решение, прогнозируя конечные результаты своих действий.

Воображение, склонность к фантазированию оказывают большое влияние на процесс формирования и искажения свидетельских показаний.

Воображение бывает пассивным и активным (воссоздающим, творческим). Так, у свидетелей во время допроса обычно функционирует активное, воссоздающее воображение, направленное на создание образов, представлений тех лиц, фактов, явлений, которые они наблюдали в прошлом.

К сожалению, иногда воображение бывает настолько активным, что у свидетелей начинает проявляться склонность к фантазированию, в юридической психологии под этим понятием подразумевается непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем ложных образов.

Активное творческое воображение – профессионально важное качество личности юриста. Оно помогает прогнозировать результаты познавательной деятельности юриста, поведение различных участников уголовного процессах в ситуациях наибольшей неопределенности. Например: осматривая место происшествия, следователь должен представить себе, что здесь могло быть, как вели себя участники преступного события.

В любом виде деятельности творческое воображение оценивается не столько по тому, что может специалист измыслить, не считаясь с реальными требованиями, сколько по тому, как он может преобразовать действительность, отягощенную случайными, несущественными деталями.

Таким образом, воображение – один их познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и раскройте основные закономерности и свойства ощущений. Каково их значение в профессиональной деятельности юриста?

2. Какие закономерности и свойства восприятия в большей степени влияют на формирование свидетельских показаний?

3. Определите значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста.

4. Приведите примеры иллюзий восприятия. Каким образом они могут повлиять на формирование свидетельских показаний?

5. Какие закономерности памяти влияют на запоминание и воспроизведение информации человеком?

6. Опишите основные мнемические приемы, улучшающие запоминание. Укажите их сферы применения в профессиональной деятельности юриста. Проиллюстрируйте примером.

7. Перечислите основные традиционные и нетрадиционные приемы активизации памяти участников уголовного процесса. Возможно ли применение метода гипнорепродукции и когнитивного интервью в отечественной практике?

8. В чем состоят особенности творческого мышления и какие основные его закономерности необходимо учитывать в профессиональной деятельности юриста?

 

Рекомендуемая литература

1. Акентьев П.В. Гипнорепродукционные опросы в работе органов внутренних дел / П.В. Акентьев. – М., 2003.

2. Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики / Э. Анушат. – М., 2001.

3. Баранов П.П. Юридическая психология: учебное пособие / П.П. Баранов, В.И. Курбатов; под ред. А.Н. Ерыгина. – 2-е изд. стер. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

4. Гримак Л. П. Гипноз и преступность / Л.П. Гримак. – М., 1997.

5. Гримак Л.П. Тайны гипноза: современный взгляд / Л.П. Гримак. – СПб., 2004.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.  – СПб., 2004.

7. Психология для юристов: учебник / И.И. Аминов [и др.]. – М.: Омега-Л, 2005.

8.  Психология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009.

9.  Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

10.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –  СПб., 2002.

11.  Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. –  СПб., 2002.

 

Тема 4. Психические состояния. Эмоции. Чув­ства. Состояния

тревожности, психиче­ской напряженности. Фрустрация. Аф­фект. Страдания

Семинар 2

Цели занятия:

1. Раскрыть сущность психических состояний.

2. Рассмотреть психолого-правовую характеристику различных состояний эмоциональной напряженности.

3. Формирование потребности в саморазвитии личностных свойств, необходимых в юридической деятельности.

 

Вид семинара: тематический.

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

 

Учебные вопросы:

1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях.

2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль в уголовном и гражданском  процессе.

3. Уголовно-правовое значение физиологического аффекта. Диагностические признаки аффекта.

4.  Преодоление отрицательных психич



2019-08-13 248 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)