Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реабилитация при нарушениях зрения.



2019-10-11 1899 Обсуждений (0)
Реабилитация при нарушениях зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мерам реабилитации при нарушениях зрения и прежде всего при неврите зрительного нерва (ретробульбарном неврите) часто уделяется недостаточное внимание. Это, очевидно, объясняется тем, что эти нарушения нередко возникают на начальной стадии развития РС, когда точный диагноз еще не поставлен. Или это происходит потому, что нарушения зрения не влекут за собой очевидного ограничения физических возможностей. Или потому, что чаще всего зрение восстанавливается! Или потому, что другим глазом больной продолжает видеть хорошо. А что если и этот глаз когда-нибудь будет поражен невритом зрительного нерва? Или неврит зрительного нерва вторично поразит один и тот же глаз? Чем меньше будут проявляться остаточные нарушения после перенесенного обострения, тем дольше не наступит инвалидизация больного. Это касается и зрения. Поэтому при неврите зрительного нерва необходимо делать специальные упражнения больным глазом.

Ежедневно по многу раз в день нужно в течение нескольких минут, закрыв здоровый глаз, читать больным глазом и рассматривать яркие цветные картинки. Важно делать эти упражнения как можно более продолжительное время, так как, если человек плохо видит одним глазом, он перестает им пользоваться, и зрение постепенно ухудшается.

При двоении в глазах и нистагме (дрожании глазного яблока) также важно делать упражнения на фиксацию. Для этого надо сознательно медленно читать, фиксируя свой взгляд на буквах разной величины. Полезно внимательно рассматривать яркие предметы под разными углами зрения, а также смотреть в бинокль. При сильном двоении в глазах по меньшей мере в первые недели после возникновения нарушения чрезвычайно важно провести лечение под

1. Общие положения

2. Технические средства реабилитации для восстановления способности к передвижению и самообслуживанию.

2.1. Трости опорные, костыли, опоры, поручни
2.2. Кресла-коляски
2.3. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы
2.4. Ортопедическая обувь

3. Технические средства реабилитации для ухода, способствующие соблюдению правил личной гигиены и сохранению целостности кожных покровов.

3.1. Противопролежневые матрацы и подушки
3.2. Специальные средства при нарушении функции выделения (моче- и калоприемники)
3.3. Абсорбирующее белье, памперсы
3.4. Кресла-стулья с санитарным оснащением

4. Технические средства реабилитации для ориентирования, общения и обмена информацией.

4.1. Технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением зрения
4.2. Сурдотехнические средства для глухих и тугоухих

5. Технические средства реабилитации, направленные на восстановление способности к межличностным отношениям и бытовой деятельности.

5.1. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов
 

 Технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением зрения

Тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих – совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.

К тифлотехническим средствам относятся: трость тактильная (белого цвета), специальные устройства для чтения «говорящей книги», для оптической коррекции слабовидения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; собаки-проводники с комплектом снаряжения.

Трость тактильная (белого цвета) разных размеров (от 700 до 1200 мм), пластиковая, металлическая, складная, телескопическая (выдвижная).

Назначаются инвалидам по зрению, детям-инвалидам по зрению (младшего школьного, школьного и подросткового возрастов) с абсолютной и практической слепотой (острота зрения 0 – 0,05 или/и концентрическим сужением поля зрения до 100).

Требуются для полной или частичной компенсации ограничений способности к передвижению, общению, самообслуживанию, ориентации. Опосредованно, благодаря этому, способствует возможности трудовой деятельности и обучения.

Специальные устройства для чтения «говорящей книги» - предназначены для компенсации ограничений способности к обучению, общению, трудовой деятельности, особенно лиц, занятых в профессиях интеллектуального труда, овладению навыками самообслуживания.

К ним относятся:

- Тифломагнитолы различных типов и фирм производителей;

- Тифлоплееры различных типов и фирм производителей;

- Другие специальные устройства для чтения «говорящей книги».

Требуются инвалидам по зрению, детям-инвалидам, слепым и слабовидящим (при остроте зрения – 0 – 0,1).

Оптические средства для коррекции слабовидения – способствуют частичной компенсации ограничений к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, ориентации. Особенное важное значение имеют для трудовой деятельности лиц, занятых в сфере интеллектуального труда, а также для получения общего и профессионального образования.

Выбор устройства осуществляется индивидуально в зависимости от характера патологии органа зрения, анатомо-оптических характеристик и других офтальмологических параметров.

Лупы ручные, опорные, накладные, фиксируемые на очках, разной кратности и конструкций (без освещения, с подсветкой).

Лупы назначаются инвалидам с ограничением способности к общению, обучению, трудовой деятельности при наличии заболеваний, последствий травм органа зрения, приведших к практической слепоте или слабовидению (острота зрения 0,01 – 0,1).

Очки: очки со светофильтрами, сфероцилиндрические очки (для дали или близи), сферопризматические очки-гиперокуляры бинокулярного применения, гиперокуляры монокулярного применения. Назначаются при остроте зрения 0,01 – 0,1.

Видео-система с увеличением изображения, телевизионное увеличивающее устройство (стационарное) – предназначено для чтения плоскопечатного текста на экране монитора в увеличенном виде. Назначаются инвалидам по зрению с остротой зрения 0,01 – 0,1.

Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат – формирует на экране телевизора увеличенное изображение текста. Работает в режиме «позитив-негатив». Не требует специальной фокусировки. Назначаются инвалидам по зрению и детям-инвалидам с остротой зрения 0,01 – 0,1.

Медицинские тонометры с речевым выходом обеспечивают контроль за состоянием артериального давления, самостоятельную оценку эффективности лечения и приема лекарственных препаратов как элементов самообслуживания.

Назначаются инвалидам по зрению I группы (слепые – острота зрения 0 – 0,05), страдающие артериальной гипертонией.

Медицинские тонометры с речевым выходом частично способствуют компенсации ограничений к самообслуживанию, возможности контроля за состоянием своего здоровья и своевременного применения адекватных мер по его улучшению при наличии заболевания.

Медицинские термометры с речевым выходом предназначены для контроля температуры тела и назначаются инвалидам по зрению слепым (острота зрения – 0 – 0,05).

 Собаки-проводники с комплектом снаряжения показаны для инвалидов I группы по зрению (острота зрения единственного или лучше видящего глаза 0 – 0,05 и/или концентрическое сужение поля зрения до 100 и менее градусов), в возрасте 18 лет и старше при отсутствии стойких выраженных нарушений статодинамических функций, выраженных нарушений центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, расстройств психических функций, тугоухости III – IV степени (затрудняющих контакт с собакой-проводником).

Социальные аспекты, которые следует учитывать при обеспечении инвалидов I группы по зрению собакой-проводником:

- возможность самообслуживания в быту, обеспечение животного пищей;

- местность проживания инвалида (сельская или город с интенсивным движением);

- жилищно-бытовые условия;

- семейные условия (согласие членов семьи);

- материальная обеспеченность, необходимая для надлежащего содержания животного;

- условия содержания собаки-проводника в своей квартире или будке;

- наличие помещения для животного на УПП ВОС либо иной работе для работающего инвалида.

Повышенной значимостью обладает тема социальной реабилитации инвалидов по зрению. Врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефект у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Достижение основной цели реабилитации инвалидов по зрению – восстановления человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции, - возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитаци-онных мероприятий.

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс со-циально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов - реконвалесценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации .

Реконвалесценция - это этап выздоровления с восстановлением нарушенного зрения. Но это не всегда удается. Это влечет за собой дезадаптацию, парциальную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на какую-либо определенную область жизнедеятельности. При тотальной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни и деятельности - работу, образование, отношения в семье и обществе и пр. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и социальной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, способные к восстановлению функции.

Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации - обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей.

 

6. Самостоятельная работа

6.1 Заполнить пустые графы:

Технические средства для восстановления способности к передвижению
Технические средства для ухода за личной гигиеной
Технические средства для общения и обмена информацией

 


Закрепление

Тестовое задание



2019-10-11 1899 Обсуждений (0)
Реабилитация при нарушениях зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реабилитация при нарушениях зрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1899)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)