Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Междисциплинарные современные методы социальной диагностики – сущность, краткая характеристика.



2019-08-13 286 Обсуждений (0)
Междисциплинарные современные методы социальной диагностики – сущность, краткая характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В последнее время в социальную диагностику все чаще стали включать такие междисциплинарные методы, как:

    - зондажно-информационное обследование. Производится сбор сведений о состоянии конкретного социума, инфраструктуры, численности, составе, динамике населения и т.д.;

    - социально-исторические обследования – изучение истории заселения и освоения данной территории, того, как складывался и менялся состав местного населения, его занятий, обычаев и традиций и т.д.;

    - социальное и экологическое картографирование – дифференциация участков, территорий в зависимости от степени социального и экологического благополучия/неблагополучия, зоны большей социальной напряженности, «спальные» районы и деловые центры, промзоны и парковые зоны, отраженные на социальных картах, дают возможности для понимания динамики населения, направления изменения застройки, озеленения и т.д. 

Для разработки направлений социальной политики используются методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР - лицами, принимающими решения.

Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР (лиц, принимающих решения) деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК)..

 

14. Технологии диагностики уровня благосостояния граждан. Роль социальной работы в решении проблемы бедности.

 

В экономической литературе выделяют три основные концепции, предлагающие свои определения бедности.

Наиболее известной и распространенной является экономическая теория благосостояния, т.н. вэлферистская теория – от англ. Welfare economics, экономика благосостояния. Более новыми подходами, возникшими как критика вэлферизма, являются теория базовых потребностей или деприваций (лишений) и теория возможностей. Одно из главных различий между тремя концепциями и вытекающими из них возможными способами определения бедности заключается в несовпадении целевых функций благосостояния.

Первый подход, основанный на экономической теории благосостояния, отождествляет максиму благосостояния с максимой потребительской полезности. Т.е. по потреблению можно судить о благосостоянии: измерение бедности сводится к оценке потребления товаров и услуг с учетом различий в размерах и составе домохозяйств, а также уровня цен. Преимуществом данного подхода является его простота и доступность, поскольку методы сбора информации о потреблении, ценах, уровне жизни населения детально разработаны и используются во многих странах мира.

Критика вэлферистского подхода обращает внимание на то, что он учитывает только факторы, связанные с индивидуальным поведением человека. Однако рост бедности может быть вызван преобразованиями, от которых в долгосрочной перспективе выигрывают все, т.е. благосостояние в реальности повышается. Однако такая критика может быть уместной только для кратких промежутков, напр., когда негативные результаты реформ быстро сглаживаются, а позитивные способствуют повышению благосостояния. Снижение уровня потребления связано с целым рядом социальных и рисков и не может означать роста благосостояния в среднесрочной или более отдаленной перспективе. Т.о. это достаточно объективный показатель. Его субъективный аспект был отмечен нобелевским лауреатом Амартии Сеном: возможно несоответствие потребительских предпочтений и ценностей более высокого порядка, напр., личной свободы.

Источником альтернативных подходов является теория базовых потребностей, т.е. невозможность удовлетворить эти потребности. Это традиция количественного измерения бедности, которая восходит еще к началу 20 в. В ее рамках эксперты пытались вычислить прожиточный минимум, необходимый семьям для приобретения предметов первой необходимости. Этот подход был скорректирован точкой зрения, согласно которой невозможно определить бедность вне социального контекста. В рамках этой теории бедность стала определяться как несоответствие жизни человека принятой в данном обществе системе минимальных стандартов. Вопросы недоедания, нехватки жизненно важных лекарств, некачественного жилья или бездомности являются типичными при анализе лишений. Набор товаров и услуг определяется в зависимости от условий города, региона, страны. Это осуществляется экспертным путем, но в общем достаточно произвольно, что является ахиллесовой пятой данной теории.

+ Акцент на лишениях, в отличие от вэлферистской теории, позволяет обратить внимание на такие аспекты благосостояния, которые могут не оказывать прямого влияния на потребительские предпочтения, но изменять структуру потребления. К таким аспектам в первую очередь относят индивидуальные характеристики домашнего хозяйства или человека (напр., инвалидность).

В целом же противопоставление теории потребительской полезности и теории базовых потребностей условно. Обе концепции придают важное значение общим вопросам – доступ к товарам и услугам, вынужденные ограничения потребления и т.д. Тем не менее, в последнее время депривационные методы популярны, поскольку позволяют рассматривать бедность шире, чем просто низкий уровень потребления в товарном смысле. Например, дополнительный доход сам по себе не способствует повышению социального статуса человека, носящего на себе социальное клеймо (возможность участвовать в жизни местного сообщества). Участие в общественной жизни в ВБ на данном этапе ее развития считается одной из базовых потребностей.

Амартия Сен вывел из депривационной теории концепцию благосостояния как возможностей, ставшую известной и самостоятельной. В работе «Уровень жизни» он показал, что благосостояние или уровень жизни, определяется возможностью человека делать выбор в пользу более продолжительной жизни, хорошего здоровья, образования и т.д. Т.о. бедность – это фактически отсутствие возможностей для достойной жизни. Доход как таковой не играет существенной роли при определении бедности. долги, обязательства перед родственниками могут существенно ограничивать возможности людей с высоким доходом и наоборот, лица с низкими доходами могут иметь более широкие возможности для обеспеченной жизни, если у них есть доступ к другим – неденежным видам ресурсов. Это актуально для сельской местности, фермерских хозяйств и т.п.

Определения бедности, сформулированные в соответствии с приведенными концепциями, имеют свои преимущества и недостатки, применимы для достижения различных целей анализа. Это делает очевидной задачу сочетания различных способов определения бедности даже в одном регионе (городе, стране). Это позволяет охватить гораздо больше факторов бедности и шире представлять ее причины.

 

Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь.

 Социальная поддержка – это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.

Социальная помощь – это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:

· - материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);

· - социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);

· - коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);

· - профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др.

Реализация этих видов деятельности на практике позволяет использовать различные приёмы и формы её осуществления, чем и определяются основные виды социальной работы с бедными и малоимущими. В условиях современного российского общества к ним можно отнести:

- институциональные формы, связанные с деятельностью различных социальных и государственных институтов, например, поддержка пожилых и нетрудоспособных членов общества через институты социального обеспечения и социального страхования;

- неинституциональные формы, предполагающие опору на общественную и личную инициативу граждан в деле оказания социальной поддержки и помощи (взаимопомощь, пожертвования, благотворительность);

- экстренная помощь, предполагающая разовое оказание конкретного вида помощи определённому человеку или группе людей (разовая выплата необходимой денежной суммы и консультация психолога);

- систематическая помощь, т.е., оказание конкретного вида социальной помощи на постоянной основе до тех пор, пока это необходимо или возможно (выплата пособия по безработице, пенсии по потере кормильца).

Организация деятельности по оказанию необходимой социальной поддержки и помощи бедным и малоимущим слоям населения позволяет сформировать и поддерживать в обществе атмосферу взаимного доверия между властью и гражданами, создать условия, при которых возможно своевременное выявление и разрешение различных социальных конфликтов и укрепить единство и целостность социальной системы. Однако, при этом, общество и государство не должны полностью перекладывать на свои плечи бремя решения экономических и материальных проблем всех граждан без исключения. Ориентиром социальной политики должно быть не выравнивание уровня жизни всех социальных слоёв и групп, а создание равных возможностей для формирования достойного уровня и качества жизни любому работоспособному и работающему социальному субъекту.

 

15. Психосоциальные методы диагностики, коррекции и реабилитации детей и подростков.

Тетрадь

 

16. Социо-, референтометрия как методы психосоциальной диагностики, технология проведения и интерпретация результатов.

 

Тетрадь

 



2019-08-13 286 Обсуждений (0)
Междисциплинарные современные методы социальной диагностики – сущность, краткая характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Междисциплинарные современные методы социальной диагностики – сущность, краткая характеристика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)