Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация логоритмических занятий для детей с заиканием.



2019-08-13 856 Обсуждений (0)
Организация логоритмических занятий для детей с заиканием. 0.00 из 5.00 0 оценок




У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят

дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2—3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики

1-ый этап ограничения речи.

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2-ой этап сопряженной и отраженной речи.

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4—5 слов,

произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

3-ий этап диалогической речи.

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4-ы этап самостоятельной речи.

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану.

В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

5-ый этап спонтанной эмоциональной речи и общения.

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Задачи логопедической ритмики для заикающихся: нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики.

Методика проведения логоритмических занятий с заикающимися детьми как составная часть любой коррекционной методики по устранению заикания.

 Содержание логоритмической работы, зависящей от этапа логопедической работы, взаимосвязь между логопедом группы и логоритмистом.  

Этапы проведения логоритмических занятий в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. Знакомство на каждом этапе с задачами и логопедическими технологиями формирования плавной речи, дифференцированными средствами логопедической ритмики.

 

Примерная схема логоритмического занятия

с заикающимися дошкольниками

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Основная часть

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую

игрушку и на выдох опускать.

Конспект логоритмического занятия в старшей группе детей с заиканием (Степанова И. Г.logopedy.ru›portal/images/vesen-les.doc)

 

Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Образовательные:

1.Воспитание чувства ритма.

2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.

6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.

Коррекционные:

1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.

4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.

5.Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.

Воспитательные:

1.Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;

2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.

3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.

Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.

Ход занятия

1.Введение в тему (Организация начала занятия. Сообщение темы занятия, создание у детей установки, готовности к деятельности).

Дети входят в зал.

Логопед: - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой.

Логопед: - Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в лес. Наши гости посмотрят, какие вы старательные и любознательные, как много вы умеете и знаете. А отправиться в путешествие нам поможет наш волшебный поезд.

2. Игра «Паровоз»( Обучение правилам игры, их соблюдению. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений).

Логопед: - Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).

Логопед: - В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях).

Дети: - Раз, два, три -

Поездом вдруг стали мы.

(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)

Логопед: - Первый будет паровозом.

Даст вагончикам сигнал.

Ребенок: - Загудел паровоз: У-у-у.

И вагончики повез

(Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой).

(музыка – Метлова «Поезд»).

Дети идут топающим шагом, имитируя движение поезда, проговаривая: Чу-чу-чу. В конце музыкального произведения «Поезд» останавливается: Ш-ш-ш.

3.Воспитание координации речи с движением.

Логопед: - Станция «Лесная». Вот она какая! (логопед выполняет

выразительный указательный жест правой рукой)

Дети повторяют за логопедом слова и движение.

Логопед: - Перед нами лес большой,

(медленно поднимает руки вверх. дети повторяют слова и движения за логопедом)

Логопед: - Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

Логопед: Кто знает, когда это бывает?

Дети: - Это бывает ранней весной.

4.Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.

Логопед:- А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.      

Дети кружатся три раза, проговаривая: «раз, два, три». (Музыка - «три аккорда»). Затем свободно перемещаются по залу (музыка - Вальс «Осенний сон»). Музыка кончилась, все останавливаются и проговаривают:

Деревьями вдруг стали мы:

две елки, березы,

еще три сосны.

(Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).

Логопед: - Деревья качает легкий весенний ветерок.

Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).

Логопед: - Ветер усилился.

Дети выполняют наклоны вправо - влево, с поднятыми руками (сильный ветер) (музыка - «Лендлер», Бетховена).

4.Развитие координации пальцев рук и речи.

Логопед:- Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.

Дети пропевают: - лист кленовый,

                        - лист дубовый,

                        - лист березовый,

выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками

(музыка «Во саду ли, в огороде»).

5. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки.

Логопед: - Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.

Но подул вдруг ветерок.

И посыпался снежок.

Мы сейчас пойдем

И снежиночки возъмем.

Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.

(музыка «Вальс снежинок» Чайковского) 

Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.

Садятся. Развитие грамматической функции словообразования.

Логопед: - Какие у нас снежинки?

Дети: - Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.

6. Воспитание продолжительного выдоха.

Логопед:-  возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.

Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.)

7.Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.Развитие вокальных навыков.

Логопед: - но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.

 Звучит музыка Моцарта «Приди, о май».

Приди, о май, и снова,

Пусть рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки пусть цветут.

(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки...).

8.Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.

Звучит «Колыбельная» Моцарта

Логопед: - Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.

Логопед:   Что нам хочется делать под такую музыку?

Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.

Логопед: - Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.

Логопед:-  Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.

9. Развитие просодического компонента речи.

Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).

Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля

Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду

Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.

10.Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.

Логопед: - А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.

Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!

А мне в ответ: А-у! А-у!

Логопед:   Какой первый звук мы слышим в слове «АУ?»

Дети: - Первый звук А.

Логопед:-  Какой второй звук в слове «АУ?»

Дети: Второй звук У.

Логопед: -Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).

11.Повторение игры «Паровоз»

12.Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.

Релаксация.

Затем дети прощаются и выходят из зала.

 

Использованная литература.

1.Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова, под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. - Издание второе: дополненное, переработанное - Санкт-Петербург: 2010. - 103 с.

2. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи:программы логопедической работы / Т.Б. Филичева и др. - Москва: «Просвещение» - 2008. – 39 с.

3.. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. — Москва: Академия, 2005. — 192 с.

 

Музыкальный материал по логоритмике рекомендуется использовать из пособия «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» (Сост. Е.П. Раевская и др. - М., 1991), из аудиокассет «77 детских песен на слова Ю. Энтина» («Мелодия», Гостелерадиофонд, 2003), «Танцы народов мира» («Мелодия», 2000), «Звуки родной природы» («Мелодия», 1977).



2019-08-13 856 Обсуждений (0)
Организация логоритмических занятий для детей с заиканием. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация логоритмических занятий для детей с заиканием.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)