Региональный компонент среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Физическая культура»
Региональный компонент среднего (полного) общего образования, установленный по учебному предмету «Физическая культура», представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программы общего образования на двух уровнях - базовом и профильном . Оба уровня образовательного стандарта имеют общеобразовательный характер, но при этом они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач: — базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; — профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Отличительными особенностями образования на профильном уровне являются: — содержание образования, ориентирующееся на учащихся, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе; — увеличение объема времени до четырех часов в неделю с возможностью формировать элективные курсы, расширяющие и углубляющие содержание образования по физической культуре; — введение учебных тем, ориентирующих учащихся на развитие самостоятельности, освоение ими способов организации индивидуальных занятий в избранном виде спорта; — увеличение объема времени на общую и специальную физическую подготовку, техническое освоение соревновательных упражнений в избранном виде спорта и подготовку к соревновательной деятельности; — введение учебных тем, предназначенных для подготовки учащихся к продолжению образования по специальности «Физическая культура и спорт». .
| 2.8 Образование школьников в сфере физической культуры и педагогическая деятельность учителя. Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. В педагогической деятельности выделяются три компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. К этому необходимо прибавить и гностический компонент, знания педагога, ту базу, которую ему дают в вузе. А теперь рассмотрим отдельные компоненты белее подробно. Конструктивный компонент - деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебного материала, созданием планов. На этом компоненте строится основная деятельность учителя. В своей конструктивной деятельности педагог опирается на учебные планы, программы, учебники, методические пособия и др. Но все эти материалы должны преобразовываться под влиянием тех задач, которые учитель ставит перед собой, в зависимости от конкретных детей, конкретных ситуаций. Организация каждого урока начинается с планирования, обдумывания своего поведения на уроке, расстановки материала, связывания его в единую цепь изложения, формулирования дополнительных вопросов. Это планирование меняется в зависимости от педагогического мастерства учителя. Конструктивная деятельность учителя включает планирование: содержания будущей педагогической деятельности (план работы вообще); системы и последовательности собственных действий (что, как и в какой последовательности должен делать сам); 3) системы и последовательности действий учащихся (коллектива в целом, отдельных групп в нем и конкретных учащихся в зависимости от их особенностей). В конструктивной деятельности, по данным психологических исследований, у молодых учителей достаточно много трудностей. Они часто увлечены обилием материала в ущерб логической его структуре, не очень хорошо систематизируют сам материал, не имеют тенденции связать его с прошлым опытом школьника, включить в структуру его деятельности. Но это трудности именно молодых педагогов, и очень часто недостатки конструктивного компонента создают трудности в реализации остальных. Организаторская деятельность учителя тесно связана с конструктивной и без нее немыслима. В деятельности учителя каждое педагогическое действие носит организаторский характер. Вместе с тем качество проектировочной деятельности может быть более высоким, чем организаторской. Ведь иногда на педагогической практике студенту ставят «пять» за конспект урока и «два» за его реализацию. Организаторская деятельность учителя имеет три аспекта: организация своего изложения (рассказ, беседа); организация своего поведения, действий в условиях деятельности: организация деятельности детей (коллективной, групповой и индивидуальной). Успех организаторской деятельности зависит от того, как учитель умеет сочетать эти аспекты. На практике у учителей преобладает один из них. Или учитель дает интересные уроки, очень много любопытной информации, а ученики его не любят. Учитель увлечен собственным рассказом и не замечает реакции детей на происходящее. А ведь главное в педагогической деятельности - добиться, чтобы дети хорошо знали, говорили, доказывали, рассуждали и находили истину, без этого невозможно обучение. Поэтому в учебной деятельности важно организовать не только свою, но и деятельность детей. Основными видами деятельности в разные периоды развития ребенка являются игра, учение, общение, учебно-профессиональная деятельность, учитель должен уметь направлять каждую из этих сфер. Как правило, учителя умеют лучше организовывать учебную и познавательную деятельность, а остальным видам деятельности не уделяют должного внимания. Это особенно относится к молодым учителям. Конечно, учитель не может решить все проблемы, и на этом этапе особенно важно взаимодействие школы и семьи, близкие, доверительные отношения между ними. Важен также единый план работы, организация обучения и воспитания детей. Коммуникативная деятельность - важный фактор успеха педагога, от того, как сложатся его отношения с детьми, зависит успех его работы. Представления о том, как учителя должны относиться к учащимся, формируется гораздо раньше представлений о том, каким должно быть преподавание. Ребенок представляет себе внешний облик и характер учителя, внешние атрибуты деятельности и оценивает учителя на основании этого. Учащиеся средних классов, как правило, требуют точного, конкретного объяснения материала, доступности и понятности изложения, ярких, запоминающихся примеров. Они воспринимают предмет через учителя, а качество преподавания - через отношение к классу. В старших классах дети имеют представления о том, каким должен быть процесс обучения. Учитель, в их понимании, должен любить свой предмет, знать его и уметь преподнести. Они думают, что учителю даже важнее любить свой предмет, чем уметь преподавать, так как знание приходит с опытом, а без любви к предмету опыта не будет. В младших классах сам учитель как бы окружен ореолом романтики, а в старших классах дети оценивают эффективность работы педагога, эффективность результатов коммуникативной деятельности. Учащиеся особенно чувствительны к тому, как учитель их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей. Лучшие учителя, как правило, следят за собой, контролируют свое отношение к детям, не выделяют никого. Они особенно пристально ищут хорошее в знаниях и поведении, за что можно похвалить ученика, и это является принципом их работы. Но при этом отношения ученик-учитель не только не постоянны, но и ситуационны. Один и тот же учитель может по-разному оцениваться учениками разных классов. У учителя может быть конфликт с одним классом, а другим он будет восприниматься очень хорошо. Но по отношению к конфликтному классу учитель создал себе установку и не может от нее отойти. Стереотип складывается и у учащихся, так как конфликт трудноразрешим. Нужно какое-то значимое событие чтобы изменились отношения между учителеми классом. | |||||||||
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |