Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика воспитания общей выносливости



2019-08-13 368 Обсуждений (0)
Методика воспитания общей выносливости 0.00 из 5.00 0 оценок




Для развития общей выносливости наиболее широко приме-няются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что на-грузочные требования должны соответствовать возможност

нимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физи-ческой подготовленности. В процессе занятий после определенно-го времени в организме человека произойдут изменения физио-логического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обо-значает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия се на организм занимающегося без ущер-ба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требо ваний. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей вы носливости возможно в том случае, если будет соблюдаться стро гая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также не прерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни за нятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3, Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значитель ных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыха тельной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо най ти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Исполь зуя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжительность работы 10—15 мин; 11—12 лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.

С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости I км за 5—7 мин. Для людей, имеющих хорошую физи-ческую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5— 4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60—90 мин.

В занятиях с тренированными людьми используют метод пере-менного упражнения. Сущность этого метода заключается в изме-нении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равно-мерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагруз-ки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу по-степенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг

которьш Б последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа явля-ется сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в пра-вильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы выше критической (75—85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Длительность повторной работы 1—1,5 мин, характер от-дыха — активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3—5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе толь-ко с достаточно квалифицированными спортсменами. Его приме-нение свыше 2—3 месяцев не рекомендуется

2.16 Гибкость. Гибкость и основы методики ее воспитания Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А примени-тельно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедрен-ных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет коорди-нацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела По форме проявления различают гибкость активную и пассив-ную. При активной гибкости движение с большой амплитудой вы-полняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: уси-лий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособ-лений и т.п. По способу проявления гибкость подразделяют на динамичес-кую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движе-ниях, а статическая — в позах. Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гиб-кость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движе-ний) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, по-звоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фак-тор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во мно-гом определяет направление и размах движений в суставе (сгиба-ние, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение). Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно рас-слаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования меж-мышечной координации. На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температу-ра воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5... 10 °С); 3) про-ведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвиж-ность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 'С или после 10 мин пребывания в сауне). Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет сни-жения способности мыши к полному расслаблению после предше-ствующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет мень-шего тонуса мышц, противодействующих растяжению). Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а проти-воположные личностно-психические факторы ухудшают. Результаты немногих генетических исследований говорят о вы-соком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобед-ренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Задачи развития гибкости. В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего разви-тия гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основ-ными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять осталь-ные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость. В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется за-дача по восстановлению нормальной амплитуды движений сус-тавов. Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляют-ся повышенные требования в избранном виде спорта. Методика развития гибкости Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражне-ний на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Бели требуется достижение заметного сдвига в развитии гибко-сти уже через 3—4 месяца, то рекомендуются следующие соотно-шения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнении и меньше — статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и вре-мени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно до-водится до величин, приведенных в таблице 5. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в раз-минку при занятиях спортом. Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование сило-вых упражнений и упражнений на расслабление не только способ-ствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, про-изводящих данное движение, но и повышает прочность мътшечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки. Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражне-ниях составляет 1 повторение в I с; при пассивных — I повторе-ние в 1—2 с; «выдержка» в статических положениях — 4—6 с. Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется вы-полнять в такой последовательности: вначале упражнения для су-ставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних ко-нечностей. При серийном выполнении этих упражнений в проме-жутках отдыха дают упражнения на расслабление.

 

 

2.17. Педагогические технологии комплексного развития двигательных способностей школьников. Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств -- силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки. [6]

Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой. А.А. Гужаловский отмечал, что очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект.

Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей. В каждом её разделе, посвящённом формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных способностей. В среднем в старшем школьном возрасте программа предлагает ежегодно уделять внимание развитию не менее 12-14 качеств двигательной деятельности. Так, например, с IV по X классы включительно при прохождении раздела гимнастики необходимо содействовать развитию силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и тренировке органов равновесия; при прохождении раздела лёгкой атлетики -- развитию скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости; при изучении материала лыжной и кроссовой подготовки, коньков и плавания -- развитию скоростной выносливости, выносливости в ходьбе и беге умеренной интенсивности и к длительной циклической работе. Освоение материала программы из разделов ручной мяч и баскетбол следует осуществлять совместно с направленным развитием таких двигательных качеств, как выносливость, быстрота и точность движения, быстрота и выносливость в игровых действиях, скоростно-силовые качества.

Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста.

Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.

Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития двигательных качеств.



2019-08-13 368 Обсуждений (0)
Методика воспитания общей выносливости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика воспитания общей выносливости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)