Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уголовные иски к СМИ и журналистам: дела по оскорблению и клевете



2019-10-11 520 Обсуждений (0)
Уголовные иски к СМИ и журналистам: дела по оскорблению и клевете 0.00 из 5.00 0 оценок




Клевета, согласно статье 129 УК РФ, - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинства другого лица или подрывающих его репутацию. Ключевыми словами в этом определении является «заведомо ложные», т.к. именно этим клевета отличается от распространения не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья о клевете (в отношении журналистов) применяется на практике довольно редко. Дела, которые возбуждаются по этой статье, как правило, не доводятся до конца, и разваливаются до суда или в ходе судебного разбирательства. Это объясняется тем, что нелегко доказать, что человек имел умысел.

Статья 130 УК РФ определяет оскорбление как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Под «неприличной формой» суды, как правило, понимают либо ругательства, т.е. слова, которые не принято употреблять в общественных местах, либо изображения, которые непринято демонстрировать на публике. Сам Уголовный кодекс РФ оставляет оценочное понятие «неприличная форма» совершенно нераскрытым, что порой приводит к его произвольному толкованию судами.

Самое известное и нашумевшее дело об оскорблении это дело в отношении журналиста газеты «Московский комсомолец» Вадима Поэгли, назвавшего тогдашнего министра обороны Грачева «вором» (1995 год) и давшего ему уменьшительную кличку «Паша». Несмотря на усилия известного адвоката Генри Резника и «информационную поддержку» большинства российских СМИ, в конце 1995 года Пресненский межмуниципальный суд г. Москвы приговорил журналиста к году исправительных работ, хотя тут же амнистировал. Не привело к желаемым результатам и обжалование этого дела в Московском городском суде. Отмены приговора удалось достичь лишь спустя год в надзорной инстанции, которая оправдала журналиста, признав, что слова «вор» и «Паша» являются общеупотребительными и, следовательно, не могут быть признаны неприличными.[26]

В нашей стране нет специальных норм уголовного права о клевете и оскорблении в отношении президента и высших должностных лиц государства. Современной мировой тенденции является отмена уголовной ответственности за публичное распространение клеветы и оскорбления в адрес глав государства и правительств. Ее, в частности, нет в девяти из пятнадцати постсоветских государств, в том числе и в России. [27]

Таким образом, в законодательстве РФ отражены и законодательно решены многие вопросы функционирования языка в публичной сфере и, в частности, в СМИ, что способствует усилению ответственности создающего свой текст журналиста за выбор языковых средств и их стилистическое использование.

 


 

Вопросы по курсу для повторения

 

1. Почему термин «газетно-публицистический стиль» уже не соответствует реальной ситуации с языком и стилем СМИ?

2. Каковы стилевые доминанты языка и стиля, обсуживающего сознание текстов СМИ?

3. Что такое массовая информация и в чём заключаются сложности определения этого понятия?

4. Что осложняет смысл современного медиатекста и почему?

5. Что такое лингвистическая безопасность?

6. Каковы различия между формами и видами сообщения о событии?

7. По каким критериям выделяются уровни лингвистической безопасности и в чём их различия?

8. В чём специфика современной трактовки понятия «литературная норма»?

9. Какие виды литературной нормы чаще всего нарушаются журналистами?

10. В чём схожи и различны между собой информационные жанры?

11. В чём схожи и различны между собой аналитические жанры?

12. В чём схожи и различны между собой художественно-публицистические жанры?

13. Какое место в медиадискурсе занимает журналистский текст?

14. В чём заключается диалектическое взаимодействие содержания и формы медиатекста?

15. На какие составные части делится содержание медиатекста?

16. Какую роль играет композиция в оформлении содержания медиатекста?

17. В чём значение детали в медиатексте?

18. Какие средства художественной выразительности используются в журналистском тексте?

19. Какое значение имеет ирония в современной журналистике?

20. Что такое языковая игра, и какое место она занимает среди выразительных средств языка и стиля СМИ?

21. Каковы основные взаимосвязи языка и культуры?

22. В каких языковых единицах журналистского текста проявляется культура народа и каким образом?

23. Каковы причины появления «чужого» слова в журналистском тексте?

24. Какие виды неавторского слова присутствуют в текстах СМИ и в связи с чем?

25. Какое значение имеют основные категории герменевтики для изучения языка и стиля СМИ?

26. Какие разновидности ремисценции используют журналисты и с какой целью?

27. В каких отношениях между собой находятся логоэпистемы и логоэпистемоиды?

28. Как развивается интертекстуальность журналистского текста применительно к новым информационным технологиям?

29. Каковы признаки речевой агрессии в текстах СМИ?

30. В каких взаимоотношениях находятся между собой конфликтогенность и «язык вражды»?

31. Какие приёмы языкового манипулирования используются в журналистском тексте чаще всего и почему?

32. К каким последствиям для журналиста может привести использование им конфликтогенных языковых единиц?

33. Каковы разряды инвективной лексики и фразеологии?

34. Как повлияли новые информационные и компьютерные технологии на функционирование языка и стиля СМИ?

35. Какое значение для медиатекста имеют гипертекстовая структура и ключевые слова?

36. Какие законы Российской Федерации необходимо знать журналисту с точки зрения функционирования языка в текстах СМИ?


 

ГЛОССАРИЙ

 

Аллегория – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллитерация– это неоднократный повтор определённых гласных звуков в слове или словосочетании.

Анафора (единоначатие) повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений.

Антитеза – фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств.

Арго специальный язык маргинальных социальных групп.

Архаизм – устаревшее слово, вытесненное из современного языка синонимом.

Ассонанс – повтор определённых согласных звуков в слове или словосочетании.

Безэквивалентная лексика - слова и выражения, не имеющие точного перевода на иностранные языки.

Бессоюзие (асиндетон) отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения.

Варваризм – иноязычное заимствование, обозначающее явление чужой культуры.

Газетно-публицистический функциональный стиль русского языка – стиль, обеспечивающий общение с массовой аудиторией через средства массовой информации.

Герменевтика – наука, изучающая проблемы истолкования текстов и понимания смысла высказывания.

Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Гипертекст– это множество электронных текстов, связанных между собой гиперссылками, при активизации которых читатель может совершить переход от одного текста или его фрагмента к другому.

Градация расположение слов по возрастающей или убывающей значимости.

Двуголосие – проявление эффекта разноречия в тексте.

Диалектизмлексическая единица из местного наречия, говора или диалекта.

Достоинство – внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения;

Жаргон – социальный или профессиональный диалект.

Идейный смысл - единство нескольких идей, объединенных главной идеей, которая про­низывает всю публикацию.

Именительный темы – употребление номинации, называющей тему публикации.

Инвектива – это крайнее проявление речевой агрессии с целью унизить собеседника.

Инверсия – нарушение прямого порядка слов для расстановки выразительных акцентов.

Интертекстуальность присутствие в тексте межтекстовых связей на разных уровнях.

И нформация - это совокупность фактов, яв­лений, событий, представляющих интерес и значимость для общества.

Ирония – употребление слова в смысле, обратном буквальному, в результате которого появляется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

Историзм – это те слова, которые вышли из общего употребления, в связи с утратой соответствующих понятий.

Каламбур - использование в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.

Клевета – умышленное распространение ложных сведений, подрывающих честь, достоинство и репутацию гражданина;

Кодифицирование - включение нормированного образца в академические словари русского языка.

Конфликтогенность – присутствие в слове или высказывании языковых признаков конфликта.

Концепт – слово, имеющее в языке особую культурную значимость.

Крылатые слова и выражения – цитаты, несущие в себе особое культурное содержание.

Культура речи - умение грамотно, уместно, эффективно и продуктивно использовать языковые средства разных стилей и выразительные средства языка при создании медиатекста с учётом грамматических, лексических, орфоэпических, стилистических норм устного и письменного литературного языка.

Культурная коннотация - добавочный смысл, отражающий особую форму ценностного освоения мира.

Лингвистическая безопасность – это такое состояние текста/высказывания, при котором его потенциальная конфликтогенность стремится к нулю, и риск причинения вреда его автору, персонажу или рецепиенту является минимальным.

Лингвокультурология – синтетическая научная дисциплина, которая исследует проявления культуры народа, отразившиеся и закрепившиеся в языке.

Литота – преуменьшение размера, силы и признака.

Логоэпистема - это языковое выражение закрепленного общественной памятью следа отражения действительности в сознании носителей языка в результате постижения ими духовных ценностей отечественной и мировой культур.

Логоэпистемоид – результат преобразования логоэпистемы.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании внутреннего сходства.

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.

Мифологемы - языковые единицы, называющие обряды и поверья, ритуалы и обычаи, закрепленные в языке.

Мнение – суждение, выражающее чью-либо точку зрения, содержащее отношение к чему/кому-нибудь, опирающееся на факты и содержащее оценку фактов и их комментарии.

Многосоюзие (полисиндетон) повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения.

Ненормативная лексика и фразеология – это те слова и выражения, которые нарушают нормы общественной морали, общепринятые представления о приличии или неприличии.

Неологизм – новое слово, обозначающее недавно появившиеся реалии.

Норма - образец единообразного, общепринятого употребления элементов языка по правилам произношения, правописания, словоупотребления, словоизменения и сочетаемости.

Обряд - совокупность действий, установленных традицией.

Обсценная лексика – нецензурные слова и выражения.

Оксюморон сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия.

Олицетворение– перенос свойств, действий человека на неодушевленные предметы, животных.

Оперативная номинация – слово, образованное в связи с актуальностью текущего момента.

Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица в неприличной форме;

Оценочность – присутствие в тексте негативных или позитивных оценок происходящего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

Пародия стилизация, сопровождающаяся ироническим отношением к своему объекту, высмеивающая его недостатки.

Парцелляция – дробление одного предложения на короткие отрезки для усиления выразительности.

Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, связанные последовательным соединением.

Пейзажная деталь –характерный элемент пейзажа.

Перифраза (троп) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова.

Портретная деталь – характерный элемент внешности.

Пословицы и поговорки – высказывания, отражающие стереотипы народного сознания, происхождение которых связано с историей, культурой, бытом, моральными и нравственными установками определённого народа или этноса.

Предметная деталь –характерный элемент одежды, интерьера и пр.

Предположение – некатегорическое утверждение, одна из форм выражения мнения, содержащая коннотации неуверенности, сомнения, вероятности, возможности.

Проблема – спорный вопрос, на который даётся ответ в журналистской публикации.

Профессионализм – лексическая единица из группы, обсуживающей профессиональную деятельность.

Психологическая деталь – характерный элемент поведения.

Реминисценция внутритекстовая явная или неявная отсылка к другим текстам различных стилей и ситуаций.

Репутация – оценка личности, ее способностей, компетентности, коммуникабельности и т.д.

Речевая агрессия - это речевое поведение, мотивированное агрессивным состоянием говорящего и реализованное в отборе определённых языковых средств.

Речевая дискредитация – это речевое негативно оценочное действие, наносящее ущерб имиджу, достоинству, авторитету, профессиональной, общественной или личностной репутации.

Речевой портрет – вербальные личностные характеристики.

Риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата.

Риторическое восклицание – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи.

Риторическое обращение – высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Ритуал – выполнение установленных традицией действий в определённом порядке.

Сведения - информация, содержащая описание и оценку событий или их отдельных компонентов.

Символы – языковые знаки, которые указывают на другое, более глубинное содержание понятия.

Синекдоха – замена родового понятия видовым, множественного числа единственным и наоборот.

Сказ стилизация, которая воспроизводит живую речь рассказчика, имитирует живой разговор.

Сленгнабор специальных слов и выражений иронического характера, использующихся в закрытой социальной группе.

Словесная деталь - слово или выражение, характерное для героя публикации.

Содержательная форма – единственно возможное сочетание содержания и формы текста.

Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений, качеств на основании сходства.

Стереотипы – образцы национально-типического измерения поведения, характера и т.д., представленные вербально.

Стилизация - явная и намеренная ориентация автора на определённый художественный, публицистический или речевой стиль, воспроизведение его черт и свойств.

Суждение – усечённая форма рассуждения, в которой предъявляется его результат, то есть вывод.

Текст - целостное, законченное высказывание, посвящённое рассмотрению одной или нескольких тем, проблем и идей, а также воплощённое в определённой форме.

Тем а - это жизненный материал, на примере которого решается проблема и предлагается идея.

Утверждение – высказывание, в котором что-либо сообщается с коннотацией уверенности в достоверности сообщаемого.

Факт - это содержание верифицированного, то есть выдержавшего проверку на достоверность, высказывания.

Фактографичность – опора на реальные факты, которые можно проверить на истинность.

Фразеологизмыустойчивые выражения, в которых закреплены в исторической форме представления народа о мифах, обычаях, обрядах, ритуалах, привычках, морали, поведении и т.д.

Честь – общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина как члена общества, которая во многом зависит от самого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу, государству;

Эвфемизм лексическая замена слова или выражениия, употребление которого говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Эллипсис – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающий речи стремительный, динамический характер.

Эпитет образное определение предмета или явления.

Эпифора повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений.

Эталоны – образцы национально-типического измерения мира, представленные вербально;

Язык вражды – языковые средства, выражающие призывы к насилию, дискриминации, утверждения о неполноценности, негативная оценка, речевые проявления ксенофобии и т.д.

Языковая игра – использование различных языковых явлений (цитаты, тропы, метафоры), формирующих дополнительные смыслы высказывания в целях смехового переосмысления ситуации.

Языковая картина мира - вербальная совокупность знаний о реальности, полученных в процессе освоения народного опыта.

Языковое манипулирование – это неосознаваемое адресатом вербальное воздействие на него с определённой целью.

 


 

 

Практические задания

1. Создание тематического сообщества в социальных сетях и обсуждение в сетевых общедоступных чатах и на веб-форумах тем курса;

2. Подборка и обсуждение досье примеров по темам курса;

3. Формирование базы данных по заданной тематике;

4. Работа с поисковыми системами, формирование тематической выборки сетевых ресурсов по темам курса (не менее 10 самых полезных ссылок);

5. Разметка текста по принципу гипертекстовой структуры для размещения в Интернете;

6. Сравнительный анализ 3-х сайтов по предложенным критериям;

7. Сравнительный анализ языка и стиля текстов СМИ.

 

8. Проанализировать лингвистическую экспертизу

Материалы, представленные для производства лингвистической экспертизы:

Нотариально заверенные тексты – скрин-шоты с сайта http://obpn.org:

1.  «Черняков Андрей Валерьевич и его НПО "Космос" ЗА коррупцию и против В.В. Путина!» (Протокол осмотра доказательств 77 А Б 0241085, Приложение №3;

2. Черняков Андрей Валерьевич - Президент НПО "Космос" наглым образом обманывает В.В. Путина! (Протокол осмотра доказательств 77 А Б 0241086)

3. Черняков Андрей Валерьевич и его НПО "Космос" против курса Президента России В.В. Путина! (Протокол осмотра доказательств 77 А Б 0241085) – Приложение №2;

4. Черняков Андрей Валерьевич и его НПО «Космос» против стабильности, Мэра Собянина и Президента РФ (Протокол осмотра доказательств 77 А Б 0213991),

а также распечатка первой страницы данного сайта – Приложение №1 к Протоколу осмотра доказательств 77 А Б 0241085.

 

На разрешение лингвиста-эксперта поставлены следующие вопросы:

1. Содержится ли в тексте статьи «Черняков Андрей Валерьевич и его НПО "Космос" ЗА коррупцию и против В.В. Путина!» негативная информация о Чернякове А.В. и НПО «Космос» и если да, то в каких фразах, предложениях и в какой форме (утверждения, мнения, предположения) такая информация выражена ?

2. Содержится ли в тексте статьи «Черняков Андрей Валерьевич - Президент НПО "Космос" наглым образом обманывает В.В. Путина!» негативная информация о Чернякове А.В. и НПО «Космос» и если да, то в каких фразах, предложениях и в какой форме (утверждения, мнения, предположения) такая информация выражена?

3. Содержится ли в тексте статьи «Черняков Андрей Валерьевич и его НПО "Космос" против курса Президента России В.В. Путина!» негативная информация о Чернякове А.В. и НПО «Космос» и если да, то в каких фразах, предложениях и в какой форме (утверждения, мнения, предположения) такая информация выражена?

4. Содержится ли в тексте статьи «Черняков Андрей Валерьевич и его НПО "Космос" против стабильности, Мэра Собянина и Президента РФ!» негативная информация о Чернякове А.В. и НПО «Космос» и если да, то в каких фразах, предложениях и в какой форме (утверждения, мнения, предположения) такая информация выражена?

5. Содержатся ли в указанных статьях утверждения о нарушении истцом действующего законодательства или моральных принципов, если да, то в каких фразах, предложениях?

6. Если статья содержит негативную информацию о Чернякове А.В. и ООО «НПО Космос», то можно ли, исходя из смысла и контекста статей, рассматривать данную информацию как порочащую честь, достоинство и деловую репутацию?

 

Экспертиза



2019-10-11 520 Обсуждений (0)
Уголовные иски к СМИ и журналистам: дела по оскорблению и клевете 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уголовные иски к СМИ и журналистам: дела по оскорблению и клевете

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)