Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии оценки стиля воспитания в семье



2019-08-13 549 Обсуждений (0)
Критерии оценки стиля воспитания в семье 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Уровень протекции в процессе воспитания. Здесь имеется в виду сколько сил, внимания и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно отметить два уровня:

Ø Гиперпротекция, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни (рисунок «Домашнее задание»).

Ø Гипопротекция, ситуация в семье при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное (рисунок «За обедом»).

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка. Здесь имеется в виду степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных — прежде всего, в общении с родителями, в их любви и внимании, нужд ребенка. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

Можно также отметить два уровня:

Ø Потворствование. О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон.

Ø Игнорирование. Данный критерий противоположен предыдущему и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и качество требований к ребенку в семье. В данном случае имеет смысл отметить, что требования родителя к ребенку – неотъемлемая часть воспитания. Вместе с тем, существуют требования-обязанности, предписывающие что ребенок должен делать в семье и требования-запреты – предписывающие что ребенок не должен делать в семье. И наконец, за выполнением-невыполнением требований следуют санкции: поощрение или наказание. В связи с этим различают:

Ø Чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Ø Недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Ø Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Ø Недостаточность требований-запретов. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера, и особенно, неустойчивого типа.

Ø Чрезмерность санкций. Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.

Ø Минимальность санкций. Родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Исходя из различных комбинаций указанных выше критериев можно описать целый ряд родительских воспитательных стратегий, провоцирующих нарушения поведения у детей (И.А.Фурманов, 1997).

 

41.Модель взаимосвязи между характером семейного руководства и агрессивностью Дж. Паттерсона.

Контроль

Паттерсон и Стаутхамер-Лебер (Patterson & Stouthamer-Loeber, 1984) изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного руководства — контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер так резюмируют свои данные:

97

«Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их времяпрепровождению, к сорту их компаний и роду занятий... такие родители менее склонны в качестве наказания запрещать ребенку делать то, что ему бы очень хотелось, или не давать ему денег на карманные расходы... Если они вообще обратят на это внимание, то наиболее вероятны нотации, брань и угрозы; в любом случае эти придирки не приведут к эффективным результатам».

Паттерсон и Стаутхамер-Лебер изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью.

Они выяснили, что оба фактора семейного воспитания - контроль и последовательность напрямую зависят с количеством приводов ребенка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам [3, с. 2].

При использовании физических наказаний выявляются специфические “опасности”:

1. родители, которые наказывают своих детей, часто оказываются для тех примером агрессивности. Это может провоцировать ребенка на агрессивное поведение в дальнейшем.

2. при слишком часто наказании дети будут избегать родителей, возможны убегания из дома, оказание им сопротивления. Также это может склонить ребенка в компанию с рискованным, асоциальным поведением.

3. при слишком сильном или обидном наказании детей, они могут забыть причину, вызвавшую подобные действия. И это мешает усвоению правил приемлемого поведения, которого добивались родители.

4. дети выполняют требования только тогда, когда за их поведением наблюдают.

Ребенок усваивает различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые) в ходе взаимодействия с другими детьми в процессе социализации. Различные виды агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Во время шумных игр со сверстниками, в которых дети догоняют друг друга, дразнятся, толкаются, пинаются, они имеют возможность научиться агрессивным реакциям. Эти игры являются сравнительно “безопасным” способом обучения агрессивному поведению. Многие дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр.

Следовательно, формирование агрессивных наклонностей у детей происходит определенными путями:

1. при наказании агрессивных детей:

- родители, редко подавляющие агрессивность у своих детей, воспитывают у ребенка чрезмерную агрессивность.

- родители, не наказывающие своих детей за проявление агрессивности, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

- родителям, разумно подавляющим агрессивность удается воспитать умение владеть собой в провоцирующих ситуациях.

2. Родители, поощряющие агрессивность в своих детях на своем примере (модели) соответствующего поведения по отношению к другим.

 

42.Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей.

43.Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения.

Неустойчивость стиля воспитания.Здесь следует иметь в виду угрозу резкой смены стиля, приемов воспитания. Это может свидетельствовать о «шараханьях» родителей – от очень строгого стиля к либеральному а затем, наоборот. Особенно часто определяет поведение ребенка неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.

Расширение сферы родительских чувств. Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания как потворствующая или доминирующая протекция. Данный источник «недоразумений» в воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей повторного замужества. Предпочтение во взрослеющем ребенке детских качеств. Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с детьми старшего возраста уже не так интересно.

Воспитательная неуверенность родителя.Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности самого родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком, родитель. В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других — существенную роль в формировании этого стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями.

Фобия утраты ребенка.Чаще всего в основе лежит потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» – повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д. Один источник таких переживаний родителей может корениться в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д. Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно, если они были длительными.

Неразвитость родительских чувств. Этот вид воспитания обусловлен нарушения воспитания: гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.Чаще всего составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. «Борьба» с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.Как правило является первопричиной противоречивого типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка».

Предпочтения мужских или женских качеств в ребенке.Это обнаруживается во сдвиге в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Обусловливает такие нарушения воспитания, как потворствующая гиперпротекция или эмоциональное отвержение.

Резюмируя, описанный в данной главе материал, можно еще раз убедиться, что влияние семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребенка, безусловно, носит системный характер. Причем семья как система, по нашему мнению, имеет как минимум два уровня. Первый – это своеобразие личности и поведения каждого члена семьи по отношению к другому члену семьи (диадные, триадные и пр.)и второй – это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи.

 

  

44.Социально-психологические факторы семейного насилия.

45.Структура семьи как фактор риска агрессии и насилия

46.Модель общения в семье как фактор риска агрессии насилия.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя.

▪ Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.

▪ Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

▪ Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинения, стыд, вину и т. д.

▪ Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

▪ Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.

▪ Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.

▪ Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка — особенно больного, — поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

▪ Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании. Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим жестокое обращение.

Высокий риск стать жертвами жестокого обращения имеют дети со следующими особенностями:

▪ нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

▪ недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

▪ дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей небольшой (погодки);

▪ дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

▪ с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

▪ с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, выраженно внушаемый);

▪ с привычками, действующими на нервы родителям;

▪ с низкими социальными навыками;

▪ с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);

▪ дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

 

Отдаленные последствия любого вида жестокого обращения с ребенком:

· саморазрушающее поведение,

· воспроизведение жестоких отношений в будущем.

Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, «семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление» [4]. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения.

Характер семейных взаимоотношений оказывает огромное влияние на формирование модели агрессивного поведения в семье. Так, постоянные ссоры и скандалы отмечались в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между родителями - в 24% семей, постоянная вражда между супругами - в 12%. На конфликтные отношения в семье как источник негативных переживаний указывает 56% мальчиков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных [1].

Кроме характера семейных отношений на формирование агрессивного поведения оказывает влияние и стиль семейного руководства. Практический интерес представляют данные о связи агрессивного поведения с наказаниями, используемыми родителями. Частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и

присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения ( Browne , Finkelhor , 1986):
• семья родителя-одиночки, а также многодетная семья;
• отчим в семье или приемные родители;
• конфликтные или насильственные отношения между членами семьи;
• проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.);
• межпоколенная передача агрессивного паттерна поведения;
• проблемы взаимоотношений родителя и ребенка;
• эмоциональная и физическая изоляция семьи.

47.Социально-экономические факторы семейного насилия.

К социальным факторам относятся принадлежность к криминализованным или неблагополучным слоям общества, алкоголизированность или зависимость от ПАВ.

Экономические факторы – это финансовая зависимость жертвы от мужчины, дискриминация женщин в трудовой сфере. Какие же социальные предпосылки и факторы приводят к такому результату? В существующей литературе по семейному насилию более всего обращается внимание на такие социокультурные факторы, как исторические традиции отношений к насилию в семье и его наиболее вероятным объектам - детям и женщинам, а отсюда недостаточная социальноправовая защищенность этих групп населе-ния9. Предметом социологического анализа является также деятельность средств массовой информации, насаждающая стереотипы терпимого отношения к насилию как неизбежному «спутнику» повседневной жизни. Акты агрессии мелькают на экранах даже в детских субботних передачах в США каждые три с половиной минуты10. Столь же «терпимы» к темам насилия и российские СМИ. Значительно меньше обращается внимание на то, что социальные предпосылки семейного насилия заложены в самой ценностной системе современной цивилизации, где утверждается дух наживы, безудержного гедонизма и потребительства, жестокого индивидуализма и свободы без берегов. Одним из выражений такого рода «свободы» является, например, свободная продажа оружия в США, которая провоцирует детскую, подростковую и молодежную преступность. Либеральнопотребительская ценностно-целевая ориентация, которая господствует в современной цивилизации и которая пыталась утвердиться в 90-е годы в России, не только подрывает наши отношения с природой, но становится угрозой для самого бытия человека и человечества, подводя его к глобальному кризису, предельной черте11.

 

 

 

48.Физические наказания в семье и их последствия.

Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и пр.), с целью исправления или контроля его поведение (M. Straus, 1994, 1996). Так что физическое наказание это и легкие шлепки по рукам и ягодицам, и увесистые подзатыльники, и порка. Здесь важным является и как сам причиненный вред, так и намерение причинить вред. Иными словами целью такого «воспитательного» воздействия является не только вызов болезненных ощущений, которые и делают это наказание действенным (C. Newsom et al, 1983), но и стремление родителя причинить боль. Эти два момента позволяют дифференцировать наказание от многих других действий родителей, которые могут причинять боль ребенку непреднамеренно (например, хватание падающего малыша, обрабатывание ссадины йодом и пр.). Типы наказания. Физические наказания можно разделить на общих четыре категории: «порка/битье» (шлепание и удары по разным частям тела); «физическое сдерживание» (удержание, ограничения, подталкивание); «наказание для примера» (используется для демонстрации ребенку последствий его действий: щипание, дергание за волосы, кусание); «физическое принуждение» (включает насильственное мытье, кормление, одевание). Обзор многочисленных исследований показывает – большинство детей во многих странах мира подвергается физическим наказаниям. Вместе с тем, частота наказаний зависит от возраста детей (M. Straus, 1994, 1996; A.M. Graziano et al, 1996; M.A. Smith, 1995). В частности, установлено, что чаще всего физическим наказаниям подвергаются дети в возрасте от 1 года до 4 лет (по некоторым данным в 80-90% случаев дисциплинирования ребенка), в дальнейшем частота такого рода воздействий постепенно снижается, достигая к подростковому возрасту 25-30%. Однако, часто данные об использовании физических на- 2 казаний в семье получены лишь от одного из наказывающих родителей, поэтому к ним нужно относиться достаточно критически, так как ребенок может подвергаться физическим наказаниям и со стороны другого родителя. Использование физических наказаний – одна из многих форм родительского поведения, которая часто передается от одного поколения к другому («эстафета насилия»). Основной причиной использования родителями физических наказаний по отношению к собственным детям является то, что в детстве они сами подвергались такого рода насилию (J. Giles-Sims, M. Straus, D.B. Sugarman, 1995). При этом частота и основательность, с которой родители бьют своих детей, тесно связана с некоторыми характеристиками семьи и особенностями взаимоотношений в ней: в большей мере с такими как стабильность брака и психическое здоровье родителей и в меньшей – с демографическими индикаторами и социально-экономическим статусом семьи (M.A. Smith, 1995; G. Nobes, M.A. Smith, 1997). Как отмечают многие родители иногда, чтобы дисциплинировать ребенка, «хорошая взбучка» просто необходима. Часть уверена, что лучший способ пресечения детской агрессии – это отшлепать его, то есть проявить контрагрессию. Некоторые родители считают, что битье детей является не только наиболее радикальным способом изменения поведения ребенка, а также может служить для того, чтобы уменьшить родительский стресс и обрести контроль над поведением ребенка. Большинство родителей отмечают, что бьют детей в состоянии крайнего раздражения и озлобленности, но вместе с тем предпочли бы альтернативную модель поведения.

 

Что же касается последствий психологического наказания ребенка, то здесь все еще хуже. Если занимаясь «воспитанием» ребенка родители психологически оскорбляют и унижают детей, шантажируют своей любовь и родительской лаской, не обращают внимания на их склонности, интересы и способности, то последствиями такого «воспитания» будет развитие у ребенка: 1) СКЛОННОСТИ ЛГАТЬ, ЛИЦЕМЕРИТЬ, НИКОГДА И НИ ЗА ЧТО НЕ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ, 2) СТРАХ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ, СТРАХ ПРИЗНАТЬСЯ СЕБЕ В ЕЕ СОВЕРШЕНИИ.

Если с ложью все более или менее понятно — эти дети будут более успешны в жизни, в карьере, чем те дети, к которым применялось еще и физическое наказание, телесная расправа, - они будут более дипломатично лавировать в острых жизненных ситуациях.

То с многочисленными фобиями, неврозами, заложенными еще в детстве, а главное — со страхами ошибок все намного сложнее. Страх совершить ошибку - «облажаться» перед родителями постепенно становится второй натурой, и человек в итоге проживает не свою жизнь, а жизнь человека, живущего в постоянном страхе, человека, не способного признать за собой право на ошибку, а значит — на ее исправление.

Получается, что если ребенка наказывать психологически, то он проживает чужую жизнь — чужую, но только не свою. Он живет своими страхами, а не своими истинными интересами и потребностями. И наступает настоящая трагедия, когда однажды он осознает всю пустоту своей, по сути — бессмысленной жизни, именно из-за этого ужасного открытия мужики в возрасте, и вроде успешные пускаются во все тяжкие или вообще пускают себе пулю в лоб. А некоторые люди так и умирают, по сути, по-настоящему не прожив и дня.

Когда человек из страха перед осуждением родителей получает не то образование, мучится-работает не на той работе, женится/выходит замуж за не того человека, опять неправильно — родительскими методами воспитывает своих детей, «воспитывая» (или наказывая?) их, он живет не свою жизнь, он живет бессмысленную жизнь клона — одного из многих пустых людей, которые не видят света в конце тоннеля и не знают смысла своего жизни, потому что сами ничего не сделали своими руками для того, чтобы этот самый жизненный смысл обрести...

Ведь за них уже все сделали, продумали и решили их родители, по сути — те же психологические клоны. Чтобы такому взрослому «ребенку», психику которого в детстве изуродовали психологическими наказаниями, достичь счастья и гармонии в душе, им необходимо разобраться в самих себе (лучше с помощью опытного психотерапевта или хотя бы с помощью книг), понять, что им нравится, каков их смысл жизни и начать строить свое собственное, а не навязанное родителями, счастье — по кирпичику, по шажочку.

В этом плане показательна роль Джулии Робертс в фильме «Сбежавшая невеста»: невеста каждый раз органично подстраивалась под своего очередного жениха (с одним она любила есть яйца, сваренные вкрутую, с другим — омлет, с третьим — болтушку), а потому, когда уже вроде бы было поздно — только у алтаря спохватывалась, что она делает что-то не то — не то, что на самом деле хочет ее душа.

Но без помощи журналиста, высмеявшего ее в своей статье, она бы так и не разобралась, в чем именно заключалась причина ее бегствий — бегствий от себя ненастоящей, от той себя, которую хотели бы видеть ее женихи, но которой она по сути никогда и не являлась.

Чтобы таким людям, которых в детстве психологически унижали, оскорбляли и не долюбили (а ведь мы практически все — недолюбленные в детстве), построить свое счастьем, им надо очень много времени, чтобы понять самих себя, свою суть, свои таланты, склонности и способности и много, очень много работать над собой.

Потому что без инвестиций в самого себя, ты — банкрот. Душевный, психологический банкрот, пусть и внешне успешный. (Но этот успех — тоже не настоящий, раньше или позже он развалится, как карточный домик, если это не твой личный, выстраданный и честно заработанный успех.)

Таким образом, меры «воспитания» детей путем их физического, телесного наказания «розгой и ремнем», а также путем психологических наказаний — шантажа родительской любовью - чреваты тем, что родители, вроде бы желающие счастья своим детям, своими же руками или поведением его же разрушают — разрушают счастье своего ребенка.

И если по поводу физического наказания отлично выразился юморист Петросян «Долго ли ты, батя, будешь сильнее своего ребенка?», то по поводу психологического наказания можно сказать так «Хочешь ли ты, родитель, чтобы я прожил не свою полную жизнь, пусть и насыщенную падениями, разочарованиями, но и со своими взлетами и победами, а чтобы я просуществовал чужую, пустую и бессмысленную жизнь — ту жизнь, которую придумал мне ты, но которая ко мне не имеет ровно никакого отношения?!»

 

49.Насилие в супружеских отношениях. Цикл насилия

50.Последствия супружеского насилия.



2019-08-13 549 Обсуждений (0)
Критерии оценки стиля воспитания в семье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии оценки стиля воспитания в семье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)