Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По дисциплине «Психология агрессии и насилия»



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
По дисциплине «Психология агрессии и насилия» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену

1. Возникновение агрессии в теории влечений 3. Фрейда.

2. Возникновение агрессии в индивидуальной психологии А. Адлера.

3. Возникновение агрессии в социодинамической теории К. Хорни.

4. Теория человеческой деструктивности Э. Фромма

5. Классическая фрустрационная модель агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера.

6. Когнитивно-неоассоциативная модель агрессии Л. Берковица.

7. Аффективно-динамический подход к возникновению агрессии И.А. Фурманова.

8. Теория социального научения: агрессия как усвоенное поведение в процессе социализации

9. Эффекты от демонстрации агрессивного поведения теории социального научения.

10. Теория психологического дисфункционирования А. Эллиса. Здоровая и нездоровая агрессия.

11. Особенности проявления агрессии в период раннего детства.

12. Особенности проявления агрессии в младшем дошкольном и старшем дошкольном возрасте.

13. Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.

14.  Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.

15.  По­ловозрастная динамика физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма.

16.  Особенности проявления агрессии у взрослых.

17. Гендерные особенности проявления агрессии.

18.  Объяснения гендерных различий в агрессии: модель гормональной обусловленности; социобиологическая модель; социально-ролевая модель; модель эмоционального возбуждения.

19. Социализация агрессивности: научение контролю собственных агрессивных устремлений

20. Основные ме­ханизмах научения формам поведения: имитации, копирова­нии, подражании и идентификации.

21. Социально-психологические и ситуативные предпосылки агрессивности.

22. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от рождения до 3 лет.

23. Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 3 до 5 лет.

24.  Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 6 до 11 лет.

25.  Влияние телевидения на появление агрессии у детей от 12 до 17 лет.

26.  Стратегии родительского поведения в ограничении влияния насилия на телевидении на детей

27.  Роль телевидения в профилактике насилия.

28.  Влияние агрессивных видеоигр на детей различных возрастов.

29.  Дети, подвергшиеся сексуальному насилию

30.  Индикаторы сексуального насилия: физические, поведенческие.

31.  Последствия сексуального насилия над детьми

32.  Причины неразглашения факта сексуального насилия или инцеста

33.  Дети, подвергшиеся физическому насилию

34.  Индикаторы физического насилия: физические, поведенческие, семейные.

35.  Последствия физического насилия.

36.  Причины жестокого обращения с детьми.

37.  Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям

38.  Формы психологического насилия.

39.  Индикаторы психологического насилия: физические, поведенческие, социальные, в семье, в школе.

40. Взаимосвязь системы внутрисемейных отношений и нарушений поведения у детей по Д. Олвеус.

41. Модель взаимосвязи между характером семейного руководства и агрессивностью Дж. Паттерсона.

42.  Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей.

43.  Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения.

44.  Социально-психологические факторы семейного насилия.

45. Структура семьи как фактор риска агрессии и насилия

46.  Модель общения в семье как фактор риска агрессии насилия.

47.  Социально-экономические факторы семейного насилия.

48.  Физические наказания в семье и их последствия.

49.  Насилие в супружеских отношениях. Цикл насилия

50.  Последствия супружеского насилия.

51.  Понятие школьного насилия.

52.  Личность жертвы в школьном насилии

53.  Последствия школьного насилия.

 

1.Возникновение агрессии в теории влечений 3. Фрейда.

2.Возникновение агрессии в индивидуальной психологии А. Адлера.

3.Возникновение агрессии в социодинамической теории К. Хорни.

4.Теория человеческой деструктивности Э. Фромма

5.Классическая фрустрационная модель агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера.

6.Когнитивно-неоассоциативная модель агрессии Л. Берковица.

7.Аффективно-динамический подход к возникновению агрессии И.А. Фурманова.

8.Теория социального научения: агрессия как усвоенное поведение в процессе социализации

9.Эффекты от демонстрации агрессивного поведения теории социального научения.

Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в родительско–детских отношениях в качестве агрессора выступают отец или мать, а дети в качестве жертвы [2, 3].

Риск насилия в отношении ребенка возрастает, если агрессор и жертва обладают определенными физическими, психологическими или поведенческими особенностями и способностями налаживать коммуникацию с ребенком.

Личностьагрессора (родителя)обладает следующими характеристиками:

  • агрессивность, доминирование, импульсивность, ригидность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, депрессивность, низкая самооценка, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, замкнутость, подозрительность и нарушенные процессы самоидентификации;
  • недовольство и негативное самоощущение, ощущение себя несчастным, недовольным своей семейной жизнью, негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка;
  • отсутствие умений вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других;
  • определенные психопатологические отклонения (невротичность, депрессивность, склонность к суицидам);
  • алкоголизм и наркомания;
  • проблемы со здоровьем (патологически протекающая беременность, прерванная беременность, тяжелые роды);
  • эмоциональная невосприимчивость и умственная отсталость;
  • неразвитость родительских навыков и чувств.

Личность жертвы (ребенка)отличают следующие характеристики:

  • апатичность, замкнутость, равнодушие, чрезмерная зависимость, лживость;
  • раздражительность, агрессивность, непокорность, непослушание, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез;
  • грызение ногтей, ковыряние в носу, кривляние, манипулирование гениталиями;
  • несамостоятельность, некоммуникабельность, отсутствие друзей;
  • приобретенные увечья, низкий интеллект, нарушения здоровья (наследственные или хронические заболевания, в том числе и психические);
  • особенности внешности, отличающие этих детей от других или тяжело переживаемые родителями, с которыми они никак не могут примириться («ушастые», «сутулые», «кривоногие», «толстые»).

Кроме того, это могут быть нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка, недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес, дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим, дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Каждая из перечисленных выше особенностей или их комбинация увеличивают в семье дистресс и вероятность проявления насилия в отношении ребенка.

Третий механизм – наблюдение соответствующего способа действий, также срабатывающий в результате использования в семье физических наказаний в отношении детей.

В период взросления и социализации поведение детей часто ориентировано на образец, поэтому они с готовностью воспроизводят поведение взрослых. Следование образцу поведения взрослых, особенно родителей, позволяет детям достаточно эффективно осваивать широкий спектр способов межличностных отношений. Исследованиями доказано влияние первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Поведение родителей, представляя собой модель агрессии, приводит к тому, что у агрессивных родителей обычно вырастают агрессивные дети [1].

Для научения агрессивной модели поведения используются три способа:

Копирование воспроизведение специфических действий взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования насильственной модели поведения необходимы:

  • неоднократная демонстрация агрессивной модели (образца) поведения;
  • предоставление ребенку возможности поэкспериментировать с образцом в реальных взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение агрессивной модели поведения.

Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). Это в большей мере не только осознанное следование агрессивному образцу, но и воспроизведение отдельных сторон, черт, манеры поведения образца.

Идентификация процесс, в котором личность воспроизводит мысли, чувства или действия другого, выступающего в качестве модели.

Эффективность копирования подражания и идентификации, а в последующем и закрепление агрессивной модели значительно возрастает, если либо такое поведение подкрепляется, поощряется родителями или другими значимыми взрослыми, либо вознаграждается успехом достижения цели, получения власти, контроля или привилегий.

Таким образом, когда родители демонстрируют личный пример агрессивного поведения, они тем самым «преподают урок» научения насилию:

  • эффект адаптации – ребенок, ставший свидетелем насилия со стороны родителей, приобретает для себя совершенно новый опыт поведения, то есть через наблюдение он обучается вербальным и/или физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защитить свои интересы;
  • эффект снятия запретов – ребенок, наблюдающий агрессивные действия родителей, может изменить свои взгляды и поставленные им самим ограничения насильственного поведения. Его позиция может стать таковой, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то и мне позволено то же самое;
  • эффект утраты эмоциональной восприимчивости – ребенок настолько привыкает к насилию, его последствиям и признакам собственной или чужой боли, что перестает рассматривать агрессию как особую, крайнюю форму поведения (повышение порога восприятия агрессии);
  • эффект изменения образа реальности – часто дети, наблюдающие бесконечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а следовательно, начинают воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию модели «оборонительного поведения»: постоянное обостренное ощущение угрозы и к склонность реагировать агрессивно на любые стимулы. Это происходит в результате снижения порога восприятия агрессии.

Идентификация с агрессором и наблюдение за агрессивной моделью могут привести к использованию ребенком насилия как в отношении сиблингов и сверстников, так и в отношении взрослых. В последующем, во взрослой жизни, объектами агрессии могут стать собственные родители и дети [10, 11]. Это происходит потому, что, кроме адаптивной, агрессивная модель поведения выполняет еще защитную и компенсаторную функции. Кроме того, многочисленными экспериментами убедительно доказано, что использование аверсивных стимулов является одним из эффективных и экономичных способов научения желаемому поведению или установления власти и контроля над другим человеком.

10.Теория психологического дисфункционирования А. Эллиса. Здоровая и нездоровая агрессия.

11.Особенности проявления агрессии в период раннего детства.

12.Особенности проявления агрессии в младшем дошкольном и старшем дошкольном возрасте.

13.Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте.

14.Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте.

15.По­ловозрастная динамика физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма.

Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека (Olweus, 1977; Huesmann, 1984). Больше того, А. Басе и А. Дарки отмечают тенденцию нарастания отдельных видов агрессии по мере взросления подростков: физической, вербальной агрессии, негативизма. Однако у мальчиков и девочек возрастная динамика проявления агрессивных реакций носит различный характер. Например, у мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, тогда как у девочек наблюдается ее рост. Те же самые изменения происходят с вербальной агрессией.

Первые признаки агрессии наблюдаются у младенцев, когда они мимикой выражают гнев. Первые агрессивные действия, направленные на ровесников, проявляются в том, что один ребенок вырывает игрушку у другого, затем возникает битьё.10,11 В результате исследования12 с использованием наблюдения были обнаружены серьезные половые различия на стадии «вырывания у другого ребенка игрушки» в возрасте 27 месяцев. Широкомасштабные лонгитюдные исследования показывают, что более высокий уровень физической агрессии наблюдается у мальчиков в возрасте 17 месяцев и в два года, согласно отчетам матерей.8,9,13,14 Эти ранние половые различия в проявлении агрессии возникают еще до того, как дети начинают подвергаться влиянию факторов социализации, которые, согласно некоторым теориям, служат причиной данных различий.15 В целом, по мере того, как ребенок становится старше, усиление половых различия в агрессии отсутствует.14

Обычно уровень физической агрессии детей начинает спадать после достижения пика в возрасте 2-4 лет, потом агрессия постепенно заменяется другими способами разрешения конфликтов.8,9 Этот спад происходит и у мальчиков, и у девочек, хотя различия в агрессии сохраняются, начиная с раннего возраста, на протяжении всего детства и вплоть до наступления взрослости.

Г. Р. Хузеева и Е. О. Смирнова (1996) описали феноменологию агрессивного поведения современных дошкольников. В результате наблюдений за свободным взаимодействием 115 дошкольников 5-6 лет (5 групп детских садов) были выявлены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позвоню милиционеру, и он тебя в тюрьму заберет») до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрессии — как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети били сверстников кулаком или палкой по голове, кусались и т. п.). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, Г. Р. Хузеевой и Е. О. Смирновой выделены следующие:
• привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
• ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
• защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
• стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
• стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Из этого перечня видно, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. При получении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка — агрессивные действия прекращаются, что указывает на инструментальный или реактивный характер проявляемой большинством детей агрессии.

Однако у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывали у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости.

Выраженная склонность к агрессивности проявлялась в следующем:
• высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений дети демонстрировали не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей было зафиксировано не более одного;
• преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдалась вербальная агрессия, то эти дети часто использовали прямое физическое насилие;
• наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на причинение физической боли или страдания сверстникам.

Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет.12

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая косвенная вербальная негативизм
10-11 летние подростки 49 % 32 % 44 % 45 %
12-13 летние подростки 56 % 48 % 51 % 64 %
14-15 летние подростки 61 % 51 % 72 % 65 %

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. 14

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.15

Анализ приведённых в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.17

 

 

16.Особенности проявления агрессии у взрослых.

В результате проведенного эмпирического исследования с помощью методики "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева у студентов историко-филологического факультета «НИУ БелГУ» было выявлено такое доминирующее качество как компромиссность. Она проявляется в склонности к соглашению с чужими позициями путем уступок, в стремление и умение достигать согласия, мира, взаимного понимания, путем переговоров, дискуссий, обсуждений.

Результаты диагностики агрессивности по методики Баса-Дарки показали нам такие данные, как:

Проявление негативизма свойственно для 6% студентов. Для них характерен оппозиционный стиль повеления, который может варьировать от пассивного сопротивления до энергичного противодействия традиционным обычаям и законом.

Для 10% студентов типично физическое агрессивное поведение, которое проявляется в применении молодежью физической силы против другого человека. Показательно, что не один из участников исследования не согласился с утверждением: «Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим».

Склонность к проявлению косвенной агрессии была выявлена у 12% студентов, для которых является нормой направлять агрессию на окружающих или выражать ее в виде крика, топанья ногами и т.д.

13% студентов предрасположены показывать, выражать раздражительность. Эта группа молодежи способна при минимальном возбуждении проявлять грубость, хамство, цинизм, ярость и др.

Подозрительность проявляется у 15% участников исследования. Она заключается в отсутствии доверия к окружающим, осторожности в действиях и поступках, убеждении получить вред от людей.

Для 16% студентов характерно проявление вербальной агрессии, угрызения совести и чувство вины. Зачастую они выражают негативные чувства через ссоры, крики, угрозы и насмешки.

Доминирующим параметром по методике определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко является расплата за агрессию. Испытуемые проявляют этот параметр через убеждение, что на них окружающие обижаются из-за их резкости и грубости, переживание по несколько дней последствий проявления своей злости.

Таким образом, к особенностям проявления агрессии у студенческой молодежи относятся такие качества, как копромиссность, подозрительность, проявление вербальной агрессии, и расплаты за нее. В процессе исследования мы пришли к выводу, что у студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» наблюдается невысокий и средний уровни агрессии.

Насилие в жестокой форме, как и другие формы физической агрессии6, начинает снижаться в возрасте после 25-27 лет и продолжает эту тенденцию в дальнейшем, при этом половые различия в агрессии сохраняются и в зрелом возрасте.6 Существует мало исследований агрессии у людей в преклонном возрасте, и, судя по имеющимся данным, обычная разница между физической агрессией у мужчин и женщин сохраняется и в возрастной группе от 65 до 96 лет.23-25

 

17.Гендерные особенности проявления агрессии.

 

18.Объяснения гендерных различий в агрессии: модель гормональной обусловленности; социобиологическая модель; социально-ролевая модель; модель эмоционального возбуждения.

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Исследования показывают, что наиболее частыми причинами человеческой агрессии независимо от возраста являются стремления к совершению возмездия, несоблюдения "правил игры" и намерения завладеть игрушками, вещами (имуществом) и/или территорий [24, 59].

В младенческом возрасте агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, кусанием, щипанием, драчливостью. Причиной такого поведения, с одной стороны, является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате либо ненадлежащего ухода за ребёнком, либо применения воспитательных воздействий, при которых получение удовольствия ограничивается или сдерживается, и ребёнок сопротивляется и становится упрямым и враждебным.

Агрессивные действия младенца первоначально направлены на него самого, и он царапает и кусает сам себя, однако уже в первый месяц жизни агрессия перенаправляется наружу.

В период раннего детства на первый план всё активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками.

В дальнейшем, ближе к трём годам, ребёнок постепенно обучается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их приемлемым способом. Проявления агрессивности в этом возрасте главным образом зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

В раннем дошкольном и дошкольном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявления агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребёнка или особенностями "эдиповой ситуации" в семье [24, 62].

Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнивать поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в двухлетнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к четырём годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма поведения с наблюдаемой агрессией, как игры-потасовки. Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, по всеобщему признанию, такое поведение едва ли можно признать агрессивным. Психологическую основу таких игр составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить те потребности, которые блокированы в реальной жизни. Однако неадекватное восприятие таких игр взрослыми может привести к пагубным последствиям.

В школьном возрасте ещё более чётко прослеживается существование значимых половозрастных различий в способах выражения агрессивности. У мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек того же возраста - вербальная. В младшем подростковом возрасте тенденция изменяется: у мальчиков вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей всё больше приобретает враждебную окраску.

В результате исследований, проведённых И.А. Фурмановым, было установлено что, в подростковом возрасте мальчики отличаются более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии, а девочки - к косвенной агрессии. В юношеском возрасте девочки превосходят мальчиков по показателям вербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различается несущественно [24, 67].

Многочисленные исследования показывают, что тенденции, характерные для детского и подросткового возраста, сохраняются и во взрослом возрасте [9, 492]. Так, мужчины больше проявляют физическую агрессию, а женщины - вербальную и косвенную. Вариативность в агрессивном поведении определяют такие характеристики, как раздражительность, эмоциональная восприимчивость и рассеянность при реагировании на вызывающий агрессию стимул, а также склонность к враждебной атрибуции (то есть к интерпретации поведения других как враждебного) и неадекватно высокая самооценка.

Исследования в области гендерной психологии показывают, что в результате усвоения социокультурного опыта мужчины и женщины имеют различные модели поведения. Вместе с тем обнаружены существенные отличия в переживаниях и оценках агрессии. Женщины часто рассматривают агрессию как результат чрезмерного напряжения и потери самоконтроля. При этом они испытывают более сильные чувства вины и беспокойства после агрессивных действий. Мужчины рассматривают агрессивные действия как способ восстановления утраченного контроля над другими в случае угрозы их самооценке, чести, достоинству и целостности. При этом агрессия воспринимается мужчинами как действия позитивного и инструментального характера.

Для объяснения гендерных различий в агрессии мужчин и женщин используются разные подходы. К наиболее распространённым относятся модель гормональной обусловленности (объясняет повышенную склонность к агрессивному реагированию содержанием мужского полового гормона тестостерона); социобиологическая модель (делает акцент на приспособительной ценности мужской агрессии в обеспечении доступа к привлекательным женщинам); социально-ролевая модель (агрессивное поведение приобретается человеком в процессе социализации в качестве одной из составляющих мужской гендерной роли); модель эмоционального возбуждения (трактует эмоциональное возбуждение как дополнительную потенциальную причину, определяющую гендерные различия в агрессии, т.е. эмоциональное возбуждение представляет собой физиологическую реакцию, механизм, связанный с усиленной активностью автономной нервной системы, подготавливающей организм к энергичным действиям).

Сторонники различных психологических школ находят множество и других объяснений гендерных различий в проявлении агрессии.

Согласно данным лонгитюдных исследований, агрессивное поведение относительно стабильно (Д. Олвеус, 1979). Тем не менее, нельзя забывать об индивидуальной вариативности в агрессивном поведении. В процессе возрастного развития и приобретения социального опыта в результате взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессивности.

 

19.Социализация агрессивности: научение контролю собственных агрессивных устремлений

Социализаций агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определённом обществе, цивилизации.

В связи с этим следует рассмотреть основные механизмы научения той или иной форме поведения: имитации, копировании, подражании и идентификации.

Имитация - отражение мимических и пантомических движений, воспроизведение предречевых вокализаций. Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Проявляется уже в возрасте до пяти месяцев.

Копирование - воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определёнными предметами. Проявляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание - активное воспроизведение ребёнком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере. В целом, это следование какому-либо образцу, однако в большей мере осознанное, так как требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манер поведения. Разделяется на две категории: инстинктивное подражание (возникает как взаимная стимуляция) и имитационное подражание (проявляется как способ расширения и обогащения форм поведения путём заимствования чужого опыта).

Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В более общем представлении это бессознательный психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства другого человека и преобразует себя по его образцу. Проявляется в раннем дошкольном детстве, но используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

Описанные выше механизмы научения не утрачивают своей активности на протяжении всей жизни человека.

Согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями [24, 80]:

1. Родители поощряют агрессивность своих детей непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и окружающей среде.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности, при этом:

а) родители, очень резко подавляющие агрессивность своих детей, таким образом воспитывают в ребёнке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, не наказывающие своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

в) родители, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, прививают детям умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Таким образом, можно заключить, что наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень агрессивности.

20.Основные ме­ханизмах научения формам поведения: имитации, копирова­нии, подражании и идентификации.

21.Социально-психологические и ситуативные предпосылки агрессивности.

22.Влияние телевидения на появление агрессии у детей от рождения до 3 лет.



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
По дисциплине «Психология агрессии и насилия» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По дисциплине «Психология агрессии и насилия»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)