Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. «Логопедическая ритмика в системе комплексной реабилитации лиц с патологией речи» (2 часа)



2019-08-13 1453 Обсуждений (0)
Лекция 1. «Логопедическая ритмика в системе комплексной реабилитации лиц с патологией речи» (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Определение логопедической ритмики. Цели и задачи логопедической ритмики.

2. Краткие сведения из истории ритмики. Роль отечественных ученых в развитии логопедической ритмики

3. Содержание логопедической ритмики.

 

Основные термины: логопедическая ритмика, кинезитерапия, психомоторные качества, лечебная ритмика.

 

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи:

- к коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной);

- в образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр);

- к воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

Логопедическая ритмика является составным звеном лечебной ритмики. Использует связи слова, музыки и движения как одно из средств воздействия в комплексе методик воспитания, лечения и обучения людей с разными нарушениями развития, особенно с речевыми нарушениями.

Объект логопедической ритмики – лицо с речевыми нарушениями.

Предмет логопедической ритмики – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логопедической ритмики – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у лиц с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со слухом и музыкой, и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики:

Оздоровительная: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, воспитание осанки, походки.

Образовательная: формирование двигательных навыков и умений; формирование пространственных представлений; способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы; развитие координации движений; усвоение теоретических знаний в области музыкальной культуры, музыкального восприятия. Все это содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Воспитательная: воспитание и развитие чувства ритма; воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание способности восприятия образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Коррекционные задачи обусловлены поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

В ходе логоритмической работы необходимо учитывать возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, особенности нарушений речевых и неречевых процессов (пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного внимания, памяти и т. п.).

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь.

Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М. Бехтеревым, С.С. Корсаковым, И.М. Догелем, И.М. Сеченовым, И.Р. Торхановым, Г.П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организ-ме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие.

Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе со взрослыми и детьми.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обусловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспитания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж. Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела.

Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н.А. Александрова расширила область применения ритмики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том числе к выделению целого направления — лечебной ритмики.

Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения нервнобольных были предприняты профессором В.А. Гиляровским. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована ритмистом В.А. Гринер.

Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. В 1930-х гг. лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, — логопедической ритмики.

С этого времени ритмика активно применяется в работе с детьми с различными формами патологии: имеющими расстройства центральной нервной системы (Н.А. Власова, В.А. Гиляровский); глухими и слобослышащими (Н.А. Рау, Е.Ф. Рау, З.Е. Пунина, Л.Я. Брозело, И.Н. Мусатов, А.М. Кыштымова, Н.П. Збруева); имеющими афазию (Ю.А. Флоренская, В.А. Гринер); заикающимися (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова). Авторы подчеркивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами, так и возможность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфере — в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указывалось, что такие занятия являются и психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сферы.

Изучение влияния музыки и движения на детей с проблемами, проводимое в 1960—1980-е гг. такими исследователями, как Г.А. Волкова, В.А. Эркман, В.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак, Н.А. Тугова, В.И. Селиверстов, Г.Р. Шашкина, А.В. Кручинин, О.С. Стерник, О.П. Гаврилушкина и др., показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т. д.

Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Дайте определение логопедической ритмики.

2. Что является предметом логопедической ритмики?

3. Какие основные задачи решает логопедическая ритмика?

4. Что включают в себя образовательные задачи?

5. Что входит в коррекционные задачи логопедической ритмики?

6. Назовите воспитательные задачи логопедической ритмики.  

7. Чем обусловлена коррекционная направленность логоритмических занятий?



2019-08-13 1453 Обсуждений (0)
Лекция 1. «Логопедическая ритмика в системе комплексной реабилитации лиц с патологией речи» (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. «Логопедическая ритмика в системе комплексной реабилитации лиц с патологией речи» (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)