Тема 2 Классификация АТС (ПС)
· По назначению; · По дорожным регламентациям; · По конструктивным признакам.
1. По назначению все транспортные средства делятся на: · Транспортные (для перевозки грузов и пассажиров); · Специальные (на которых установлено специальное оборудование и не предназначенные для перевозки грузов и пассажиров). К пассажирским относятся легковые автомобили (вместимость которых не превышает 8 человек не считая водителя) и автобусы. Грузовые делятся на АТС общего назначения и специализированные. АТС общего назначения предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов и оборудованы кузовом бортовая платформа. Специализированные АТС предназначены для перевозки одного вида груза или группы однородных грузов (самосвалы, цистерны, фургоны и др.). К АТС относятся автомобили, прицепы и полуприцепы.
2. По дорожным регламентациям: Грузоподъемность АТС должна соответствовать допустимым осевым нагрузкам, что обусловлено требованиям сохранности дорог. Для предупреждения несоответствия между элементами автомобильных дорог и конструкцией автомобилей сформированы требования (регламентации) к габаритам и массе АТС. В соответствии с «Инструкцией по перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом по дорогам РФ» в зависимости от осевых масс АТС подразделяются на две группы: · Дорожные АТС (предназначены для работы на сети дорог общего пользования). Дорожные транспортные средства делятся на две группы «А» и «Б». Группа «А» – это АТС, у которых предельная нагрузка на одиночную ось составляет от 6 т до 10 т включительно. Предназначены для работы на дорогах I-II-III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т. Группа «Б» – это АТС, у которых нагрузка на одиночную ось не превышает 6 т, предназначенные для эксплуатации на всех типах дорог. · Внедорожные АТС (не допускаются к применению на сети дорог общего пользования). Эти автомобили и автопоезда имеют нагрузку на одиночную ось свыше 10 т и предназначены для эксплуатации на специально построенных для них дорогах (карьерных, лесовозных и т.д.), а также вне сети дорог. Категория дороги зависит от следующих технических характеристик: · Среднесуточная интенсивность движения автомобилей (авт/сут); · Расчетная скорость движения (км/ч); · Число полос движения; · Ширина полосы движения; · Ширина проезжей части; · Продольные уклоны; · Радиусы поворотов и т.д. В РФ существуют 5 категорий автомобильных дорог. Чем больше величина характеристики дороги, тем выше ее категория (кроме продольных уклонов). Применяются 4 типа дорожных покрытий: 1. Усовершенствованные капитальные (асфальтобетонные, цементобетонные). Для дорог I-III категорий. 2. Усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущим материалами). Для дорог III-IV категории. 3. Переходные (из щебня, гравия и малопрочных каменных материалов). Для дорог IV-V категории. 4. Низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками).
3. По конструктивным признакам (схеме): Автомобили: · По роду двигателя; · По проходимости; · По грузоподъемности. Тягачи: · Седельные; · Буксирные. Прицепной ПС: · Прицепы; · Полуприцепы; · Прицепные оси (роспуски); · Прицепы специальных типов.
В отечественном автомобилестроении используется система обозначений АТС, определяемая отраслевой нормалью ОН-025-270-66, в соответствии с которой на каждом заводе АТС присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами. Обозначения включает в себя буквенное обозначение завода изготовителя и цифровой индекс модели. Пример. КамАЗ-53212 Первая цифра – класс АТС. Легковые автомобили классифицируются по рабочему объему двигателя. Автобусы – по габаритной длине. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы – по полной массе. Вторая цифра указывает на тип АТС. 1 – легковой автомобиль; 2 – автобус; 3 – грузовой автомобиль с бортовой платформой или прицеп (полуприцеп с бортовой платформой); 4 – седельный тягач; 5 – самосвал; 6 – цистерна; 7 – фургон; 8 – резерв; 9 – специальное АТС или шасси для установки кузовов.
Классификация легковых автомобилей
Классификация автобусов
Классификация грузовых автомобилей
Классификация прицепов и полуприцепов
На прицеп или полуприцеп указывает 1-я цифра в обозначении АТС. Цифра 8 – прицеп, цифра 9 – полуприцеп. 2-я цифра указывает на тип прицепа или полуприцепа.
Третья и четвертая цифра индекса прицепного ПС
Третья и четвертая цифры индекса прицепа или полуприцепа обозначает их группу по полной массе. Третья и четвертая цифра индекса АТС (кроме прицепного подвижного состава) обозначает порядковый номер модели (ВАЗ-2108). Пятая цифра указывает на то, что это не базовая модель, а модификация (ВАЗ-21083).
Если есть шестая цифра, то она обозначает вид исполнения (1 – для холодного климата; 6 – экспортное исполнение для умеренного климата; 7 –экспортное исполнение для тропического климата). Некоторые АТС имеют в обозначении через тире дополнительные индекса -01; -02; -03 и т.д. (УРАЛ-44202-01). Это указывает на то, что модель является переходной или имеет дополнительную комплектацию. До введения в действие ОН-025-270-66 индексация основных моделей отечественных АТС производилась следующим образом: сначала указывалось буквенное обозначение завода изготовителя, а затем двух- или трехзначное цифровое обозначение модели. При этом каждый завод изготовитель применял цифровой индекс в определенных пределах. Например, ГАЗ использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ от 100 до 200 и т.д. Обозначения автомобилей иномарок в большинстве своем состоят из буквенного обозначения завода изготовителя (название фирмы) и цифрового или буквенного обозначения модели.
Обозначения транспортных средств согласно международным требованиям по безопасности (классификация АТС, принятая европейской экономической комиссией ООН)
*Сочлененный автобус состоит из двух или более скрепленных секций, в которых размещен дом для свободного перемещения пассажиров. Секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно в мастерских. **Специальное оборудование, устанавливаемое на специальные АТС, рассматривается как эквивалент груза. АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяются на: · Класс I – городские автобусы – транспортные средства, оборудованные сидениями и местами для стоящих вне проходов пассажиров (накопительные площадки); · Класс II – междугородние автобусы – транспортные средства, оборудованные сидениями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров; · Класс III – международные и туристические автобусы – транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров. Данная классификация наиболее известна и употребима на автомобильном транспорте РФ, а также в сфере испытаний АТС. В необходимых случаях применяют и другие классификации: · По конвенции о дорожном движении; · По отраслевой нормали ОН-025-270-66 Минавтопрома СССР; · По инструкции по перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ. Кроме того, как и РФ, так и в ряде других стран используют свои национальные, более частные классификации. Например, в Германии при эксплуатационных проверках применяют национальную классификацию АТС по назначению; в США используется классификация легковых автомобилей по классу и типу кузова.
Семейства автомобилей В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей предприятий, организаций, населения в автомобилях разного типа и назначения. Семейство – это совокупность (ряд) различных по своему назначению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрегатов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин). Условное наименование семейству и индексацию входящих в его состав моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой базовой модели. Базовая модель – это основная модель семейства, преобладающая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства. Производная модель – это модель автомобиля, в которой используются основные агрегаты и узлы базовой модели, а эксплуатационные свойства или назначение отличаются от базовой модели. Например, бортовой автомобиль общего назначения КамАЗ-5320 – базовая модель, седельный тягач КамАЗ-5410 – производная модель. От производной модели следует отличать модификацию. Модификация модели – это АТС, отличающееся от базовой модели некоторыми эксплуатационными параметрами, областью применения или конструктивным выполнением отдельных частей. Модификация модели отличается 5 цифрой в индексации. Например, МАЗ-6422 – седельный тягач, МАЗ-64221 – модификация тягача МАЗ-6422, отличающаяся повышенной мощностью двигателя. Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектации, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияют на параметры автомобиля и область его применения. Для изменения эксплуатационных свойств или повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах (северный, южный (тропический), экспортный). Северный вариант предусматривает повышенную мощность систем отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревателя и др. Тропический вариант имеет усиленное антикоррозийное покрытие, герметизацию салона (кабины), двигателя от попадания влаги и пыли, повышенную мощность системы охлаждения и др. Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повышенным качеством изготовления кабины или салона, кресел сидения, приборной панелью и т.п., а также наличием дополнительных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повышение комфортабельности, улучшение внешнего вида. Колесная формула Для всех автомобилей основная колесная формула состоит из 2 цифр, разделенных знаком умножения, где первая цифра обозначает общее число колес, а вторая цифра число ведущих колес (двускатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили, где первая цифра – это число ведущих колес, а вторая – общее число колес. Для легковых автомобилей, грузопассажирских и малотоннажных грузовых автомобилей созданных на базе агрегатов легковых применяются формулы 4х2; 2х4; 4х4. Для грузовых автомобилей и автобусов в основную колесную формулу введена третья цифра – 1 или 2, отделенная от второй цифры точкой (4х2.2). Цифра 2 указывает, что ведущая задняя ось имеет двускатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные. Таким образом, для двухосных автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.2; 4х2.1; 4х4.2; 4х4.1. Для трехосных автомобилей 6х4.2; 6х4.1; 6х6.2; 6х6.1; 6х2.2; 6х2.1. Для четырехосных 8х4.2; 8х4.1; 8х8.2; 8х8.1 Для сочлененных автобусов формулу введена 4 цифра (1,2) отделенная от 3 цифры точкой. Цифра 1 означает, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – двускатную. Для них применяется формулы 6х2.2.1; 6х2.2.2.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |