Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юань Кэ МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ



2019-10-11 310 Обсуждений (0)
Юань Кэ МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вот басня, напоминающая миф из древней книги Чжуан-цзы(368 г. до н.э.)... История такова: "Владыку Южного моря звали Шу - Быстрый, владыку Северного моря звали Ху - Внезапный, а владыку Центра -Хунь-Тунь- Хаос. Шу и Ху часто ради развлечения навещалиХунь-Туня.Хунь-Туньвстречал их необычайно приветливо и предупредительно. Однажды Шу и Ху задумались о том, как отплатить ему за его доброту. Каждый человек, сказали они, имеет глаза, уши, рот, нос - семь отверстий на голове, для того чтобы видеть, слышать, есть и т.д. УХунь-Туняне было ни одного, и жизнь его не былапо-настоящемупрекрасной. Самое лучшее, решили они, пойти к нему и просверлить несколько отверстий. Взяли Шу и Ху орудия, подобные нашим топору и сверлу, и отправились кХунь-Туню.Один день - одно отверстие, семь дней-семьотверстий. Но бедныйХунь-Тунь,которого лучшие его друзья так издырявили, печально вскрикнул и приказал долго жить". Эта басня с некоторым комическим оттенком включает в себя мифологическую концепцию сотворения мира. ХотяХунь-Тунь,на теле которого Шу и Ху, олицетворявшие быстротечность времени, просверлили семь отверстий, умер, но в результате возникли вселенная и земля...

Общеизвестный миф о возникновении вселенной записан в книге под названием Хуайнаньцзы, созданной во II в. до н.э. В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, мир представлял собой лишь мрачный, бесформенный хаос. И в этом мраке постепенно родились два больших духа -

Мифология и культура

309

Инь и Ян, которые с огромным усилием начали упорядочивать мир. Впоследствии Инь и Ян разделились, и установилось восемь главных направлений (света - прим. Л. В.) в пространстве. Дух Ян стал управлять небом, дух Инь - землею. Так был создан наш мир...

Более интересен для нас миф о небесном духе Цзюйлин. Говорят, что он появился одновременно с первоначальной субстанцией, его же называют истинной матерью девяти начал. Он был настолько всемогущ, что смог создать горы и долины, пустить большие и малые реки, поэтому его можно считать первотворцом. Говорят, происходил он из верховья

реки Фынынуй и первоначально был духом реки. Издревле поперек Хуанхэ стояла гора Хуашань. Цзюйлин, "пиная ногами и раскачивая ее руками" расколол ее и раздвинул, так что река потекла прямо. По сей день еще сохранились на горе Хуашань следы, похожие на отпечатки рук и ног духа Цзюй-лина.

Рассказывают, что в древние времена, когда правил Гао-синь-ван,у его жены неожиданно заболело ухо. Ровно три года не прекращались боли, сотни врачей пытались вылечить ее, но безуспешно. Потом из уха выскочил маленький, напоминающий шелкопряда, золотистый червячок длиною около трех вершков, и болезнь тотчас прошла. Княгиня очень удивилась, посадила этого червячка в тыкву-горялянкуи прикрыла блюдом. Кто мог знать, что червячок под блюдом превратится в прекрасного пса, словно покрытого парчой с ослепительно блестящими узорами? А так как он появился втыкве-горлянкепод блюдом, ему дали имя Паньгу.Гао-синь-ван,увидев Паньгу, очень обрадовался и с этого времени не отпускал его от себя ни на шаг. В то

310

Л.Н. Воеводина

время князь Фан-ваннеожиданно поднял мятеж.Гао-синь-ваниспугался за судьбу государства и обратился ко всем сановникам со словами: "Если найдется человек, который принесет мне головуФан-вана,я отдам ему в жены свою дочь".

Сановники знали, что войско у Фан-ванасильное, победить его трудно, и не решались отправиться навстречу опасности. Рассказывают, что в тот же день Паньгу исчез из дворца, и никто не знал, куда он убежал. Искали несколько дней подряд, но не нашли никаких следов, иГао-синь-ванбыл очень опечален.

Тем временем Паньгу, оставив дворец Гао-синь-вана,прямехонько направился в военный лагерьФан-вана.УвиделФан-вана- и завилял хвостом, и завертел головой.Фан-ванчрезвычайно обрадовался и, обратившись к своим сановникам, сказал:

- Боюсь, что Гао-синь-ванскоро погибнет. Даже его собака бросила его и прибежала служить мне. Посмотрите, это принесет мне успех!

Фан-ванустроил большой пир по случаю радостного предзнаменования. В тот вечерФан-ванхватил лишнего, захмелел и заснул в своем шатре. Воспользовавшись этим, Паньгу подкрался к нему, вцепился ему зубами в горло, отгрыз голову и стремглав бросился обратно во дворец. УвиделГао-синь-ван,как его любимый пес, держа в зубах голову врага, вернулся во дворец, и радости его не было предела, и приказал он людям дать псу побольше нарубленного мяса. Но Паньгу только понюхал блюдо, отошел прочь и печально лег спать в углу комнаты. Паньгу перестал есть и лежал без движения, а когдаГао-синь-ванзвал его, он не вставал на зов. Так продолжалось три дня.

Мифология и кцлътцра

311

Гао-синь-ванне знал, что и делать, и, наконец, спросил Паньгу:

-Пес, почему ты ничего не ешь и не подходишь, когда я зову тебя? Неужели ты хочешь получить в жены мою дочь и злишься на меня за то, что я не сдержал своего обещания? Не в том дело, что я не хочу сдержать обещания, но ведь пес в самом деле не может взять в жены девушку.

Паньгу вдруг сказал человеческим голосом:

-Не печалься об этом, князь, а только посади меня на семь дней и ночей под золотой колокол, и я смогу превратиться в человека.

Очень удивился князь, услышав такие слова, но исполнил просьбу своего пса и посадил его под золотой колокол, чтобы посмотреть, как произойдет превращение.

Прошел день, второй, третий... Наступил шестой день. Добрая принцесса, с нетерпением ожидавшая свадьбы, боялась, что пес умрет от голода, и тихонько приподняла колокол, чтобы посмотреть на Паньгу. Тело Паньгу уже превратилось в человеческое, и только голова все еще была собачьей, но теперь она уже не могла превратиться в человеческую. Паньгу выбежал изпод колокола, накинул на себя одежду, а принцесса надела шапку в форме собачьей головы. И они стали мужем и женой. Потом Паньгу со своей женой ушел в Южные горы и поселился в пещере среди диких гор, куда никогда не ступала нога человека.

Принцесса сняла дорогие и красивые одежды, надела простое крестьянское платье, принялась

трудиться и не роптала, а Паньгу каждый день уходил на охоту. Так они жили в мире и счастье. Через несколько лет у них родились три сына и дочь. Тогда они взяли детей и отправились во дворец на-

312

Л.Н. Воеводина

вестить тестя и тещу. А так как у детей еще не было имени, то они попросили Гао-синь-ванадать им имена. Старшего сына после рождения положили на блюдо, вот его и назвали Пань - Блюдо, второго сына после рождения положили в корзину и назвали его Лань - Корзина.

Младшему сыну никак не могли придумать подходящего имени. Вдруг небо разверзлось и загрохотал гром, поэтому его назвали Лэй - Гром. Когда дочь стала взрослой, ее выдали замуж за отважного воина, и она получила его фамилию - Чжун - Колокол. Впоследствии люди из этих четырех родов - Пань, Лань, Лэй и Чжун -переженилисьмежду собой, и из их сыновей и внуков возник народ, среди которого все почитали Паньгу как общего предка.

Вдальнейшем миф о Паньгу еще более развился. Это проявилось, в частности, в эпизоде с топором. В книге Чжоу Ю "Сказание о сотворении мира", написанной в начале XVIT в., говорится: "Паньгу вытянулся, толкая небо дальше ввысь, а землю вниз. Все же между небом и землей оставалась перемычка. Тогда он взял в левую руку долото, в правую руку - топор и принялся долбить долотом и рубить топором. И, так как обладал он волшебной силой, в конце концов сумел отделить небо от земли..." Это же предание с теми или иными изменениями распространено среди народностей Южного Китая - яо, мяо, ли и др.

ВIII в. н.э. Сюй Чжен написал "Исторические записи о трех правителях и пяти императорах", в которых использовал предания о Паньгу, распространенные среди народностей Южного Китая. Добавив философские элементы из других классических книг, а также свои собственные представления, он изобразил его творцом вселенной, отде-

Мифология и культура

313

лившим небо от земли во времена всемирного хаоса, и превратил его в общего предка всех китайцев.

Как же были в конце концов отделены земля и небо, как создавалась вселенная? В китайской мифологии есть ответ и на этот вопрос.

Согласно преданиям, в то время когда еще земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился наш пер-вопредокПаньгу. Он вырос и, тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он вдруг проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но, увы! - ничего не увидел: вокруг него был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не зная, как выбраться из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы, —хуа-ла!- огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошной хаос, благодаря удару топором отделились друг от друга. После того какПань-гуотделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он стоял, изменяясь вместе с ними. Каждый день небо становилось выше на один чжан, а земля становилась толще на один чжан, иПань-гувырастал на один чжан.

Прошло еще восемнадцать тысяч лет - небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а тело Пань-гутакже выросло необычайно... Говорят, что его рост равнялся девяти тысячам ли. Как

314

Л.Н. Воеводина

высочайший столб стоял великан Пань-гумежду небом и землей, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он,один-единственный,поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил в этой тяжелой работе, как прошли целые эпохи. Наконец, небо и земля, видимо, стали достаточно прочными, и Паньгу мог больше не опасаться, что они соединятся вновь, - ведь ему тоже надо было отдохнуть. В конце концов он, подобно всем людям, упал и умер.

Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый - луною, туловище с руками и ногами - четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы -дорогами,плоть - почвою, волосы на голове и усы-звездамина небосклоне, кожа и волосы на теле-травами,цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг и т.п. - блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капельки дождя и росу. Одним словом, Паньгу, умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным.

Существуют и другие предания о волшебной силе и превращениях Паньгу. По одной из версий, слезы, вытекшие из его глаз, превратились в реки, вздох - в порыв ветра, голос - в раскаты грома, блеск глаз - в молнию...

Существует и еще одно удивительное сообщение о том, что Паньгу имел голову дракона и туловище змеи. Когда он вдыхал - поднимались ветер и дождь, а когда выдыхал - гремел гром и сверкала молния, открывал глаза - наступал день, закрывал - спускалась ночь...

Мифология и культура

315

При всех расхождениях в описании Паньгу общим является то, что все люди почитали его как первопредка, отделившего небо от земли. Поэтому предание рассказывает, что в Южном море есть могила Паньгу длиной в триста ли. А еще есть рассказ о государстве Паньгуго, в котором все жители носили фамилию Паньгу, и т.п.

Текст печатается по изд.: Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965.



2019-10-11 310 Обсуждений (0)
Юань Кэ МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юань Кэ МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)