РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В ТЕКСТАХ СМИ
Речевая агрессия - это речевое поведение, которое мотивировано агрессивным состоянием говорящего и реализовано в отборе определённых языковых средств с целью прямого призыва к действию или вербального выражения данного состояния. В текстах СМИ речевая агрессия заложена прямо или опосредованно, в связи с освещением негативных явлений или событий. Язык СМИ демонстрирует проникновение агрессии в самые разные тексты по тематике, стилю и информационной насыщенности. Это связано с общими тенденциями и актуальными процессами, которые проявляются в ускорении темпа речи, пренебрежении к правилам грамотной литературной речи, излишних заимствованиях, снижении стиля и тотального воздействия разговорности на публичное массовое общение. Речевая агрессия провоцирует и сопровождает возникновение и развитие речевых конфликтов, ведущих к различным по степени напряжённости и глубины коммуникативным неудачам, имеющим негативные последствия в массовой коммуникации. Язык обладает известной мерой конфликтогенности – присутствия в слове или высказывании языковых признаков потенциального или реализованного конфликта – в силу таких своих специфических характеристик, как асимметричности плана выражения и плана содержания, антиномичности, вариативности и многозначности. Все эти характеристики одновременно являются факторами конфликтогенности вследствие осложнения понимания текста его адресатом. В тексте СМИ конфликтность может возникнуть вследствие и непреднамеренной оговорки или неверного/ошибочного словоупотребления. Непреднамеренность выявляется при анализе предположительно конфликтогенной единицы в узком и широком контексте, с учетом стилевой направленности и общей тональности всего текста. В то же время в силу многих факторов восприятие текста СМИ может сопровождаться ложной конфликтогенностью, при которой адресат необоснованно толкует текст как содержащий негативную информацию, что может спровоцировать конфликт. Выявление конфликтогенности в тексте СМИ опирается преимущественно на стилистический анализ, который рассматривает языковые единицы в контексте способов и задач их реализации, в соотношении с другими языковыми единицами и их стилистической окраской, то есть дополнительными экспрессивными, оценочными коннотациями. В этом случае значение имеет и стилистическая манера автора, его языковое чутье и уровень языковой компетенции. Расширение спектра разнообразных проявлений речевой агрессии в текстах СМИ привело к появлению такого понятия как «язык вражды» - призывы к насилию, дискриминации, утверждения о неполноценности, негативная оценка, речевые проявления ксенофобии и т.д. «Язык вражды» в основном проявляется в текстах межнациональной проблематики и часто носит характер журналистской небрежности в виде некорректного заголовка (стремление повысить привлекательность, создать интригу), статистические преувеличения, подмена проблематики риторикой и т.д. Частным, специфическим случаем речевой агрессии можно считать явление языкового манипулирования. Языковое манипулирование – это неосознаваемое адресатом речевое воздействие на него с определённой целью. Чаще всего оно применяется в рекламе для продвижения какого-либо товара через скрытые языковое влияние с целью навязать аудитории определённое намерение, действие или оценку. Основные манипулятивные возможности заложены в многозначности слов (например слово «первый»), а также в определённых синтаксических приёмах (например различные разновидности скрытого или явного сравнения). Как и всякий другой, речевой конфликт имеет свои стадии развития: зарождение, развитие, кульминация, спад и разрешение. Зарождение и развитие – осознание противоречий и начало речевого взаимодействия; Кульминация – коммуникация с использованием наиболее конфликтогенных языковых средств; Спад и разрешение – завершение речевого конфликта частичным или полным согласием либо несогласием. Изучение конфликта реализуется в различных аспектах: - изучение всех сторон формирования ситуации возникновения речевого конфликта: участники конфликтной ситуации с противоречивыми интересами, целями и взглядами; их речевые действия, направленные на изменение поведения или состояния собеседника; ущерб от речевых действий собеседников; время и пространство речевого конфликта; третье лицо, возможно участвующее в конфликте; коммуникативно обусловленный сценарий и наиболее адекватный ему речевой жанр. - изучение интерпретаций конфликтогенного высказывания (текста) противостоящими сторонами, включая предпосылки его порождения и понимания, в особенности скрытые или дополнительные смыслы. - изучение коммуникативных стандартов и норм, специфики речевого поведения и языковых кодов, свойственных национальной культуре. Инвектива – это крайнее проявление речевой агрессии, которое реализуется в виде языкового насилия, вербального хулиганства, прямого нападения в форме брани или сквернословия с целью унизить собеседника через негативную оценку его личности и деятельности. Основными речевыми жанрами инвективы являются оскорбление, угроза, негативная оценка, унижение. Сложность вычленения инвективного потенциала заключается в том, что он реализуется не только через употребление инвективной лексики, но и с помощью других лексических единиц, выполняющих стилистическую инвективную функцию на различных по интенсивности уровнях: 1. неодобрительное, фамильярное, уничижительное; 2. презрительное, пренебрежительное; 3. бранное, грубое, вульгарное. Согласно УК РФ, ОСКОРБЛЕНИЕ – это унижение чести и достоинства другого лица в неприличной форме; КЛЕВЕТА – умышленное распространение ложных сведений, подрывающих честь, достоинство и репутацию гражданина; ЧЕСТЬ – общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина как члена общества, которая во многом зависит от самого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу, государству; ДОСТОИНСТВО – внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения; РЕПУТАЦИЯ – оценка личности, ее способностей, компетентности, коммуникабельности и т.д. ПОРОЧАЩИЕ СВЕДЕНИЯ определяются тремя признаками: а) направленность на унижение чести и достоинства либо деловой репутации, б) нарушение законодательства или принятых в обществе моральных принципов, в) ложность этих сведений. ПОЗОРЯЩИЕ СВЕДЕНИЯ, в отличие от порочащих, не обязательно являются ложными. Однако они также направлены на унижение чести и достоинства. Дискредитация в её вербальной реализации – это речевое негативно оценочное действие, наносящее ущерб имиджу, достоинству, авторитету, профессиональной, общественной или личностной репутации. Дискредитационные стратегии осуществляются как оскорбление, издёвка, обида, а если они сопровождаются присоединением иронической коннотации, то – насмешка, высмеивание. Негативная оценка в текстах СМИ может быть выражена открыто (прямая дискредитация) или скрыто, неявно (косвенно). В целях прямой дискредитации в текст включается эмоционально-оценочная лексика, указывающая на антисоциальный или социально осуждаемый характер деятельности; несущая негативную оценку поведения или черт характера человека, без указания на определённый вид деятельности; дискриминирующая по территориальному/национальному признаку, половой принадлежности; зооморфизмы; медицинская терминология; называющая отходы жизнедеятельности. Намного сложнее выявить случаи косвенной дискредитации, реализующейся в речи с помощью высказываний-суждений интеллектуального, эмоционального или волевого характера; высказываний в виде совета или намёка; экспрессивных вопросов; таких стилистических средств, как ирония, метафора, аллюзия и др. Ирония и сниженная разговорная лексика занимают особое место в составе конфликтогенного текста. Смысл и конфликтогенность высказывания, содержащего данные признаки, выявляются в контексте. Поэтому конфликтогенность таких текстов не сводится к обнаружению в нем инвективных слов. Присутствие насмешки и иронии в высказывании, направленном на уничижение человеческого достоинства и др. лишь усугубляют неприличие формы высказывания, усиливают градус оскорбления. Любое нарушение правил употребления языковых или текстовых единиц, влекущее за собой искажение или ухудшение качества высказывания/текста, трактуется в языкознании как речевая или текстовая аномалия. Классификация текстовых аномалий опирается на многоуровневую языковую систему: нарушение понимания, то есть механизма мыслеобразования – смысловая аномалия; нарушение механизма речеобразования - языковая аномалия; нарушение языковой нормы или сочетаемости – фонетическая, лексическая, синтаксическая или стилистическая аномалии. Смысловые аномалии возникают в связи с несовпадением смысла сообщаемого со смыслом воспринимаемым в результате речевой неудачи журналиста. Языковые аномалии связаны с нарушением языковых норм, обнаруживающим низкий уровень языковой компетенции автора высказывания. Это нарушения лексической (безграмотный фарс), грамматической и синтаксической (снять с легкой руки) сочетаемости; нарушения функционально-стилевой принадлежности (шедевры (книжное) управленческой (разговорное) безалаберности (разговорное); нарушения эстетического характера (работать нужно всем на совесть). С точки зрения целеполагания автора аномалии могут быть намеренными и ненамеренными. Намеренные аномалии направлены на возбуждение эмоционального состояния аудитории. Ненамеренные же рассматриваются как коммуникативная неудача, демонстрирующая низкий уровень языковой компетенции и слабое языковое чутье журналиста. В последнее время в понимании литературной нормы происходят определённые сдвиги: под влиянием общих языковых, речевых и стилистических процессов понятие стилистической нормы значительно расширилось. Стилистическая норма стала допускать взаимодействие литературных и нелитературных языковых единиц в целях достижения воздействующего эффекта, поэтому просторечно-жаргонная лексика теперь допускается в текстах СМИ. Таким образом, повышается потенциальная инвективность таких текстов и их конфликтогенность как практическая реализация неудачной попытки повлиять на эмоциональное состояние адресата. Такая коммуникативная неудача происходит, когда автор переходит грань морально-нравственных общественных установок и вместо планируемого эффекта провоцирует конфликтную ситуацию. Особые условия массовой коммуникации заключаются в некотором размывании этических границ, обусловленном спецификой коммуникантов и особенностями их взаимодействия. При создании текста СМИ отбор автором языковых средств во многом зависит от его индивидуальности, стилевой манеры, уровня культуры, понимания целей и задач текста (воздействие, убеждение и т.д.). Понимание текста определяется особенностями личности адресата, его интенциями и статусом. Имеет значение также и характер самого СМИ: так, например, освещение одной и той же ситуации в «Парламентской газете» и в блоге известного журналиста будет существенно различаться по пафосу и, соответственно, по отбору языковых средств, которые для блога будут являются приемлемыми, а в «Парламентской газете» - абсолютно неприемлемыми. Стремление журналиста убедить, воздействовать, привлечь на свою сторону, заставить действовать зачастую заставляет его допускать стилистическую уместность грубо-просторечных языковых единиц, имеющих, по его мнению, особую экспрессивность и потенциально востребованных адресатом. В то же время тенденция постоянного «затирания», снижения экспрессивности из-за частоты употребления способствует стилистическому употреблению в текстах СМИ всё большего количества ненормативных выражений с яркой отрицательной окраской. Разговорно-просторечный стиль всё активнее вторгается на территорию медиапространства и часто провоцирует возникновение речевого конфликта. Ненормативная лексика и фразеология – это те слова и выражения, которые нарушают нормы общественной морали, общепринятые представления о приличии или неприличии. К ненормативной лексике относятся как слова и выражения из внелитературной зоны (просторечие - кидалово, жаргон - мокруха, диалекты - вертухай), так и принадлежащие литературному языку (мерзавец). Активная экспансия ненормативной лексики в общеразговорную и публицистическую практику усугубляет проблему инвективности в силу нескольких обстоятельств: размытость границ и состава лексической группы инвективы, её проникновение в общеупотребительную практику, неопределённость её негативно-оценочной коннотации, изменение характера массовой коммуникации, процессы детабуизации обсценной лексики. Тем не менее является возможным выделить внутри инвективной лексики и фразеологии несколько разрядов: 1. Слова, называющие лиц, ведущих общественно негативную деятельность (проститутка); 2. Слова, содержащие негативную оценку деятельности (предатель); 3. Нейтральные названия рода занятий, имеющие резко негативную окраску в переносном значении (коновал); 4. Зоосемантические метафоры с негативной оценкой и резко грубой экспрессией (свинья); 5. Слова, обозначающие неблаговидные действия (украсть), в том числе с экспрессивной негативной окраской (хапнуть); 6. Слова, характеризующие личность с негативной экспрессией (дурак); 7. Слова-эвфемизмы (женщина лёгкого поведения); 8. Окказионализмы (дерьмократ). Табуизация на использование в речи обсценной лексики и фразеологии, связанная с запретной темой сексуальной сферы и «телесного низа» исторически сложилась в славянской культуре как её прочная традиция. В последние годы её активность сильно возросла не только в сфере межличностной коммуникации в ситуациях неформального общения, но и в книжной речи (художественная литература, драматургия, сценарии для кинофильмов), в публичных выступлениях, а также в текстах СМИ, что способствует детабуизации обсценной лексики, которая часто рассматривается в аспекте языковой игры и в русле актуальной тенденции общего огрубления речи, хотя всё равно считается неприемлемой в общении.
Тема №8
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |