Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Двигательные умения и навыки.



2019-08-13 385 Обсуждений (0)
Двигательные умения и навыки. 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способнос-ти управлять своими движениями, а также в целях познания зако-номерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвиваю-щих упражнений для управления физическим развитием. И нако-нец, учашихся обучают технике двигательных действий, необхо-димых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль-нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышле-нии в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершен-ствование способа выполнения действия при осмысленном под-ходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущ-ность двигательного умения.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю-щих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель-ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва-ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную цен-ность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (рис. 9). Это достига-ется постоянным уточнением и коррекцией движения. В результа-те появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения тех-никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при

о Ж. К. Холодов О—

минимальном контро минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви-жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточи-вают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах — на изменении рельефа л местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при оттал-кивании; при метаниях — на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эф-фективности действия.

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере-хода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра-зуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваи-вают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной слож-ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мас-терства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др е со стороны сознания) управлением дви-

Структура процесса обучения и особенности

его этапов

Обучение — это целенаправленный, систематический и орга-низованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение — это деятельность обучаемого по овладению знания-ми, умениями и навыками.

Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по орга-низации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви гательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех нике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле-ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе-ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч-ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы-полнения движений, наблюдений за действиями других занима

юшихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни-ки действия, физической подготовленности занимающихся дви-гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп-ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изу-чение техники действия начинается с завершающих фаз, если не-обходимо предупредить травмирование.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлени-ем ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошиб-ки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представ-ление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыду-щих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирую-щих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повы-шенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить учени-ку дополнительные попытки овладеть правильным способом вы-полнения. Если это не дало результата, следует вернуться к под-водящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частно-сти, контрастные) задания.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель-ного действия зависит от: 1) степени сложности техники изуча-емого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использо-вать положительный эффект переноса навыков.

2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно-ценное двигательное умение.

Основные задачи.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ ном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от

правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, не-обходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, зву-ковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод сло-весного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя-ет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной систе мы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двига тельного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготав ливают к освоению основного действия путем его целостной ими тации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Под водящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упраж нения имели возможно большее сходство с основной частью изу чаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов раз бег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вме сто преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготов ленности занимающихся. В применении подводяших упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забы вание ранее выученного движения и эффект воздействия их сни зится.

Эффективность использования различных упражнений (подго-товительные, подводящие, имитационные) достигается при чет-ком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упраж-нения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и само-контроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно-стью его целевого использования.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия и соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.)-

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо-вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб-кий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимна-стический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж-нений, повторение в форме соревнования на качество исполне-ния и результат, в игровой форме и др

 

2.12 Силовые способности. . Сила и основы методики ее воспитания Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе ко-торых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на про-явление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществлении, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивиду-альных особенностей человека. Среди них выделяют: I) собствен-но мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-лсихичес-кие: 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологичес-кие факторы, а также различные условия внешней среды, в кото-рых осуществляется двигательная деятельность. К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относи-тельно быстро сокращающихся) и красных (относительно мед-ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность фермен-тов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический попереч-ник и массу мышц; качество межмышечной координации. Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влия-нии центральной нервной системы на их функции. От личиостно-психических факторов зависит готовность челове-ка к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотн-вашюнные и волевые компоненты, а также эмоциональные про-цессы, способствующие проявлению максимальных либо интен-сивных и длительных мышечных напряжений. Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппара-та, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормо-нальные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы. Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, сило-вая ловкость, силовая выносливость) (рис. 10). Собственно силовые способности проявляются: I) при относи-тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполня-емых с околопредельными, предельными отягощениями (напри-мер, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим разли-чают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, ус-тупающем и статическом режимах работы мышц. Они определя-ются физиологическим поперечником мышцы и функциональ-ными возможностями нервно-мышечного аппарата. Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием соб-ственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила). Воспитание собственно силовых способностей может быть на-правлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гире-вой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающих-ся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строитель-ства тела (бодибилдинг). Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак-симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи-тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель-ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко-торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при мень-шем отягощении (например, при метании копья) возрастает зна-чимость скоростного компонента. К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величи-ны. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выпол-нения двигательного действия достигать максимальных показате-лей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.)- Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом / в движениях, где раз-виваемые усилия близки к максимуму Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю. В.Верхошанский, 1977). Старто-вая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращи-вания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. К специфическим видам силовых способностей относят сило-вую выносливость и силовую ловкость. Силовая выносливость — это способность противостоять утом-лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч-ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость ха-рактерна для циклической и ациклической деятельности, а ста-тическая силовая выносливость типична для деятельности, свя-занной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например., при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая вынос-ливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседа-нии со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая вы-носливость. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуа-ции деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышеч-ные усилия различной величины в условиях непредвиденных си-туаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К.Холодов, 1981). В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оцен-ки степени развития собственно силовых способностей различа-ют абсолютную н относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движе-нии, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится переме-щать собственное тело, относительная сила имеет большое значе-ние. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значи-тельно — она приобретает существенную роль и связана с макси-мумом взрывного усилия  Средства воспитания силы Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направ-ленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Та-кие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные (рис. 11). Основные средства 1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д. 2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела: — упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе); — упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты); — упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; — ударные упражнения, в которых собственный вес увеличи вается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыж ки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх). 3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Уни версал» и др.). 4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упраж-нений с дополнительным отягощением и без них. 5. Статические упражнения в изометрическом режиме {изомет-рические упражнения): — в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания., поддержания, противодействия и т.п.); — в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротив лении 7.2.2. Методы воспитания силы В практике физического воспитания используется большое коли-чество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них пред-ставлены в таблице 1. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение зада-ний, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем ме-тод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за вы-полнением упражнений. Метод непредельных усилии предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100. (Метод непредельных усилий состоит из двух методов, см. табл. 1.) В физиологическом плане суть этого метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу та-кой деятельности увеличиваются интенсивность, частота if сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все боль-шее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их на-пряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-тро-фических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных воз-можностей организма. Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании мак-симального силового напряжения посредством работы с непре-дельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявле-нию большой силы в условиях быстрых движений. «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных уп-ражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности уси-лий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыж-ком в длину). После предварительного быстрого растягивания на-блюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопро-тивления задается массой собственного тела и высотой падения. Экспериментальным путем определен оптимальный диапа-зон высоты спрыгивания 0,75—1,15 м. Однако практика пока-зывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовлен-ных спортсменов целесообразно применение более низких вы-сот — 0,25—0,5 м. Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максималь-ную силу мышц, применяют изометрические напряжения в SO— 90% от максимума продолжительностью 4—6 с и в 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометри-ческие напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью 10—12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между уп-ражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напря-жения следует развивать постепенно. После выполнения изомет-рических упражнений необходимо выполнить упражнения на рас-слабление. Тренировка проводится в течение 10—15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при кото-рых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается мень-шее время, чем после динамических упражнений. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изомет-рического и динамического. Для воспитания силовых способнос-тей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отяго-щения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности имен-но при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях. Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздей-ствие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последую-щая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражне-ний, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в трениро-вочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягоще-ний повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторе-нием комплекса должен составлять не менее 2—3 мин. в это время выполняются упражнения на расслабление. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способ-ностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мы-шечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.


2019-08-13 385 Обсуждений (0)
Двигательные умения и навыки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Двигательные умения и навыки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)