Основные методические категории и понятия (метод, система, прием, способ, средство обучения, принципы обучения).
Методика имеет свой предмет, который является одновременно и целью и средством обучения, а также понятийный аппарат – основные методические категории. К ним относятся: 1.Приём - конкретное действие с учебным материалам, которое определяется методическими принципами, лежащими в основе обучения ИЯ.(приём беспереводной семантизации, формирования идеологической речи, приём извлечения информации и средства Именно конкретное содержание определяет эффективность метода…. Это понятие раскрывается в конкретных приёмах (действиях) В методике обучения ИЯ слово «метод» используется в след. значениях: 1.как принципиальное направление, принципами обучения (прямой метод) 2.метод, как система обучения внутри какого-либо направления, отражающая концепцию автора, предложивших её (например: внутри прямого метода есть метод Гарольда Пальмера, Майкла Уэста 3.метод, как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (внутри какой либо системы). В этом значении метод реализуется через приёмы. Говоря о методах и приёмах, используемых учителем в преподавании и учащихся в овладении ИЯ мы рассматриваем обучение как систему в которой взаимодействуют 2 компонента: обучающий и обучаемый. Функции учителя: 1.организующая ( организация учения, привить умение самостоятельной работы) 2.обучающая (объясняет, сообщает, комментирует) 3.контролирующая Функции учащихся: 1.ознакомление 2.тренировка (формирует навыки и первичные умения) 3.применение(выход в речь) Т.о методы используемые учителем должны отражать его функции (его функции) и обеспечивать учащемуся выполнения его функции. Наиболее часто практикуемыми методами в процессе обучения иностранному языку в школе следует считать 1) демонстрацию, 2) объяснение, 3) упражнение. Цели изучения ИЯ. В совокупности признаны стимулировать учению и вести учащегося по пути овладения ИЯ. Метод – способ управления учащимися , он выступает в качестве основного структурного функционального компонента деятельности учителя и учащегося. Т.к выделяют 3 F учащегося, а учитель направляет и организовывает учение, то основным методом является: 1.ознакомление 2.тренировка 3.умение. К сопутствующим методам относятся самоконтроль и самокоррекция. Метод отражает суть педагогического процесса. Приёмы как методы являются структурно функциональным компонентом обоюдного действия, но если метод называет основную деятельность, то приём связан с конкретным действием, составляющим суть, формируемой РД. Вывод: Методы указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимся в обучении ИЯ. Они носят универсальный характер и могут быть представлены в любом направлении и в любой системе. Система обучения – всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определённой методической концепцией, которой обуславливаются отбор материалов, цель, содержания, средств обучения. Средства- то, что признано помочь учителю, при организации и проведения учебного процесса. Для овладения иностранным языком существует 2 типа средств: 1) основное средство, каковым является естественная языковая среда, 2) различные вспомогательные средства, главное назначение которых – создать иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде. Сюда входит весь арсенал орудий обучения, начиная от раздаточного материала до ЭВМ, видеотехники и т.д. Методические принципы обучения ИЯ: Принцип коммуникативной направленности обучения. Его содержательная сущность сведена к следующему: обучение иностранным языкам должно быть ориентировано на формирование у обучающегося черт би/поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении. Второй методический принцип может быть сформулирован следующим образом: усвоение учащимся изучаемого языка как средства межкультурного общения возможно лишь в условиях общения, приближающегося по своим основным характеристикам к реальному общению. Данный принцип имеет много общего с принципом взаимосвязанного обучения устной речи, чтению и письму. Принцип - принцип ориентации на исходную лингвокультуру учащегося, содержание которого сводится к тому, что «владение родным языком учащимся следует использовать при обучении иностранному языку. Реализация данного принципа способствует тому, что учащийся, осваивая новый язык, расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения.
Содержание обучению английскому языку на современном этапе. Содержание обучения иностранным языкам включает лингвистический, психологический, методологический, социолингвистический и социокультурный компоненты. 1) строго отобранный фонетический, лексический и грамматический минимумы; 2) образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативнотематически обусловленные, т.е. тематику и текстовой материал для развития устной и письменной речи; 3) языковые понятия, не свойственные родному языку обучающихся. Структурирование содержания учебного материала, подлежащего усвоению, осуществляется на основе следующих методологических ориентиров: всесторонний учет взаимосвязей языка – мышления – культуры; интеграция языкового, социокультурного, аксиологического компонентов содержания обучения. Психологический компонент содержания обучения включает формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в процессе общения. К таковым относятся произносительные, лексические, грамматические, орфографические навыки, навыки техники чтения и письма. На их основе развиваются умения понимать речь на слух (аудирования), говорения, чтения, письменной речи. Речевые умения обеспечивают при решении речевых задач развитие творческой деятельности, в которой принимают участие интеллектуальная и эмоциональная сферы. Конечным результатом обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. В ее состав входят следующие компетенции: 1. лингвистическая – способность понимать чужие мысли и выражать свои собственные в устных и письменных формах. Связана с аспектами языка, то есть фонетикой, лексикой, грамматикой. 2. социолингвистическая – предполагает владение умением использовать лингвистическую форму и способность выражения в зависимости и от условий речевого акта. 3. социокультурная – знание обучаемыми национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка, этикета, стереотипов. 4. социальная – проявляется в желании и умении вступать в контакт. Ориентироваться в ситуации общения. 5. стратегическая – ориентирована на применение стратегий и тактик общения, направленных на достижение целей + умение восполнять пробелы при несовершенном знании ИЯ. 6. дискурсивная – способность обучаемого конструировать и интерпретировать текст (составить доклад сообщение, организовать обсуждение, расспрос). Методологический компонент содержания обучения связан с овладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием навыков и умений самостоятельной работы. Он предусматривает обучение рациональным приемам учения, формирование умений пользоваться учебником, грамматическим справочником, словарем, звуко и видеозаписью, ЭВМ. Учащихся следует учить переносу знаний, навыков, умений, приобретенных при изучении родного языка и других предметов, а также приемам выполнения заданий по письму, чтению, устному сообщению и т.д. Очень важно помочь им правильно организовать свою самостоятельную работу, проводить самоконтроль, самоанализ учебной деятельности. Таким образом, методологический компонент содержания обучения включает такие аспекты академического труда, как:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |