Охранно-защитная концепция отклоняющегося поведения несовершеннолетних: сущность, реализация на современном этапе.
В наше время наметился реальный переход от так называемой карательной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической поддержки семей и детей группы риска. Карательная превентивная практика имела свою длительную историю в нашем государстве. У ее истоков стоит печально известный и беспрецедентный в мировой практике сталинский указ от 7 мая 1935 года, по которому уголовная ответственность несовершеннолетних вменялась с 12 лет по всему уголовному кодексу наравне со взрослыми. Одновременно была ликвидирована сеть детских пенитенциарных учреждений, дети и подростки содержались в лагерях вместе со взрослыми. Были отменены также комиссии по делам несовершеннолетних. В начале 60-х годов, во времена хрущевской оттепели были сделаны существенные шаги по гуманизации превентивной и пенитенциарной практики по отношению к несовершеннолетним. Был смягчен уголовный кодекс, уголовная ответственность наступала с 16 лет и лишь по отдельным тяжким преступлениям с 14 лет. Была восстановлена сеть пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, а также комиссии по делам несовершеннолетних, которые совмещали функции социальной охраны детей и профилактические функции, началось интенсивное создание сети школ-интернатов для детей из социально неблагополучных семей.. При этом подростки совершившие преступление с 11 до 14 лет должны были по решению комиссий по делам несовершеннолетних направляться в спецшколы и спец. ПТУ. Однако эти преобразования носили половинчатый характер, не были доведены до конца. Карательная превенция явно изжила себя и требовались новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Для реализации этой охранно-защитной концепции требовались: создание новой для России инфраструктуры социальных учреждений; подготовка новых кадров социальных и психосоциальных работников, практических психологов; новая законодательно-нормативная база. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года «О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних», принятый на основе этой концепции, положил начало в России новой социальной практики и легализовал создание социальной инфраструктуры, ориентированной на профессиональную и комплексную помощь детям и семьям группы риска. За короткий срок, начиная с 1993 года, в России сформировалась достаточно значительная сеть социальных учреждений нового типа, направленных на поддержку семей и детей группы риска. Эта сеть имеет разноведомственную подчиненность и соответствует специфике, функциям и характеру деятельности настоящего ведомства.
18. Характеристика разноведомственной сети государственных учреждений для детей и семей группы риска.
Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года «О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних», принятый на основе этой концепции, положил начало в России новой социальной практики и легализовал создание социальной инфраструктуры, ориентированной на профессиональную и комплексную помощь детям и семьям группы риска. За короткий срок, начиная с 1993 года, в России сформировалась достаточно значительная сеть социальных учреждений нового типа, направленных на поддержку семей и детей группы риска. Эта сеть имеет разноведомственную подчиненность и соответствует специфике, функциям и характеру деятельности настоящего ведомства. Р acc мотрим сеть социальных уч реждений для детей и семей группы риска и методы работы в них. В ведомстве социального развития этого Министерства действует более 2000 социальных учреждений, работающих с детьми и семьями группы риска. Это: · территориальные центры социальной помощи семье и детству, центры психолого-педагогической помощи населению, · центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, · центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, · реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисные центры для женщин, кризисные центры для мужчин и другие учреждения. В отличие от детских домов и школ-интернатов системы Министерства образования, где также воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные приюты и социально-реабилитационные учреждения – это учреждения, оказывающие экстренную помощь. Туда попадают дети, оставленные родителями или внезапно, в результате катастрофы, утратившие родителей, подобранные на вокзалах и улицах, ставшие жертвами организованных преступных групп (маленькие попрошайки, жертвы сексуальной эксплуатации и т.д.). Роль социально-реабилитационных служб в системе Минздрава и социального развития в том, что они решают вопросы помещения детей в воспитательные учреждения, в семьи, изучают состояние дел в неблагополучных семьях. Органы соцзащиты выступают как гаранты защиты прав детей. Специалисты по соцработе принимают участие в судебных процессах по лишению/возвращению родительских прав, отстаивают интересы детей при приватизации жилья, разделе имущества. Деятельность социально-реабилитационных учреждений направлена на прежде всего на реабилитацию биологической семьи ребенка, а в случае невозможности принимаются меры по передаче на воспитание в семьи, под опеку/попечительство, в семейные воспитательные группы, создаваемые на базе учреждений. В системе социальной защиты населения начала также формироваться сеть социальных учреждений, оказывающих населению такой новый вид услуг, как психологическая и психосоциальная помощь, что позволяет разрешить супружеские и детско-родительские конфликты, снять эмоциональную напряженность, помочь в мобилизации внутренних ресурсов, преодолении психологических кризисов. В системе социального развития с 1994 года начали создаваться реабилитационные центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, в настоящее время их насчитывается более 600. На сегодняшний день разработана и утверждена нормативно-правовая база для новых социальных учреждений, действующих в системе этого ведомства.
Как мы ужё отмечали выше, сеть учреждений социального обслуживания, выполняющих превентивные функции в России, носит разноведомственный характер. Такого рода учреждениями располагают Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство образования РФ, Департамент по молодежной политике Минобразования РФ, Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ. В общей сложности по линии всех этих ведомств в настоящее время насчитывается свыше 3000 учреждений социального обслуживания, с первую очередь детей, молодежи и семьи. В этих учреждениях помощь оказывается прежде всего детям и семьям группы риска. К факторам социального риска, отрицательно сказывающихся на функциях семьи, относятся следующие: 1. социально-экономические 2. медико-социальные 3. социально-демографические факторы 4. социально-психологические факторы: 5. криминальные факторы Причем наличие того или иного фактора не обязательно означает возникновения отклонений в поведении детей, их дезадаптации, оно указывает на большую степень вероятности этих отклонений. По данным исследований среди семей дезадаптированных подростков число семей с низким прожиточным уровнем стабильно составляет около 40%. Усугубляет положение сочетание низкого прожиточного уровня с общим низким культурным и образовательным уровнем. Нередки факты, когда в семье, имеющей скромные доходы, но высокий уровень стабильности, эмоциональной близости и достаточно высокий уровень духовной культуры вырастают вполне успешные, состоявшиеся как личность дети. В то же время в семьях с высоким жизненным уровнем, но низкой духовной культурой и неблагоприятным эмоциональным климатом значительно меньше шансов воспитания нормального ребенка.
19. Социальная работа с военнослужащими. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведении различного рода мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими: внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы. ¾ Важную роль играет устранение дедовщины. Для этого нужно: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлении против военнослужащих срочной службы. ¾ социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно — в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку. Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников: • малообеспеченность; • проблемы с образованием и воспитанием детей; • проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; • проблемы с жильем; • проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего. Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем. ¾ социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. ¾ социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков. ¾ обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. ¾ развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). ¾ Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. ¾ обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни. 20. Алкоголизм как жизненная проблема: программы помощи. Социальная работа с созависимыми. 21. Социальная работа с наркозависимыми: программы профилактики и помощи. Роль социальных работников в вопросах первичной профилактики наркомании, реадаптации и реабилитации наркозависимых и в целом в вопросах помощи больным наркоманией чрезвычайна высока. Реабилитацию наркозависимых можно разделить на несколько этапов: домедицинский, медицинский, медико-социальный. На домедицинском этапе специалисты по социальной работе: · проводят первичную профилактику зависимости от наркотиков (лекции о вреде наркотиков и т.д.); · выявляют лиц, входящих в группу риска; · помогают в привлечении к лечению лиц, которые в нем нуждаются, а также устанавливают связь с их семьями, оказывают им консультативную и другую помощь. На медицинском этапе клиент оказывается в поле деятельности врачей, но помимо помощи мед.персонала клиенту оказывается поддержка со стороны специалистов по социальной работе, а именно: · они принимают участие в тренингах (тренинги на коррекцию поведения, коррекцию самооценки и другие); · формируют семейные группы и принимают участие в семейной психотерапии; · совместно с пациентами ищут способы решения накопившихся социальных проблем (правовые, жилищные проблемы и др.) [5]. На медико-социальном этапе специалисты по социальной работе плотно взаимодействуют с мед.персоналом. Основные направления их совместной деятельности: · формирование у больного стабильной мотивации на активное вовлечение в реабилитационный процесс; · реализация совокупности мероприятий, направленных на устранение возможности рецидива болезни; · поднятие уровня социального функционирования клиента; · укрепление здоровья больного путем обучения основам ЗОЖ[4]. На сегодняшний день в практике социальной работы сформировались 3 основных подхода работы с наркозависимыми: 1. Поведенческие подходы. Они направлены на изменении негативного или формировании позитивного поведения пациента. 2. Инсайт-ориентированные подходы. Для примера можно взять клиентцентрированную терапию. Она нацелена на активность самого пациента и содействует в разрешении его проблемы с минимумом причастности со стороны терапевта. Согласно этой теории, сам пациент стремится к выздоровлению, а функция специалиста заключается лишь в том, чтобы правильно применить это стремление и направить пациента на нужный путь. 3. Группы самопомощи. Они основаны на взаимопомощи людей, имеющих похожие проблемы (группы Анонимных Наркоманов). Данные группы используют принципы программы 12-ти шагов. В ходе реализации этих принципов пациенты делятся опытом того, как научиться жить без наркотиков [6]. Помимо оказания социальной, правовой, психологической и других видов помощи наркозависимым, важным направлением в работе специалиста является то, что он должен помочь наркоману осознать особенности его болезни. Кроме того, специалист по социальной работе обязан оказать поддержку больному и его семье в понимании того, что можно вылечиться и жить дальше полноценной жизнью. Несмотря на достаточно ощутимый период существования в нашем обществе проблемы наркомании, вопрос её решения остается актуальным. Процесс лечения и реабилитации наркозависимого человека- это очень долгая, сложная и дорогая работа. В настоящее время необходимы доработки в системе помощи таким клиентам. Необходимы разработка и внедрение новых технологий, взаимодействие специалистов разных направлений, а также создание условий, в которых излечение человека было бы наиболее достижимым. Поэтому изучение данной темы, рассмотрение её различных аспектов, проведение исследований в данной области является чрезвычайно важным в современном обществе.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |