Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Скоростные способности . развитие быстроты



2019-08-13 377 Обсуждений (0)
Скоростные способности . развитие быстроты 0.00 из 5.00 0 оценок




Под скоростными способностями понимают возможности че-ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз-'Ц личают элементарные и комплексные формы проявления скоро-¥ стных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви жжений

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви-жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так-тильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава-нии, прекращение нападающего или защитного действия в еди-ноборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла-тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре-вышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес-ком воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из не-скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в раз-личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка-чествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно-сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка-чествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную ско-рость определяют по фазе стартового разгона или стартовой ско-рости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называ

ют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявле-ние скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и на-чать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це-лого ряда факторов: I) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен-ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст-рых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло-та — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне-деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при-родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения воз-буждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной инфор-мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен-тного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от централь-ной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появ-ления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со-стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действи-ях, влияют: частота нервно-мышечной имггульсации, скорость пе-рехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чере-дования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос-ти ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресин-тез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолити-ческого механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспе-чении разной скоростной деятельности составляет 0—10%,

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные на-блюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности су-

щественно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост-ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до II лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока-зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви-жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви-дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско-ростных способностей: специатьно тренирующиеся имеют пре-имущество на 5—20% и более, а рост результатов может продол-жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос-тей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начи-нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело-стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).



2019-08-13 377 Обсуждений (0)
Скоростные способности . развитие быстроты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Скоростные способности . развитие быстроты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)