Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обучение грамматике. Понятие грамматических навыков и умений. Продуктивная и рецептивная грамматика.



2019-08-14 3249 Обсуждений (0)
Обучение грамматике. Понятие грамматических навыков и умений. Продуктивная и рецептивная грамматика. 4.67 из 5.00 3 оценки




Грамматика — это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку.

Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении «грамматический строй», то есть строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель владеет интуитивно и который он осмысливает и осознает в процессе школьного обучения. С другой стороны, грамматика — это теория данного языка, раздел языкознания, обобщение наших знаний о строе языка.
В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. Главная задача обучения состоит в том, чтобы учащиеся овладели определенным рядом навыков до автоматизма.
Навык вообще понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизированность действий — основной признак навыка.

Целью закрепления грамматических знаний является выработка соответствующих умений, которые путем последующей автоматизации переходят в навыки.

Грамматический навык— это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить его соответственно нормам данного языка (все это — мгновенно).

С.Ф. Шатилов подразделяет грамматические навыки на морфологические, морфолого-синтаксические и синтаксические.

Речевые морфологические навыки– грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д.

Синтаксические речевые навыки. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках.

Продуктивный грамматический навык — это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка.

Рецептивный грамматический навыкэто способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения.

При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы отбора.

Что касается источников отбора, то продуктивная грамматика отбирается из звучащей речи или диалогических образцов печатных текстов литературно-разговорного и художественного стилей, созданных носителями языка.

Рецептивный грамматический минимум отбирается из печатных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи.

Продуктивная грамматика отбирается с учетом следующих принципов:


1) коэффициента стабильности (см. гл. X);

2) образцовости;

3) исключения синонимических грамматических явлений.


В соответствии с первым принципом отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и встречается в большом количестве исследуемых выборок, т.е. отличается не только частотностью, но и распространенностью.

Под образцовостью понимается способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии (например, образование множественного числа существительных, степеней сравнения прилагательных, образование временных форм глагола и др.).

Согласно третьему принципу в продуктивный грамматический минимум включается лишь одно явление из синонимического ряда, что диктуется требованием экономности и необходимостью изоляции трудностей. Например, для выражения долженствования в продуктивный минимум включаются только «модальные глаголы + Infinitiv», а не конструкции «haben + zu + Infinitiv», «sein + zu + Infinitiv» в немецком языке или «have to + Infinitiv» в английском и др., которые войдут в рецептивный минимум.

В рецептивный грамматический минимум включаются явления, которые учащиеся должны понимать при чтении.

Из экспериментальных исследований известно, что от общего количества информации, заключенной в печатном тексте, 50% приходится на грамматику (см.: Зенкевич Г.К., 1972, с. 14). Большое значение приобретает знание рецептивной грамматики при чтении, аутентичных текстов профильно-ориентированного характера, так как «чем сложнее мысль, тем больше требуется умения для извлечения ее из форм языка».

К основным принципам отбора рецептивного грамматического минимума относятся:

1) коэффициент стабильности (частотность и распространенность в книжно-письменных источниках);

2) принцип многозначности.

Грамматический материал должен организовываться функционально, т.е. так, чтобы он сочетался с лексикой в коммуникативных единицах, объемом не менее предложения.

Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуникативной деятельности или в учебной ситуации, имитирующей реальное речевое общение.

Объектом изучения в широком смысле слова является текст как продукт речевого общения и контекст, в котором функционирует и реализуется то или иное грамматическое явление.

Основные требования к обучению грамматике. Содержание обучения грамматике. Основные этапы работы над грамматикой .

Интерференция – это отрицательное влияние родного языка на процесс изучения ИЯ. Показателем интерференции служат типичные ошибки учащихся (наличие артиклей в ИЯ, интонация). Учитывая явление интерференции переноса методика должна основывать построение учебного процесса на учете особенностей изучаемого ИЯ по сравнению с родным.

Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся в общих чертах к следующему:

1. материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;

2. в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;

3. грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;

4. введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;

5. пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;

6. для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

Итак, как отмечает Ф.Ш. Мустафина, в содержание обучения грамматическому материалу входит следующее:

– усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики, функций (в рамках школьной программы);

– знание правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста;

– развитие навыков употребления грамматического материала в устных и письменных высказываниях.

К основным этапам работы над новым грамматическим явлени­ем относятся: ознакомление, первичное закрепление, развитие на­выков и умений использования грамматики в устном и письмен­ном общении.

Ознакомление включает в себя введение грамматического мате­риала и его объяснение. При введении используется либо доска с записью несложного контекста, либо демонстрация грамматического явления в тексте, а также таблицы, схемы, рисунки. Чаще всего эти средства приме­няются не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом. Объяснить грамматическое явление значит: а) раскрыть его формальные признаки; б) объяснить его значение, т.е. семантические особенности; в) пояснить функцию в речевом контексте; г) провести первичное закрепление.

Объяснение начинается с подготовки учащихся к восприятию нового грамматического явления, в процессе которого учитель напоминает учащимся уже знакомые им грамматические средства иностранного языка, которые он намерен использовать в качестве опоры при объяснении. Затем следует выделение нового грамматического явления из контекста, раскрытие его формы и значения, а также особенностей его употребления. Объяснение завершается формулировкой обобщающего правила, содержащего определенный перечень дифференциальных признаков грамма­тического явления.

Объяснение заканчивается, как уже упоминалось, проверкой по­нимания и первичным закреплением.

В качестве основных способов объяснения грамматики в школе используются индукция и дедукция. В методике обучения иностранным языкам сущность индукции заключается в том, что грамматиче­ские явления наблюдаются в графическом тексте/звучащей речи, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах. Под дедукцией понимается движение познания от общего к ча­стному, т. е. от обобщающего правила или правила-инструкции, ка­сающегося формы, значения и функции соответствующего явле­ния, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнениях.

Подготовительные упражнения:1. Упражнения в узнавании       и дифференциации грамматическогоявления:* определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируйте его письменно); * заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило; * подберите грамматический материал из текста для иллюстрации правила-инструкции; * назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур * проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления; * подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа;2.Вопросоответные упражнения:• работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни: 3.Репродуктивные упражнения:• дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления;• заполните пропуски глаголами в Passive, перескажите текст;• поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.4.Переводные упражнения:* переведите с иностранного языка на русский предложения/ мини-тексты, содержащие закрепляемые языковые явления; * переведите с русского языка на иностранный предложения/ мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления; * выполните обратный перевод (на левой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой — адекватный перевод на родном языке. Работая в парах, учащиеся сравнивают два текста, затем закрывают иноязычный текст листом бумаги и выполняют обратный перевод').

 



2019-08-14 3249 Обсуждений (0)
Обучение грамматике. Понятие грамматических навыков и умений. Продуктивная и рецептивная грамматика. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Обучение грамматике. Понятие грамматических навыков и умений. Продуктивная и рецептивная грамматика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)