Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Охранно-защитная концепция отклоняющегося поведения несовершеннолетних: сущность, реализация на современном этапе.



2019-08-13 392 Обсуждений (0)
Охранно-защитная концепция отклоняющегося поведения несовершеннолетних: сущность, реализация на современном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В наше время наметился реальный переход от так называемой карательной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической поддержки семей и детей группы риска.

  Карательная превентивная практика имела свою длительную историю в нашем государстве. У ее истоков стоит печально извест­ный и беспрецедентный в мировой практике сталинский указ от 7 мая 1935 года, по которому уголовная ответственность несовершен­нолетних вменялась с 12 лет по всему уголовному кодексу наравне со взрослыми. Одновременно была ликвидирована сеть детских пе­нитенциарных учреждений, дети и подростки содержались в лаге­рях вместе со взрослыми. Были отменены также комиссии по делам несовершеннолетних.

В начале 60-х годов, во времена хрущевской оттепели были сделаны существенные шаги по гуманизации превентивной и пенитенциарной практики по отношению к несовершеннолетним. Был смягчен уголовный кодекс, уголовная ответственность наступала с 16 лет и лишь по отдельным тяжким преступлениям с 14 лет. Была восстановлена сеть пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, а также комиссии по делам несовершеннолетних, которые совмещали функции соци­альной охраны детей и профилактические функции, нача­лось интенсивное создание сети школ-интернатов для детей из со­циально неблагополучных семей.. При этом подростки совершившие прес­тупление с 11 до 14 лет должны были по решению комиссий по делам несовер­шеннолетних направляться в спецшколы и спец. ПТУ.

Однако эти преобразования носили половинчатый характер, не были доведены до конца.

Кара­тельная превенция явно изжила себя и требовались новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения не­совершеннолетних.

Для реализации этой охранно-защитной концепции требова­лись: создание новой для России инфраструктуры социальных уч­реждений; подготовка новых кадров социальных и психосоциаль­ных работников, практических психологов; новая законодательно-нормативная база.

Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года «О предупреж­дении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолет­них», принятый на основе этой концепции, положил начало в Рос­сии новой социальной практики и легализовал создание социаль­ной инфраструктуры, ориентированной на профессиональную и комплексную помощь детям и семьям группы риска.  За короткий срок, начиная с 1993 года, в России сформиро­валась достаточно значительная сеть социальных учреждений но­вого типа, направленных на поддержку семей и детей группы риска. Эта сеть имеет разноведомственную подчиненность и соответству­ет специфике, функциям и характеру деятельности настоящего ве­домства.

 

18. Характеристика разноведомственной сети государственных учреждений для детей и семей группы риска. 

 

Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года «О предупреж­дении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолет­них», принятый на основе этой концепции, положил начало в Рос­сии новой социальной практики и легализовал создание социаль­ной инфраструктуры, ориентированной на профессиональную и комплексную помощь детям и семьям группы риска.  За короткий срок, начиная с 1993 года, в России сформиро­валась достаточно значительная сеть социальных учреждений но­вого типа, направленных на поддержку семей и детей группы риска. Эта сеть имеет разноведомственную подчиненность и соответству­ет специфике, функциям и характеру деятельности настоящего ве­домства.

Р acc мотрим сеть социальных уч­ реждений для детей и семей группы риска и методы работы в них.

В ведомстве социального развития этого Министерства действует более 2000 социальных учреждений, работающих с детьми и семьями группы риска. Это:

· территориальные центры социальной помощи семье и детству, центры психолого-педагогической помощи населению,

· центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков,

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

· реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисные центры для женщин, кризисные центры для мужчин и другие учреждения.

В отличие от детских домов и школ-интернатов системы Министерства образования, где также воспитываются дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей, социальные приюты и соци­ально-реабилитационные учреждения – это учреждения, оказыва­ющие экстренную помощь. Туда попадают дети, оставленные родителями или внезапно, в результате катастрофы, утратившие родителей, подобранные на вокзалах и улицах, ставшие жертвами организованных преступных групп (маленькие попрошайки, жертвы сексуальной эксплуатации и т.д.).

Роль социально-реабилитационных служб в системе Минздрава и социального развития в том, что они решают вопросы помещения детей в воспитательные учреждения, в семьи, изучают состояние дел в неблагополучных семьях. Органы соцзащиты выступают как гаранты защиты прав детей. Специалисты по соцработе принимают участие в судебных процессах по лишению/возвращению родительских прав, отстаивают интересы детей при приватизации жилья, разделе имущества. Деятельность социально-реабилитационных учреждений направлена на прежде всего на реабилитацию биологической семьи ребенка, а в случае невозможности принимаются меры по передаче на воспитание в семьи, под опеку/попечительство, в семейные воспитательные группы, создаваемые на базе учреждений.

В системе социальной защиты населения начала также формироваться сеть социальных учреждений, оказывающих населению такой новый вид услуг, как психологическая и психосоциальная помощь, что позволяет разрешить супружеские и детско-родительские конфликты, снять эмоциональную напряженность, помочь в мобилизации внутренних ресурсов, преодолении психологических кризисов.

В системе социального развития с 1994 года начали создаваться реабилитационные центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, в настоящее время их насчитывается более 600. На сегодняшний день разработана и утверждена нормативно-правовая база для новых социальных учреждений, действующих в системе этого ведомства.

 

Как мы ужё отмечали выше, сеть учреждений социального обслуживания, выполняющих превентивные функции в России, носит разноведомственный характер. Такого рода учреждениями располагают Министерство труда и социальной защиты РФ, Министер­ство образования РФ, Департамент по молодежной политике Минобразования РФ, Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ. В общей сложности по линии всех этих ведомств в настоящее время насчитывается свыше 3000 учреждений социального обслуживания, с первую очередь детей, молодежи и семьи. В этих учреждениях помощь оказывается прежде всего детям и семьям группы риска.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающихся на функциях семьи, относятся следующие:

1. социально-экономические

2. медико-социальные

3. социально-демографические факторы

4. социально-психологические факторы:

5. криминальные факторы

Причем наличие того или иного фактора не обязательно означает возникновения отклонений в поведении детей, их дезадаптации, оно указывает на большую степень вероятности этих отклонений. По данным исследований среди семей дезадаптированных подростков число семей с низким прожиточным уровнем стабильно составляет около 40%. Усугубляет положение сочетание низкого прожиточного уровня с общим низким культурным и образовательным уровнем. Нередки факты, когда в семье, имеющей скромные доходы, но высокий уровень стабильности, эмоциональной близости и достаточно высокий уровень духовной культуры вырастают вполне успешные, состоявшиеся как личность дети. В то же время в семьях с высоким жизненным уровнем, но низкой духовной культурой и неблагоприятным эмоциональным климатом значительно меньше шансов воспитания нормального ребенка.

 

19. Социальная работа с военнослужащими.

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведении различного рода мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими: внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

¾ Важную роль играет устранение дедовщины. Для этого нужно: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлении против военнослужащих срочной службы.

¾ социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно — в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников:

• малообеспеченность;

• проблемы с образованием и воспитанием детей;

• проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

• проблемы с жильем;

• проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем.

¾ социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти.

¾ социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков.

¾ обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

¾  развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества).

¾ Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии.

¾ обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.

20. Алкоголизм как жизненная проблема: программы помощи. Социальная работа с созависимыми.

21. Социальная работа с наркозависимыми: программы профилактики и помощи.

Роль социальных работников в вопросах первичной профилактики наркомании, реадаптации и реабилитации наркозависимых и в целом в вопросах помощи больным наркоманией чрезвычайна высока.

Реабилитацию наркозависимых можно разделить на несколько этапов: домедицинский, медицинский, медико-социальный.

На домедицинском этапе специалисты по социальной работе:

· проводят первичную профилактику зависимости от наркотиков (лекции о вреде наркотиков и т.д.);

· выявляют лиц, входящих в группу риска;

· помогают в привлечении к лечению лиц, которые в нем нуждаются, а также устанавливают связь с их семьями, оказывают им консультативную и другую помощь.

На медицинском этапе клиент оказывается в поле деятельности врачей, но помимо помощи мед.персонала клиенту оказывается поддержка со стороны специалистов по социальной работе, а именно:

· они принимают участие в тренингах (тренинги на коррекцию поведения, коррекцию самооценки и другие);

· формируют семейные группы и принимают участие в семейной психотерапии;

· совместно с пациентами ищут способы решения накопившихся социальных проблем (правовые, жилищные проблемы и др.) [5].

На медико-социальном этапе специалисты по социальной работе плотно взаимодействуют с мед.персоналом. Основные направления их совместной деятельности:

· формирование у больного стабильной мотивации на активное вовлечение в реабилитационный процесс;

· реализация совокупности мероприятий, направленных на устранение возможности рецидива болезни;

· поднятие уровня социального функционирования клиента;

· укрепление здоровья больного путем обучения основам ЗОЖ[4].

На сегодняшний день в практике социальной работы сформировались 3 основных подхода работы с наркозависимыми:

1. Поведенческие подходы. Они направлены на изменении негативного или формировании позитивного поведения пациента.

2. Инсайт-ориентированные подходы. Для примера можно взять клиентцентрированную терапию. Она нацелена на активность самого пациента и содействует в разрешении его проблемы с минимумом причастности со стороны терапевта. Согласно этой теории, сам пациент стремится к выздоровлению, а функция специалиста заключается лишь в том, чтобы правильно применить это стремление и направить пациента на нужный путь.

3. Группы самопомощи. Они основаны на взаимопомощи людей, имеющих похожие проблемы (группы Анонимных Наркоманов). Данные группы используют принципы программы 12-ти шагов. В ходе реализации этих принципов пациенты делятся опытом того, как научиться жить без наркотиков [6].

Помимо оказания социальной, правовой, психологической и других видов помощи наркозависимым, важным направлением в работе специалиста является то, что он должен помочь наркоману осознать особенности его болезни. Кроме того, специалист по социальной работе обязан оказать поддержку больному и его семье в понимании того, что можно вылечиться и жить дальше полноценной жизнью.

Несмотря на достаточно ощутимый период существования в нашем обществе проблемы наркомании, вопрос её решения остается актуальным.

Процесс лечения и реабилитации наркозависимого человека- это очень долгая, сложная и дорогая работа. В настоящее время необходимы доработки в системе помощи таким клиентам. Необходимы разработка и внедрение новых технологий, взаимодействие специалистов разных направлений, а также создание условий, в которых излечение человека было бы наиболее достижимым. Поэтому изучение данной темы, рассмотрение её различных аспектов, проведение исследований в данной области является чрезвычайно важным в современном обществе.

 



2019-08-13 392 Обсуждений (0)
Охранно-защитная концепция отклоняющегося поведения несовершеннолетних: сущность, реализация на современном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Охранно-защитная концепция отклоняющегося поведения несовершеннолетних: сущность, реализация на современном этапе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)