Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры профилактики подростковой дезадаптации в системе Министерства образования РФ.



2019-08-13 196 Обсуждений (0)
Меры профилактики подростковой дезадаптации в системе Министерства образования РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В системе народного образования основное условие преодоления дезадаптации – это преодоление школьной неуспеваемости. С 1992 года в общеобразовательных школах открыты классы компенсирующего обучения – для учащихся с трудностями в обучении. В этих классах предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы. Введение системы компенсирующего обучения было обусловлено тем, что по данным исследований, до 20 % и более детей, поступающих в школу, имеют различные психосоматические дефекты. Без дополнительной психолого-педагогической помощи эти дети начинают хронически отставать в учебе, что приводит к последующей социальной дезадаптации.

Компенсирующее обучение требует соблюдения определенных условий, прежде всего, адресной и профессиональной психологической диагностики. На основах результатов диагностики разрабатывается коррекционная программа для ребенка.

К числу новых учреждений системы Минобразования относятся центры психолого-педагогической помощи, которые оказывают методическую помощь школьным психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также ведут психологическое консультирование детей с проблемами в развитии и родителей, испытывающих проблемы с воспитанием.

Кроме того, к системе Минобразования относятся сеть пенитенциарных учебно-воспитательных учреждений, куда направляются подростки 11-14 лет с девиантным поведением. Это 33 спец.школы и 15 спецпрофучилищ в 38 регионах с общим контингентом учащихся в 5000 чел. Они обеспечивают потребность такого рода учреждениях всего на 7-8 %. Несмотря на острый недостаток спецучреждений, их сеть в последние годы практически не развивается. Назрела также острая необходимость в спец.коррекционных школах для детей с отклонениями в развитии, совершивших особо опасные деяния. В 1995 г. создана всего одна такая школа, в которой воспитываются 79 подростков.

В связи с распространением токсикомании и наркомании необходимо введение врачей-наркологов в существующие спец.учреждения, и создание специализированных учреждений, где содержатся, лечатся и реабилитируются подростки с наркотической зависимостью.

В последние годы стали формироваться пенитенциарные учреждения открытого типа и центры социально-педагогической реабилитации, созданные на базе вечерне-сменных школ и УПК. Как показывает опыт, даже те подростки, которые были отсеяны из-за хронической неуспеваемости и конфликтного поведения, в условиях психологической поддержки успешно проходят социальную адаптацию, получают профессиональные навыки и знание различных рабочих профессий.

В системе Минобразования действует сеть учреждений, выполняющих функции государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это детские дома, школы-интернаты общего типа и для детей с недостатками умственного или физического развития.

Несмотря на то, что в детских домах и школах интернатах наметилась тенденция к гуманизации восптания, приближение к домашним условиям проживания воспитанников, по прежнему остается нерешенной проблема адаптации выпускников, также как практически не решается проблема адаптации выпускников вспомогательных школ. Для дальнейшей адаптации выпускников этих школ необходимо участие специальных служб и соцработников в структуре районных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

34. Арт-терапия как метод психокоррекции и личностного развития.

 

Арт-терапия (или экспрессивная терапия) – метод, основанный на использовании художественного творчества в целях психокоррекции и личностного развития. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний. Для ее проведения необходимо создание соответствующей ситуации: атмосферы доверия, непринужденности, терпимости, внимания к внутреннему миру человека. В большинстве случаев процесс творчества рождает у участников положительные эмоции: радость, вдохновение.

Арт-терапия использует движение, танцы, рисование, музыку, драму и поэзию. В ней соединяются вербальные и невербальные способы общения. Ее цель – усиление способности самовыражения, креативности, увеличение жизненной энергии. Сомнения, конфликты, страхи и надежды находят свое выражение в художественных образах. В ситуации, когда человеку тяжело описать свое состояние словами, арт-терапия помогает раскрыться, развивает способность к преодолению травмы. Наряду с работой над процессами сознания, в арт-терапии параллельно идет работа с материалом бессознательного. В творческой деятельности проявляются вытесненные комплексы, темы, порождающие психологические проблемы и даже симптомы невроза.

Достоинства арт-терапии делают ее одним из наиболее успешных методов в работе с детьми беженцев. Арт-терапия помогает снять стресс, разобраться с прошлым и настоящим, облегчает переход в новую культуру. Рассмотрим опыт арт-терапии с детьми мигрантов.

Терапия рисунком – инструмент тонкой психотерапевтической интервенции. В отличие от обычной, арт-терапия вмешивается в процесс опосредованно – через тему, заданную для рисования. Терапия рисунком проводится с детьми от 4-х до 12 лет и включает рисование, лепку из глины, пластилина, папье-маше и т.п. Занятия проходят в течение 2,5 часов раз в неделю. Если для рисунка есть заданная тема, то в ходе занятия и после окончания рисунков проходит их обсуждение. Темы подбираются с учетом проблем, которые необходимо проработать с данными участниками группы

Рассмотрим примеры тем, которые используются для работы с детьми из семей мигрантов и целей, на которые она направлена:

1. «Страх», «Скука», «Радость», «Дружба», «Обида», «Грусть» и т.п. – осознание актуальных переживаний.

2. «Автопортрет», «Что я люблю», «Что я ненавижу», «Родина», «Мой дом» и др. – развитие идентичности.

3. «Семья», «Сон», «От чего мне грустно» - осознание потенциально проблемных сфер.

4. «Счастье», «Праздник», «Любимый герой (фильма, сказки)», «Мечта» - актуализация ресурсов.

 Группа открыта для свободного посещения, дети могут присоединиться в любое время, что способствует снижению тревожности.

Театрализованная психотерапия. Для афганских подростков 14-15 лет в подмосковном Центре временного проживания беженцев «Зеленоградский» организована студия психологического театра, где ребята разыгрывают свои авторские постановки. В отличие от традиционного театра, основное внимание направлено не на постановку, а на внутренние переживания участников. Работа включает две части: тренинг и собственно постановку спектакля. После полугода работы в студии ребята подготовили спектакль, составленный из коротких сценок по мотивам афганских народных сказок. Он прошел с большим успехом. И участники, и зрители получили огромное удовольствие от спектакля. Таким образом, можно сказать, что был активизирован потенциал внутренних сил и адаптивности у детей. Это позволяет не только достигать быстрого терапевтического эффекта, но и глубоко прорабатывать ценностные и смысловые личностные структуры детей и подростков.

Психотерапия посттравматических расстройств у детей.

 

35. Характеристика травматического опыта вынужденных мигрантов, особенности их психосоматического состояния.

 

В результате травмы повреждаются базовые структуры личности, аффективные и когнитивные системы на всех уровнях – начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом «Я». Травмированному человеку окружающий мир кажется опасным и непредсказуемым.

Согласно результатам различных исследований, можно выделить следующие основные психологические последствия травматического события:

1. Изменения в аффективной сфере. Нарушения эмоциональной сферы проявляются в раздражительности, мрачности, неспособности испытывать радость, любовь, творческий подъем. Обостряются внутриличностные кризисы и конфликты. Появляется чувство стыда и вины; среди пострадавших распространена «вина выжившего» - из-за того, что выжил в трагическом событии, стоившем жизни другим. Человек может впасть в глубочайшую депрессию, которая сопровождается апатией, нервным истощением, чувством отвращения к жизни. Возникают стойкие мысли о самоубийстве, предпринимаются суицидальные попытки или рискованные действия с угрозой для жизни. Повышенная общая тревожность проявляется как на психологическом уровне – в постоянном беспокойстве, страхах, напр., необоснованная боязнь преследования, неуверенности в себе, чувстве вины, так и на физиологическом – возникают мышечные и головные боли, расстройства пищеварения.

2. Изменения в когнитивной сфере . У пострадавшего ухудшается память, нарушается концентрация внимания, может наблюдаться амнезия на травматические события. Периодически возникает навязчивое повторное переживание травмы, неконтролируемое вторжение мыслей о травме. Навязчивые воспоминания могут появляться как во сне, так и вовремя бодрствования. Яркие образы обрушиваются на психику, сопровождаются сильным чувством тревоги и стыда. Во сне они принимают форму ночных кошмаров – человек просыпается разбитым, с напряженными мышцами, в поту. У некоторых пострадавших могут возникать галлюцинаторные переживания, во время которых события текущего момента отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом галлюцинаторном, отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он вновь переживает травмирующее событие. Он думает и чувствует так же, как в тот момент, когда его жизнь подверглась опасности. У человека, пережившего травматическое событие, появляются конфликты ценностей, норм его идеалы, убеждения о себе, о других людях, о мире могут изменяться, приводя к безнадежности и отчаянию.

3. Изменения в поведении . Наблюдаются алогичность и непоследовательность поступков, непредсказуемость поведения, немотивированна бдительность. Может наблюдаться повышенная раздражительность, агрессивность, что часто выражается в приступах ярости. Пострадавшему трудно устанавливать близкие и дружеские отношения. В результате повышенной конфликтности наблюдается изоляция, отчужденность. Из-за ночных кошмаров, высокого уровня тревожности, неспособности расслабиться, чувства душевной или физической боли возникают нарушения сна – трудности с засыпанием и прерывистый сон. Регулярное недосыпание может привести к нервному истощению. Наиболее ярко аффективные, когнитивные и поведенческие последствия травматического события проявляются в феномене горя. 

 

 



2019-08-13 196 Обсуждений (0)
Меры профилактики подростковой дезадаптации в системе Министерства образования РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры профилактики подростковой дезадаптации в системе Министерства образования РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)