Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ



2019-10-11 281 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ 0.00 из 5.00 0 оценок




Компьютерные и информационные технологии существенно повлияли на содержание и форму современного медиатекста. Программное обеспечение позволяет по-новому работать с текстами СМИ, корректируя их в интересах массовой аудитории и эффективности медиатекста. Интернет же, обладая целом рядом специфических характеристик, заставляет журналиста работать как над содержанием, так и над формой своих публикаций, предназначенных для размещения в Сети.

В целом переход СМИ в компьютерно-сетевое функционирование повлиял на язык и стиль СМИ по всем основным параметрам языковой системы.

На фонетическом уровне наблюдается новый формат транслитерации, при котором транскрипция русского слова записывается латинскими буквами, что обусловлено объективным несовершенством декодировочных программ. Так возникают трех-, четырехзначные сочетания согласных для передачи звучания некоторых оригинальных русских звуков (например, ч, щ и т.д.). Под воздействием орфографии тех стран, в которых проживают адресанты меняется облик и некоторых гласных звуков (например, у = оо, ы = y и т.д.). Таким образом, впервые появилась письменная латинская транскрипция русских слов, при которой визуальный образ слова абсолютно не совпадает со звучащим образом.

На лексическом уровне большая часть профессионального компьютерно-сетевого жаргона переходит в молодежный сленг, а затем и в общеупотребительную лексику, осуществляя данный переход через карнавально-смеховое переосмысление. Кроме того, многие уже существующие в русском язык лексические единицы приобретают еще одно переносное значение, связанное с использованием компьютера или интернета. Такие слова пополняют обширную группу логоэпистем – слов, значение которых невозможно определить без знания лингвокультурологического контекста.

На синтаксическом уровне совершенно новым словом в структурной организации словесного материала стала система гипертекста в интернете. Нелинейное освоение содержания через систему гиперссылок, вариантность развития сюжета, прерывистость текста и его сегментация открывают перед журналистами широкое поле творческой деятельности в создании текстов нового формата как по содержанию, так и по форме. Новые условия создания и существования текста определяют другие требования к его созданию. Прежде всего, текст должен быть лаконичным, но выразительным, компактным, но содержательным, информативным и привлекательным одновременно.

С точки зрения стилистики, функционируя в интернете, прежде всего, заметно начала меняться разговорная речь. В нее активно проникает молодежный компьютерно-сетевой сленг, она становится более сжатой, телеграфной, экономичной. Неформальный настрой интернет-общения очень сильно проникает в язык, вытесняя из речи широко распространившиеся в ней канцеляризмы и штампы. Массовая киберкоммуникация на чатах, форумах и конференциях – это, по сути, письменная расшифровка устной разговорной речи, которая, в свою очередь, приспосабливается к своему письменному формату. А электронная почта возрождает давно забытый эпистолярный жанр в его новой – кибер-разновидности.

В виртуальном мире особое внимание необходимо уделить изменениям в сознании и восприятии массовой аудитории. Главной новостью виртуальной реальности является изменение условий для взаимодействия людей, в том числе, и на языковом уровне. Порожденное внешней реальностью, интернет-пространство может существовать только при условии активной человеческой деятельности по его созданию и развитию. Само по себе оно не что иное, как реальное, живое человеческое мышление, воплощенное в текст в его новом виде, совмещающем в себе не только словесное высказывание, но и цвет, звук, графику и анимацию. Обратившись к Вернадскому, можно назвать Интернет основой ноосферы, которую своей мыслительной деятельностью формирует человечество и в которой оно функционирует.

Виртуальная личность надевает маску, которая облегчает процесс коммуникации, снимает психологические барьеры, высвобождает творческое «я». Интернет активизирует внимание пользователей к тем языковым средствам, которыми он пользуется. Кроме того, виртуальные личности становятся творцами новых вербальных и невербальных средств высказывания и общения, творят не только само виртуальное пространство, но и язык, на котором этот социум общается.

Не смотря на то, что далеко не все формы общения в интернете предполагают маски для его участников, тем не менее, тенденция демократичности и упрощения глубоко проникает в язык и стиль СМИ, причем ситуация максимального сближения речевого интернет-стиля с традициями разговорного стиля в целом повышает степень доверия к высказыванию.

В сетевой журналистике тон материалов становится менее официальным, стиль речи сближается с разговорным, а жанровые границы становятся еще более прозрачными. Тенденция сближения жанров, которая давно уже наблюдается в современной традиционной журналистике, усиливается в интернет-СМИ.

Язык и речь СМИ всегда оказывали реальное воздействие на языковую ситуацию в обществе, поэтому языковые изменения в онлайновых СМИ, происходящие в связи с особенностями виртуального мира, в свою очередь, неизбежно приводят к языковым изменениям и в реальной действительности. Язык традиционной журналистики также становится все более живым, непосредственным, компактным, сближается с разговорной речью и освобождается от канцеляризмов.

В то же время раскрепощение личности в интернете, ликвидация психологических барьеров, смещение акцента с результата, то есть с потребления текстов, на сотворческий процесс их созидания, несомненно, вызывает волну языкового творчества, нового отношения к русскому языку, не только как к средству, так сказать, производства, но и как к форме выражения собственных творческих способностей.

В интернете спонтанная разговорная устная речь неизбежно должна быть зафиксирована в письменной (а точнее, в печатной) форме, которая является по сути ее письменной расшифровкой. Следовательно, все речевые и языковые ошибки также фиксируются на письме. Формула «личность = текст или личность = язык» становится в интернете аксиомой, так как все речевые индивидуальные особенности оказываются на виду в буквальном смысле слова.

Гипертекст как качественно новая структура журналистского текста.

Гипертекст – это множество электронных текстов, связанных между собой особыми маркерами – гиперссылками (hyperlinks), при активизации которых читатель может совершить переход от одного текста или его фрагмента к другому. Структура гипертекстовой публикации - это сеть журналистских текстов, соединенных большим количеством гиперссылок, то есть последовательность текстов и совершенных между ними гиперпереходов. Таким образом, гипертекст обеспечивает нелинейную организацию содержания публикации, а также их гиперинтерактивность.

Такие особенности гипертекста, как незавершенность / не-конечность, нелинейность, ориентация на читателя, отсутствие фокуса (невозможность определить предпочтительность тех или иных гиперссылок для конкретного пользователя, высокая информативность и интегративность (по отношению к другим текстам – бесконечная величина, по отношению читателя к тексту – вплоть до полного взаимодействия) – позволяют по-новому организовать взаимодействие автора и читателя, реализовать основные функции и задачи журналистского текста на качественно более высоком уровне.

Для журналистского текста одинаково важны обе разновидности ссылок: логические позволяют совершать переходы между логически связанными вербальным и иллюстративным сегментами публикации, а ассоциативные выстраивают текущие личные интерпретации текста внутри него самого.

Еще один важный принцип гипертекстовой структуры – принцип ступенчатого развертывания текста - особенно наглядно выражен в сетевых текстах СМИ, где полная схема развертывания выглядит следующим образом: заголовок (ссылка) – заголовок с аннотацией – часть текста (несколько частей могут открываться последовательно) – полный текст. Таким образом, реципиент получает возможность самостоятельно определять объем полученных сведений и порядок их освоения.

Таким образом, гипертекст - это непоследовательная запись. В этом смысле он больше напоминает нелинейную последовательность ассоциативного мышления. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, инфографику, мультимедийные ролики и другие формы информации в целостный универсальный современный мультимедиатекст.

Именно гипертекстовая система, содержащая сеть ссылок, порождающих ассоциативные связи, формирует трехмерное информационное медиапространство. Связки гипертекста, называемые гиперссылками, создают сложную виртуальную паутину соединений. В отличие от обыкновенного текста, который можно читать только от начала к концу, гипертекст позволяет совершать мгновенный переход от одного фрагмента текста к другому, либо не совершать его, сознательно ограничивая объем информации.



2019-10-11 281 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)