Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика это учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам.



2019-08-14 1043 Обсуждений (0)
Методика это учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лингводидактика как общая теория овладения иностранным языком. Базовые категории лингводидактики: объект, предмет, методы исследования.

Лингводидактика - это общая теория обучения языку. Лингводидактика – это теоретическая часть методики обучения языкам, которая возникла вследствие интеграции лингвистики и методики.

Семантика слова (от лат. linguaязык + греч. didaktikosпоучительный).

Объектом лингводидактики является теоретическое обоснование процесса обучения языкам и его исследования: концепции, принципы, содержание языкового образования, организационные формы обучения, механизмы исследования и конструирования процесса обучения.

Предмет лингводидактики – теоретическое обоснование и осмысление закономерностей взаимодействия преподавания языка (деятельность преподавателя), учения (деятельность студента), принципы отбора содержания учебного материала и технологии овладения персонифицированными знаниями.

Термин был введен в научный обиход акад. Н. М. Шанским в связи с разработкой проблем описания языка в учебных целях.

Лингводидактика исследует законы овладения любым языком независимо от того, выступает он в качестве первого или второго.

Центральной фигурой лингводидактики как науки является лингводидактическая модель языковой личности (Г.И. Богин). Таким образом, лингводидакты исследуют объективные закономерности построения процесса овладения языком в учебных условиях.

Взаимосвязь лингводидактики и методики:

Лингводидактика выступает в каче­стве методологического аспекта теории обучения.

Она дает описание вторичной языковой личности. Данная научная дисциплина описывает уровни, механизмы, условия функционирования и формирования языковой личности. Она указывает на факторы, которые определяют полноту или неполноту владения языком, обосновывает основ­ные закономерности овладения иностранным языком в учебных целях. А методика обучения иностранным языкам, в свою очередь, нацелена на научное обоснование различных моделей формирования вторичной языковой личности.

Языковая личность – это многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, с другой, - по уровням языка, т.е. фонетике, грамматике и лексике. Применительно к изучению иностранного языка речь идёт о формировании вторичной языковой личности – совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур.

 

Методика как учебная научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. Методы исследования в методике.

Термин методика в переводе с греческого (metodike) означает отрасль педагогической науки, исследующую закономерности обучения определенному учебному предмету. В современной теории и практике обучения языку употребляется в трех значениях: методика как учебная, научная и практическая дисциплина.

Методика это учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам.

Курс методики как учебной дисциплины при этом обычно включает следующие разделы:

1. Лингводидактические основы обучения (примечание: дидактика (др.-греч. διδακτικός - поучающий) - раздел педагогики, изучающий проблемы обучения и образования.

2. Методические основы обучения языковым средствам общения (фонетическим, лексическим, грамматическим, стилистическим, лингвострановедческим).

3. Методические основы обучения деятельности общения (аудированию, говорению, чтению, письму и письменной речи, переводу).

4. Организация и обеспечение процесса обучения (планирование занятий, виды уроков, контроль за обучением языку, формы внеаудиторной работы, современные технологии обучения).

5. Содержание профессиограммы преподавателя иностранного языка и требования к профессии учителя.

6. Этапы, уровни и профили обучения иностранному языку.

7. Основные этапы развития методики преподавания иностранных языков.

Таким образом, курс методики как учебной дисциплины призван обеспечить формирование у будущих преподавателей профессиональной компетенции (т.е. способности к обучению языку в результате знакомства с приемами и методами его преподавания) и коммуникативной компетенции у их будущих учеников.

В методике как учебной дисциплине принято выделять три вида методик, раскрывающих содержание этой дисциплины: общие, частные, специальные.

Общие методики. Посвящены описанию закономерностей и особенностей обучения иностранному языку вне зависимости от конкретных условий его преподавания, связанных с этапом и профилем обучения, а также особенностей родного языка учащихся. Так, принципы отбора учебного материала, способы его подачи, система упражнений, приемы работы с техническими средствами, средства контроля в различных условиях обучения в целом будут одинаковыми и могут применяться для работы с разными контингентами учащихся. Частные методики. Освещают проблемы преподавания иностранного языка в конкретных условиях его изучения и с учетом особенностей родного языка учащихся. Специальные методики. Работы этого вида характеризуют особенности преподавания какой-либо стороны изучаемого языка (его отдельных аспектов или видов речевой деятельности, использования технических средств, организации контроля на занятиях, внеаудиторной работы по языку и др.).

Методика - это научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой - теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» методика - это наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка.

Более развернутое определение методики как научной дисциплины выглядит следующим образом: это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.

Как в первом, так и во втором, более развернутом, определении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина методика: обучение (learning), овладение (acquisition), владение (skill) языком.

Объектом методики обучения языку являются: обоснование научного статуса методики как самостоятельной научной дисциплины, ее задач, объекта, предмета, структуры; характеристика ее взаимодействия с дидактикой, лингводидактикой и базисными для методики науками; описание приемов, методов, средств, организационных форм обучения языку в зависимости от особенностей изучаемого языка; история становления отечественной и зарубежной методики преподавания; структура и содержание урока иностранного языка; требования к профессии учителя.

Характеризуя процесс обучения языку, методики могут отличаться друг от друга рядом признаков и иметь свои особенности.

1. Общие, частные и специальные методики (о чем шла речь выше).

2. Методики обучения родному и неродному (в том числе иностранному) языку.

3. Методики, ориентированные на обучение детей и взрослых. Их специфика базируется на психологических особенностях учащихся разных возрастных групп, и по этой причине использование при работе с учащимися одной возрастной группы учебников, предназначенных для обучения учащихся другой возрастной группы, методически нецелесообразно.

4. Методики обучения в языковых и неязыковых учебных заведениях. Их специфика обусловлена разным содержанием и целями обучения, разным количеством учебных часов и мотивацией учебной деятельности.

5. Методики обучения иностранному языку в языковой среде и вне ее, на начальном и продвинутом этапах.

Таким образом, не существует методики обучения языку без указания того, какому языку мы обучаем, изучается ли он как родной или как иностранный, кого мы обучаем (детей или взрослых, филологов или нефилологов), в каких условиях и на каком этапе проходит обучение. Любая методика должна базироваться на перечисленных факторах.

Методика - это практическая дисциплина, дающая представление о совокупности приемов работы учителя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения. Этому значению термина соответствует понятие технология обучения, или научная организация труда. Преподаватель должен стремиться к повышению уровня своей технологии преподавательского труда, что достигается опытом работы и определяется стремлением к совершенствованию профессиональной деятельности. Термин технология обучения не следует смешивать с понятием технология в обучении, что означает использование преподавателем на занятиях технических средств.

Для обозначения содержания того языка, который становится предметом изучения, в современной методике используют следующие сокращения.

TOSL (Teaching of Second Language). Так принято обозначать язык, который изучается в стране, где он является государственным. Таковым является, например, английский язык для иностранцев, приезжающих на учебу в Великобританию.

TOFL (Teaching of Foreign Language). С помощью этого термина обозначают язык, который изучается в стране, где он является иностранным (например английский язык в России).

LWC (Language of Wide Communication). Эта аббревиатура принята для обозначения языка широкого употребления, например русского языка в большинстве государств бывшего СССР.

LSP (Language for Special Purposes) - язык для специальных целей. Эта разновидность литературного языка обслуживает профессиональную сферу общения, является предметом специального изучения в нефилологическом вузе и особенно популярна среди слушателей различных курсов, ориентированных на овладение языком как средством профессионального общения.

LGP (Language for General Purposes). Так принято обозначать язык повседневного общения, объект изучения на начальном этапе и в учебных заведениях, где не предусматривается овладение языком в специальных сферах общения.

Методика обучения иностранным языкам представляет собой самостоятельную педагогическую дисциплину о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком, а также особенностях образования и воспитания средствами языка. В процессе занятий учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения, а в их сознании формируется представление о системе изучаемого языка, что делает владение языком сознательным.

Термин методика в современной теории и практике обучения языку рассматривается в трех значениях: как учебная дисциплина, дающая совокупность сведений по теории и практике преподавания этой дисциплины; как научная дисциплина - теория обучения языку, или лингводидактика; как практическая дисциплина, или технология обучения, представляющая собой совокупность приемов работы учителя.

Будучи частной дидактикой, методика опирается на данные других наук, составляющих наряду с теоретическими положениями и экспериментальными данными собственно методики ее научные основы. К числу базисных для методики наук относятся педагогика, психология, лингвистика, социология, культурология.

Связь методики с другими науками не исключает ее самостоятельности как научной дисциплины. Аргументами в пользу такого утверждения являются наличие у методики своего понятийного аппарата, своего объекта и предмета исследования, своего предмета преподавания. Таковым является язык, который рассматривается на занятиях и как цель, и как средство обучения.

Обучение иностранному языку имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно, так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам.

Принято выделять общие, частные и специальные методики обучения языку. Содержание методики зависит от того, какой язык изучается, преподается он как родной или иностранный, детям или взрослым, школьникам или студентам, филологам или нефилологам, в условиях языковой среды или вне ее, на начальном или продвинутом этапе.

Методика обучения экономике развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в знаниях, накопленных другими науками.

Философия.Методика, как и философия, принадлежит к числу общественных дисциплин. Она изучает аспекты формирования личности, снабжает информацией о происходящих в науке и обществе переменах, рассматривает проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, мотивы и мотивацию труда, изучает аксеологию и гносеологию сознания.

Физиология.Философами и физиологами установлена взаимосвязь сознания и языка, мышления и языка. Экономическая мысль человека материализуется в речи, в языковых формах, поэтому методика экономики направлена на формирование у учащихся речи. Кроме того, в методике идет учет биологических особенностей развития ребенка на всех этапах его обучения и развития. Физиология и методика определяют цели, задачи и принципы обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Педагогика.Методика взаимосвязана с педагогикой. На стыке этих наук решаются общепедагогические проблемы воспитания, развития и образования.

Процесс воспитания завершается проверкой знаний на практике, следовательно, изучение экономики должно быть построено таким образом, чтобы экономические процессы и экономические закономерности использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся, в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.

Психология.Методика опирается на психологические процессы восприятия учебного материала, его запоминание, воспроизведение учащимися, учитывает психологические свойства детей при формировании умений и навыков, а также особенности активизации их познавательной деятельности и протекание мыслительных операций (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление).

В методике широко применяются психические понятия: знания, умения, навыки, развитие, мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащихся.

Кроме того, в методике учитываются данные психологии о возрастных особенностях детей, о допустимых умственных нагрузках, процессах восприятия и памяти.

Дидактика.Связь теории и методики обучения экономике с дидактикой определяется по нескольким направлениям. Первое направление - применение дидактических принципов в методике: принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, связь теории с практикой.

Второе направление - использование разнообразных методов обучения: репродуктивных, поисковых, проблемных, творческих.

Третье направление - реализация дидактических понятий: цели обучения, содержание, методы, формы, межпредметные связи, внутрипредметные связи, урок, учебник.

Языкознание.Чтобы ученик умел высказывать свои знания и суждения экономического содержания, он должен владеть навыками устной и письменной речи. Важная роль в этом принадлежит языкознанию - науке о языке, речи. При изучении экономики ученик овладевает культурой речи, построением предложений в соответствии с языковой нормой, а также механизмом практического использования экономических знаний.

Этика.Изучение норм поведения в обществе,формирование экономической и экологической культуры, нравственное воспитание синтезируется при взаимодействии этики и методики.

Таким образом, методика тесно связана со многими науками на основе строгого отбора основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов, что дает возможность целенаправленно развивать и формировать человека в условиях обучения, образования и воспитания.



2019-08-14 1043 Обсуждений (0)
Методика это учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика это учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению иностранным языкам.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)