Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 272 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При ответе на вопрос об общем представлении об эмоциях, чувствах, психических состояниях следует особое внимание уделить раскрытию понятия «эмоции» как психических состояний, отражающих отношение человека к миру, функций эмоций. Важно показать связь эмоций с потребностями человека.

К наиболее простой форме рассматриваемых эмоциональных проявлений психики относятся эмоции (от лат. emovere – потрясать, волновать).

Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему[33].

Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям. Выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, могут препятствовать осуществлению им своих намерений, обязанностей, влияют на его здоровье.

 Эмоции играют важную роль в поведении и деятельности человека. Рассмотрим основные их функции.

1. Отражательно-оценочная – проявляется в том, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.

2. Управляющая – заключается в том, что эмоции являются одним из психофизиологических механизмов управления поведением человеком.

3. Защитная – связана с возникновением страха, который предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

4. Мобилизующая – проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасение бегством). Способствуют мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

5. Компенсаторная – состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.

6. Сигнальная – связана с воздействием человека или животного на другой живой объект.

Эмоция имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии.

Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства - одна из форм психического отражения действительности, выражающая отношение человека к окружающему миру.

Чувства, в отличие от эмоций, в большей степени определяются социальными, общественно-историческими, нравственными условиями, влияющими на формирование и развитие личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний (чувство патриотизма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.).

Чувства  – это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная привязанность к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная захваченность ими[34].

Длительное переживание эмоций, чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния),которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Эмоциональные состояния формируют настроение. Эмоции и чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей (обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки»; у страдающего или опечаленного человека тенденция интерпретировать замечания других как критические; испуганный – склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженного» зрения); у разгневанного человека появляются «сердитые мысли»).

Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенности личности.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

 В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические – повышают жизнедеятельность, увеличивают силу и энергию человека.

Астенические – понижают, угнетают жизнедеятельность, уменьшают силу и энергию человека.

Следует отметить, что неоднократно  предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности,                  А.Г. Маклаков выделяет следующие эмоции[35]:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление– не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией, достоверной или кажущейся таковой, о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение   желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх– у многих людей страх – астеническая эмоция, вызывает понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

Наивысшая степень страха – ужас. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или мышечным перевозбуждением   «двигательная буря».

Страх может способствовать развитию фобий (боязнь высоты, острых предметов, пауков, замкнутого пространства и др.).

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции, чувства оказывают большое влияние на эффективность правоохранительной деятельности юриста.

При ответе на вопрос о состояниях эмоциональной напряженности, их роли в уголовном и гражданском процессе необходимо обратить внимание, чтоустановление истины по уголовным делам, разрешение гражданско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства сильно переживаются, вызывают у них различные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред(противоправные действия насильственного характера). Поэтому в некоторых статьях Уголовного кодекса Российской Федерации необычные состояния психики признают квалифицирующим признаком некоторых преступлений, например, внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), вызванное насилием, издевательством или тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием), а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным и аморальным поведением потерпевшего (ст. 107, 113 УК РФ). Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учитываться судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (ст. 61 УК РФ).

Состояние тревоги (тревога, тревожность) – особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности[36]. Компонентами тревожности обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и др. Переживание состояния тревоги обычно сопровождаются определенными физиологическими и поведенческими признаками (напряженное выражение лица; сниженная активность; заторможенность); нарушениями вегетативной нервной системы (дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, усиленное потоотделение, удушье, частые позывы к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.д.), познавательной деятельности. Все эти ощущения могут завершиться сердечным приступом либо летальным исходом. Состояние глубочайшей тревоги предрасполагает к суициду.

Состояние страха. Страх является эмоциональной реакцией на конкретную, чаще объективно существующую, реальную угрозу.

3. Фрейд придавал большое значение страху, видя в нем проявления инстинкта самосохранения, «узловой пункт», в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайну, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь[37]. 

К.Е. Изард считает страх наиболее опасной из всех эмоций[38]. Разновидность страха – фобии, навязчивые неадекватные, иррациональные переживания, имеющие в своей основе боязнь конкретного содержания (высоты, открытого пространства, микробов и т.д.) Эмоции страха, нравственные страдания, переживаемые субъектом в той или иной криминальной ситуации, могут быть составным элементом мотивационной сферы личности, рассматриваться в качестве психологического мотива, побудительной силы, толкнувшей его на совершение преступления (убийства, причинения телесных повреждений и т.п.).

Стресс.В настоящее время термином «стресс» (от англ. stress – напряжение) обозначают широкий круг явлений: стрессовые ситуации, стрессоры, стрессовые состояния – разнообразные физиологические и психические состояния людей, возникающие в ответ на стрессовые воздействия[39]. 

Стресс – это сложное психофизиологическое состояние эмоционального характера, связанное с напряженностью переживаний, вызванных мыслительной и физической деятельностью[40].

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Фрустрацияв буквальном переводе - это обман, тщетные ожидания, лишение чего-либо обманным путем, крушение планов.

Фрустрация – острое переживание неудовлетворенной потребности, вызывается конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, срывом мотивационного поведения[41]. 

В конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются: а) агрессия, в том числе в виде так называемых замещающих действий, нередко направленных на совершенно посторонние объекты (так называемая реакция замещения); б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

С усилением фрустрации происходит генерализация агрессии, усиливается расплывчатость, неуловимость ее источника. В подобных ситуациях действия виновного могут сопровождаться аффективно окрашенными эмоциями гнева, импульсивности, беспорядочными действиями агрессивного характера, а сама фрустрация может рассматриваться как одна из причин, объясняющих агрессивное поведение виновного.

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей недостаточно воспитанных, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера. Деструктивное воздействие фрустрации на поведение таких лиц может усугубляться употреблением алкоголя.

У каждого человека свой порог индивидуальной толерантности к фрустрации. Юрист должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости.

Знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений против личности, которые по своей жестокости могут, на первый взгляд, показаться «безмотивными» либо даже совершенными психически неполноценным человеком.

Рассмотренные выше эмоции нередко сопровождаются страданиями. Законодатель в ряде правовых норм уголовного и гражданского законодательства использует понятия  «психические страдания» (ст. 117 УК РФ), «нравственные страдания» (ст. 151, 1101 ГК РФ).

В настоящее время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел, определяя размеры компенсации морального вреда, стали чаще обращать внимание на вопросы, относящиеся к установлению признаков, которые подтверждают пережитые субъектом физические или нравственные страдания.

Страдание, будучи чисто психологическим понятием, в настоящее время приобрело достаточно актуальное правовое значение, понимание сущности и раскрытие содержания которого при рассмотрении целого ряда уголовных дел, гражданско-правовых споров становится непременным условием юридически грамотного применения норм права.

Страдания  – это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье[42].

При ответе на вопрос об уголовно-правовом значении физиологического аффекта,  диагностических признаках аффекта необходимо обратить внимание на то, что длительное состояние эмоциональной напряженности, стресс, переходящий в дистресс, фрустрация могут приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект.

Аффект  – кратковременная, но довольно сильная положительная или отрицательная эмоция, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматовегетативными проявлениями[43].

В.В. Романов выделяет следующие диагностические признаки аффекта:

-  субъективная внезапность возникновения  аффекта;

- кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;

- интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющиеся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении в виде импульсивных, стереотипизированных действий;

- специфические изменения сознания, его «суженность», концентрация мышления на аффективно окрашенных переживаниях, вследствие чего субъектом осознаются лишь ближайшие цели и принимаются неадекватные возникшей ситуации решения в ущерб собственным интересам и планам, о чем он сам обычно сожалеет;

- нарушения психических познавательных процессов (фрагментарность восприятия, частичная амнезия и т.д.)

-  внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушенной артикуляцией, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада);

-    снижение эмоционально-волевой регуляции поведения, самоконтроля;

-  постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, оглушенность, заторможенность в стадии спада[44].

Для правильного решения вопроса о том, находился ли обвиняемый (подсудимый) в состоянии аффекта, также необходимо исследовать:

- характер аффектогенной ситуации;

- индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого);

- характер действий обвиняемого в момент совершения преступления;

- особенности поведения виновного сразу же после преступления, его реакция на слова окружающих, отношение к своим противоправным действиям и наступившим последствиям.

В нормах закона упоминается физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта – болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помутнением сознания, парализацией воли.  

При ответе на вопрос о преодолении отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста следует раскрыть способы их преодоления.

Важнейшим направлением развития личности юриста является формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. В то же время юристу необходимо контролировать свои эмоции, когда они становятся фактором дезорганизации сознания (например, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств), т.е. владеть методами стресспреодолевающего поведения.

Юристы часто жалуются на раздражительность, головную боль, нарушения сна, усталость, апатию, растерянность и т.д. Все это объясняется достаточно широкой распространенностью среди работников юридической сферы различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрицательных эмоций и состояний, которые можно было бы значительно уменьшить, если бы сами юристы умели использовать естественные защитные механизмы своей психики.

Лучше своевременно предупредить нарастающее состояние эмоциональной напряженности, чем бороться с ним. Наиболее распространенные предвестники наступающего ухудшения психического состояния – частое ощущение усталости, раздражения. Снижается острота восприятия, эффективность мыслительной деятельности, ухудшается память.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают различные методы: техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), техники самовнушения, аутогенную тренировку (АТ), медитацию, йогу и др.

Особо актуальным для специалиста является повышение его психологической защищенности, использование им разнообразных форм и видов психологической защиты от негативного стресса, фрустрации. В самом общем виде ее можно представить в виде следующих правил сохранения душевного равновесия:

1. Если позволяют условия, сделайте во время работы небольшой неплановый перерыв.

2. Проветрите помещение. Сядьте на стул (лучше в кресло). Расстегните ворот рубашки, ослабьте пояс. Слегка откиньте голову назад таким образом, чтобы затылок свободно лег на спинку стула. Опустите руки вдоль тела. Сняв обувь, положите ступни ног на другой стул, поставленный напротив. Закройте глаза. Расслабьте мышцы. Дышите спокойно, равномерно.

3.  Если вы беспокойный по характеру человек,  успокойте себя тем, что «все равно всех дел не переделаешь».

4.  Если почувствуете сонливость, не препятствуйте ей. Крепко все равно не уснете, но за это короткое время почувствуете облегчение.

5. Переходя в обычное состояние, сделайте легкий массаж поглаживанием лица (вокруг глаз, между бровей, виски, носогубные складки, подбородок), шеи, затылка, ополосните лицо прохладной водой.

6.  Объективно оценивайте то, что с вами происходит. Не будьте максималистом по отношению к себе (хотя бы на время!). Порой, переживая свое неблагополучное психическое состояние (напряженность, раздражение и т.д.), мы не задумываемся над тем, что оно нередко является следствием не той ситуации, в которой мы оказались, а нашего отношения к ней, т.е. того, как мы воспринимаем происходящие события, какую ценность сами приписываем им, сквозь какие очки смотрим на то или иное явление.

7. Постарайтесь внушить себе, что вы не только «жертва» экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотрите на себя со стороны.

8.  Отступитесь на время от решения стрессогенных проблем.

9.  Активизируйте мотивы достижения. Чувство уверенности – ключ к успеху.

Предлагаемые правила не выступают в качестве стандартного рецепта на все случаи жизни. Только благодаря ситуативно-целесообразному творческому их применению возможно преодоление эмоционального напряжения, которое решающим образом сказывается на эффективности решения профессиональных задач.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику эмоциям и чувствам человека.

2. Назовите функции эмоций.

3. Какие виды эмоций и чувств вы знаете?

4. Сформулируйте определение психического состояния.

5. Каким образом высокий уровень тревожности может влиять на эффективность труда юриста?

6. Дайте психологическую характеристику физиологического аффекта. Перечислите диагностические признаки аффекта, значимые для судебно-психологической экспертизы.

7. Приведите пример накопительного аффекта.

8. Что такое фрустрация, какое влияние она оказывает на поведение человека? Что общего между стрессом и фрустрацией, в чем состоит различие между ними.

9. Перечислите способы, правила преодоления отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в профессиональной деятельности юриста?

10. Каким образом личностные характеристики юриста и соблюдение приемов психогигиены влияют на преодоление стрессогенной ситуации?



2019-08-13 272 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)