Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содржание образованя о предмету ФК : определеие, место в педагогичесой системе, уровень представления.



2019-08-13 887 Обсуждений (0)
Содржание образованя о предмету ФК : определеие, место в педагогичесой системе, уровень представления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание образования рассматривается как:

– одна из категорий педагогики;

– инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы;

– фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования;

– механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области.

Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания образования применительно к предмету «Физическая культура» может основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как
место в структуре педагогической системы школьной физической культуры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причастность содержания образования к государственному образовательному стандарту (базовому, федеральному, вариативному, региональному, компонентам).

Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или абстрактное освещение которых существенно затрудняет последующее обсуждение.

Во-первых, дадим определение понятию содержание образования по предмету «Физическая культура» – это часть общего среднего образования, отражающая совокупность: знаний; двигательных и инструктивных умений и качеств; опыта личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которых обусловливает достижение цели данной дисциплины.

Во-вторых, содержание образования – это инвариантный и системообразующий элемент
педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникновении “питается” информационной энергией, исходящей от главного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели.

В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в формировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры – дидактических процессов.

Будучи своеобразной структурной единицей состава содержания общего образования, содержание образования по физической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: конкретизации состава и структуры социального опыта, подлежащего системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания
образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности.

Восприятие и осознание феномена содержания образования – проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уровнях его представления.

На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.

Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специфические функции в общем образовании. Здесь «проявляется»
образ области образования «Физическая культура» и учебных предметов, через которые реализуется ее содержание.

Третий уровень – учебный материал, представляющий конкретные элементы состава содержания образования (знания, умения, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.

Эти уровни в совокупности составляют содержание образования (педагогическую модель
социального заказа), которое пока лишь проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образования задано как норма, которая будет материализована в дидактических процессах на
последующих уровнях и функционировании.

Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:

– социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания;

– состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

– потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;

– идеал формируемой личности;

– потребности экономики и обороны страны;

– возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.

 

 

2.3 Типовая структура ( основные блоки) содержания образования по предмету «Физическая культура» . Современные подходы к построению содержания образования по данной дисцеплине. Авторские и рабочие учебные программы по дисциплине разрабатываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Федерации (pecпублик, краев, губерний, областей). В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упомянутых документов. В первую очередь должны быть разработаны конкретные принципы формирования содержания образования: принципы централизации (подчинения всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом), унификации учебного материала (придания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обучения), а также учет зоны ближайшего социального и биологического окружения школьников. Многие считают целесообразной разработку двух- трехступенчатых учебных программ с базовым общероссийским, региональным и местным компонентами. Содержание программы по физической культуре представляется как система знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а также видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками. Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно недавно в связи с проникновением информатики в управление познавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого слова. В данном случае блок -структурная единица теоретической модели содержания образования, характеризующая системно упорядоченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов. Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности: – значение физической культуры для нормального роста и развития организма; – виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника; – место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей; – знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи; – использование физической культуры в рекреации (организации здорового досуга), повышении физической и умственной работоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обеспечении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах. В содержании общего среднего физкультурного образования может быть материал для закрепления знаний: – строение организма человека и его функции; – гигиена личная, общественная и связанная с занятиями физкультурой и спортом; – режим дня, двигательный режим; – забота о своей осанке; – закаливание; – физические упражнения как средство развития и занятия спортом, индивидуально и в группах. Важную роль здесь играют: – знания о самостоятельных занятиях физической культурой (типа самотренировок), самоконтроле, врачебном контроле, оказании первой медицинской помощи при травмах, страховке, помощи и самостраховке; – теоретические сведения об основных, наиболее популярных среди школьников видах физических упражнений (легкоатлетических, гимнастических, игровых, плавательных, зимних, шахматах и др.). Блок двигательных навыков и умений, как компонент содержания образования по предмету «Физическая культура», представляет собой совокупность двигательных действий, ориентированных на обогащение двигательной подготовленности учащихся, на базе которой формируется их физкультурная деятельность. Это основные движения человека («азбука» движений), двигательные действия и их комбинации, составляющие основу типовой техники и тактики наиболее популярных и доступных для занятий видов спорта, физической культуры школьника, включая подвижные игры и физкультурно-спортивные забавы детей, подростков, юношей, молодежи. Блок инструктивных навыков и умений – это совокупность навыков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, цели и задачи которых определяются на несколько лет, учебный год, сезон (лето, осень, зима, весна), месяц, неделю, отдельное занятие. В блоке определены содержание, продолжительность, структура, объем и интенсивность физической нагрузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования. Блок двигательных и волевых качеств, формируемых и развивающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, – совокупность социально значимых качеств личности, связанных с преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе. В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и подготовительных физических упражнений, способствующих развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также социально значимых моральных и волевых качеств личности. Блок норм и требований. Вначале объясняются термины «норма», «норматив» и «требования». В сфере физического воспитания норма – это конкретные и объективизированные показатели физической подготовленности. Норматив – это показатель, характеризующий относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, “живого” труда, денежных средств и др., их расходов на единицу площади, веса, объема. Блок двигательных качеств – это совокупность средств, ориентированных на обеспечение преимущественного развития физических качеств (двигательных способностей). Однако в целях придания компонентам содержания образования, реализуемым целостно и комплексно, большей значимости и для лучшего осознания их учителями считаем возможным теоретически представить их дифференцированно. Описанные блоки условно могут быть сведены в пять блоков: системы знаний; двигательных и инструктивных навыков и умений; двигательных и волевых качеств; норм и требований и видов физкультурной деятельности. Блок видов деятельности (его состав зависит от условий данной школы): – утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха); – физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки дома и в школе; – самостоятельные занятия общеподготовительного или спортивно-подготовительного характера; – внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом в школе и во внешкольных организациях; – физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др. Содержание общего среднего физкультурного образования школьников, формы и методы его реализации учитывают специфику среды учебно-воспитательного учреждения физического воспитания населения конкретных регионов такого многонационального государства, как Россия, территория которой занимает огромную площадь с разнообразными рельефом и климатическими зонами. Как уже отмечалось, данное положение рассматривается в качестве одного из принципов, на основе которого разрабатывается содержание образования по физической культуре, особенно в сельской общеобразовательной школе.  

 

 

2.5 Инновационные школьные программы по предмету « Физическая культура». Переход к инновационным моделям подготовки специалистов в области физической культуры и спорта – одна из важнейших задач развития не только педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, но и всех организаций высшего образования, готовящих специалистов в этой сфере. Современная система физического воспитания основана на федеральных государст- венных образовательных стандартах (далее – ФГОС) начального, основного и среднего (пол- ного) общего образования и ориентирована на развитие и становление личностных качеств обучающегося. Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную об- ласть «Физическая культура», являясь основой физического воспитания обучающихся, а ко- личество часов, отведенных для учебных занятий, рассчитано с учетом 3-х часовой недель- ной нагрузки по предмету «Физическая культура», начиная с первого класса. В свете актуальности инновационного развития образования, ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают большую возможность для учета спортивных интересов школьников, а также их состояния здоровья. Принципиально важной задачей, поставленной перед современной системой физкуль- турно-спортивного образования, является задача совершенствования преподавания дисцип- лины «Физическая культура», учитывающей индивидуальные способности и состояние здо- ровья обучающихся по всем профессиям, специальностям, направлениям подготовки (специ- альностям) начального, среднего, профессионального и высшего образования в рамках но- вых федеральных государственных образовательных стандартов. Безусловно, решение этой задачи возможно только при помощи подготовки совре- менных высококвалифицированных педагогов, обладающих системными знаниями и креа- тивным образом мышления. В системе высшего образования в дисциплина «Физическая культура» представлена как самостоятельный раздел в объеме 400 часов (2 зачетные единицы) и является обязатель- ной для всех направлений подготовки и специальностей. В новых ФГОС дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной об- разовательной программы, и реализуется в объеме 2 часов обязательных еженедельных ау- диторных занятий и 2 часов самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся предполагает содержательное наполнение образовательного процесса в соответствии с выбором обучаю- щихся, а также учётом специфики и возможностей конкретного образовательного учрежде- ния. Возможность свободы выбора в рамках физического воспитания обучающихся в со- ответствии с интересами детей и подростков закреплена действующим законодательством. Образовательным организациям предоставлена возможность самостоятельно решать вопро- сы организации образовательного процесса, в том числе выбора основной образовательной программы и программ дополнительного образования, программ учебных курсов, предметов, модулей (физкультурно-спортивной направленности в том числе). Современные образовательные программы, реализуемые в рамках учебного плана, безусловно, должны иметь инновационную компоненту, предполагающую повышение инте- реса обучающихся к занятиям. Зачастую такие программы имеют авторские подходы к ос- воению элементов различных видов спорта. При этом крайне важным представляется вопрос организации взаимодействия с об- щероссийскими спортивными федерациями и общественными организациями, коммерче- скими и некоммерческими организациями по вопросам совершенствования и развития физи- ческой культуры и спорта в образовательных учреждениях. Современные организации спор- тивной направленности объединяют большое количество творческих людей, способных не- стандартными способами сформировать потребность школьников и молодых людей в здоро- вом полноценном образе жизни и деятельности. В связи с этим, безусловно, актуальным, остается вопрос кадрового обеспечения про- цесса физкультурно-спортивного воспитания, прежде всего в общеобразовательных учреж- дениях и в системе дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направ- ленности. Несмотря на то, что в настоящее время подготовка специалистов по физической культуре и спорту для работы в общеобразовательных учреждениях и системе дополнитель- ного образования детей осуществляется в 74 вузах, вопрос о потребности в современных вы- сококвалифицированных специалистах весьма актуален. Педагогический институт физической культуры и спорта в своей деятельности по подготовке специалистов стремиться активно разрабатывать и реализовывать инновацион- ные образовательные программы, предусматривающие специализированную подготовку студентов, позволяющую формировать компетенции в вопросах здоровьесбережения школь- ников, организации современных форм спортивно-массовой работы, развития и популяриза- ции спорта и спортивно-оздоровительной работы, подготовки и проведения массовых физ- культурно-спортивных мероприятий. Однако главная проблема, связанная с формированием таких компетенций заключается в том, что современным обществом уже не востребованы просто педагоги, как учителя физической культуры. Востребованный современный педагог должен иметь совокупность компетенции специалиста, способного не только обучать и вос- питывать, но и помогать проектировать жизнь ребёнка, ориентировать его на ценности, без которых в современном мире невозможно достичь социального успеха. Сегодня от института требуется выстраивание системы создания, адаптации, тиражирования и масштабирования новых образовательных технологий, способных формировать или изменять отношение чело- века к своему здоровью и благополучию.  

2019-08-13 887 Обсуждений (0)
Содржание образованя о предмету ФК : определеие, место в педагогичесой системе, уровень представления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содржание образованя о предмету ФК : определеие, место в педагогичесой системе, уровень представления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)