Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 268 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При ответе на вопрос о понятии, структуре и этапах общения следует обратить внимание на значение общения в профессиональной деятельности юриста, так как оно составляет около 80% (остальные 20% занимает оформление документации и технические мероприятия), а также на междисциплинарный характер изучения общения.

В психологическом словаре общение определяется  как «процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»[54].

Один из подходов в изучении психологии общения заключается в выделении в структуре общения трех взаимосвязанных сторон[55]:

1) коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;  

2) перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

3) интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами и взаимовлиянии друг на друга.

В реальности все три стороны общения взаимосвязаны и проявляются почти одновременно. 

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход. Поэтому для юриста жизненно необходима высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов.

При ответе на вопрос о целях, функциях и видах общения следует раскрыть основные цели коммуникативного взаимодействия, классификацию функций общения.

В психологии выделяют следующие цели общения:

- установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

- обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями;

- стимуляция активности партнера по общению для выполнения определенных действий;

- взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

- адекватное восприятие и понимания смысла сообщения, а также взаимное понимание намерений, установок, переживаний и состояний партнеров по общению;

- пробуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также их изменение с помощью своих переживаний и состояний;

- осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

- изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений и решений, потребностей и т.д.

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Наибольшее распространение получила следующая классификация, выделяющая такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникати­вная.

Информационно-коммуникативная функция общения — это передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемен­та: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникато­ра). Изменение доли и характера этих составляющих может существенно по­влиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и приня­тия, а, следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей дея­тельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребно­сти, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участни­ков взаимодействия. Общение здесь нацелено на достижении сра­ботанности, установление волевого единства действий людей. Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетво­ренности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их ре­зультатами  – с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой про­цесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. Соз­нание и эмоции в процессе общения изменяются под влиянием заражения, внушения и убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния может проявляться как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря общению у человека ме­няется эмоциональный настрой. Общение может как усиливать, так и снижать сте­пень психологического напряжения.

Заслуживает внимание приведенная ниже классификация функций общения:

Прагматическая функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, то есть когда необходимо чего-то добиться, необходим результат.

Формирующая функция проявляется в процессе формирования и изменения психологического облика человека.

Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность утвердить себя. Желая быть значимым, утвердиться в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях, подбирая соответствующее окружение. Уильям Джеймс писал: «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связаны с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений (позитивных или негативных по своему знаку). Эмоционально-межличностные отношения не единственный вид социальной связи, но надо отметить, что они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

При ответе на вопрос об особенностях профессионального общения юриста необходимо раскрыть общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, проанализировать влияние навыков общения на профессиональную деятельность юриста.

В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Понятно, что для того, чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Поэтому знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста как коммуникативная компетентность.

Деловое общение – это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентирован­ным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных за­дач. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстанов­ке.

И.И. Аминов разделяет деловое общение на официальное и неофициальное[56].

Примером официального общения является телефонный разговор оперативного сотрудника или следователя по качеству расследования конкретного уловного дела, доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на оперативном совещании. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных заданий. Неофициальное общение чаще всего проходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора.

В каждой профессиональной об­ласти деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональ­ным, иногда служебным, должностным, уставным.

Профессиональному общению юриста присущ ряд признаков. Оно:

- строго целенаправленно;

- регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами);

-  имеет функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, применением профес­сиональной лексики;

- позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в от­ношениях между начальником и подчиненным;

- атрибутивно (проходит в специальных помещениях, предполагает соответст­вующую среду), что создает оптимальную с точки зрения психологии обста­новку.

В сложной и напряженной деятельности юриста невозможно решать поставленные профессиональные за­дачи без достаточной культуры профессионального общения.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли или знания о важных событиях, раскрывая при этом те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называют доверительным. Оно определяется значи­мостью материала, раскрываемого собеседником, и степенью дове­рия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются:

- прочность (устойчивость) психологического контакта;

- отсутствие формального психологического воздействия партнеров по обще­нию и жесткости контроля в его процессе;

- уверенность партнеров в том, что доверенная друг другу информация не бу­дет использована им во вред;

- готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным, конфиденци­альным, не опасаясь за последствия;

- искренность партнеров.

Благодаря доверительным отношениям в следственной и оперативно-розыскной практике раскрывались порой самые сложные и запутанные престу­пления.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие общения и его виды в деятельности юриста.

2. Составные части процесса общения.

3. Что понимается под коммуникативной компетентностью юриста?

4. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.

5. В результате каких причин возникают коммуникативные барьеры, какие обстоятельства влияют на их появление?

6. Речевой этикет и его роль в развитии диалога.

7. Что представляют собой средства невербальной коммуникации? Раскройте их роль в установлении и развитии психологического контакта между людьми.

8. Раскройте содержание перцептивной стороны общения.

9. В чем состоит процесс идентификации? Его роль в общении.

10.  Раскройте понятие эмпатии. Каким образом эмпатия влияет на установление психологического контакта?

11.  Охарактеризуйте интерактивную сторону общения.

 



2019-08-13 268 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)