Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СКАНДИНАВСКИЙ МИФ ТВОРЕНИЯ



2019-10-11 234 Обсуждений (0)
СКАНДИНАВСКИЙ МИФ ТВОРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Известнейший памятник скандинавской культуры "Младшая Эдда" был создан в 1222 - 1225 годах в Исландии представителем знатного и богатого рода, поэтом и ученым Снорри Стурлусоном и представляет собой наиболее полный свод мифов германо-язычныхнародов: норвежцев, шведов, германцев. Структура "Младшей Эдды" включает в себя следующие произведения: "Пролог", "ВидениеГюль-ви","Язык поэзии" и "Перечень размеров". Значение "Младшей Эдды" определяется тем фактом, что в ней запечатлено языческое представление о мире, характерное для древних скандинавов, их религиозные верования, раскрываются вопросы, касающиеся происхождения мироздания и космического миропорядка, дается генеалогия и пантеон богов. "Младшая Эдда" служила своеобразным учебником для начинающихпоэтов-скальдов,которые, ознакомившись с ней, постигали символический мир древнейших преданий, систему художественных образов, все богатство поэтики и лексики древних мифов.

Особую ценность для выявления космогонических представлений исландцев представляют две первые части "Младшей Эдды" - "Пролог" и "Видение Гюльви", в которых своеобразно преломилась история духовных исканий древних народов, причем в "Прологе", более позднем по времени создания, заметно сильное влияние христианского мировидения, привнесенного в Исландию в X — XI вв. и вступившего во взаимодействие с древними языческими представлениями и культами. В "Прологе" причудливо переплетаются языческие мотивы и образы, связанные с Древней Грецией с биб-

334

Л.Н. Воеводина

лейской мифологией, а с другой стороны, с собственно исландскими образами и мотивами.

МЛАДШАЯ ЭДДА Пролог

Всемогущий господь вначале создал небо и землю, и все, что к ним относится, а последними он создал двух человек, Адама и Еву, от которых пошли все народы. И умножилось их потомство и расселилось по всему свету. Но стечением времени возникло в людях несходство. Некоторые среди них были хорошие и праведные, но гораздо более было таких, которые склонились к мирским страстям и презрели слово бога. И потому бог затопил в разлившемся море весь мир и все живое, что было в мире, кроме тех, кто спасся с Ноем в ковчеге. После Ноева потопа остались в живых восемьчеловек, и от них происходят все народы. И случилось так же, как и прежде: стоило лишь умножиться роду людскому и заселить весь мир, как многие люди с жадностью устремились к богатству и почестям и позабыли чтить бога. И дошло до того, что люди эти не захотели произносить божьего имени. И кто бы смог тогда поведать их сынам о творимых богом чудесах? В конце концов они забыли имя бога, и в целом мире не сыскалось бы человека, хоть что-нибудьразумевшего о своем творце. Но ничуть не меньше, чем прежде, наделял их бог земными дарами, богатством и счастьем, в которых нуждались они на земле. Наделил он их и разумом, дабы они могли распознать все, что есть на земле, и все зримые части земли и воздуха.

Мифология и культура

335

Люди размышляли и дивились тому, что земля, и звери, и птицы, имея во многом одно естество, все же по-разномуведут себя. Одно естество было в том, что если копать землю на высоких горных вершинах, там забьет вода, и нужно там рыть до воды не дольше, чем в глубоких долинах. Так же звери и птицы: в голове и в лапах у них кровь течет на одинаковой глубине. Другое свойство земли в том, что каждый год из нее растут трава и цветы, и в тот же год все это никнет и вянет. Так же и у зверей и птиц: и у них растут шерсть и перья и каждый год выпадают. Вот третье свойство земли: когда она взрыта и вскопана, трава растет в самом верхнем слое почвы. Люди думали, что скалы и камни - это зубы и кости живых существ. И по всему этому они рассудили, что земля живая и неким образом наделена жизнью, и они думали, что она очень стара годами и могуча в своем естестве. Она питала все живое и

владела всеми умершими. Поэтому они дали ей имя и возводили к ней свой род.

И узнали люди от своих предков, что уже много сотен лет земля, солнце и небесные светила такие же, но пути у небесных светил неодинаковы: у одних путь длиннее, чем у других. И многое в этом роде заронило в них подозрение, что есть некто, управляющий небесными светилами, соразмеряя по своей воле их пути. И думали, что, верно, он обладает большой властью и могуществом. И люди верили, что это он правит стихиями и что он существовал еще до того, как появились небесные светила. И видели они, что если он направляет ход небесных светил, то, верно, ему подчиняются солнечный свет, и небесная роса, и плоды земные, которые от них родятся, и

336

Л.Н. Воеводина

ветры, а значит, и морские бури. Они не ведали, где его государство, но верили, что ему подчиняется все, что ни есть на земле и в воздухе: небо и небесные светила, море и ветры. И чтобы рассказать обо всем этом и сохранить в памяти, они сами придумали всему имена. И эта вера претерпела немало изменений, ибо народы делились и расходились их языки. Но они разумели все земным разуменьем, ибо им не была дана духовная мудрость. Поэтому они думали, что все сделано из некоего вещества.

Весь мир разделялся на три части. Часть, которая лежит на юге, простираясь к западу и к Средиземному морю, зовется Африкой. На юге Африки жарко, и все сожжено солнцем. Другая часть лежит на западе и тянется к северу и к океану, она зовется Европой или Энеей. На севере этой части так холодно, что там не растет трава ч нельзя там жить. С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азией. В этой части мира все красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни. Там находится и середина земли. И потому, что сама земля там во всем прекраснее и лучше, люди, ее населяющие, тоже выделяются всеми дарованиями: мудростью и силой, красотою и всевозможными знаниями.

Вблизи середины земли был построен град, снискавший величайшую славу. Он назывался Троя150, а теперь Страна Тур ков. Этот град был

110 Троя была известна в Исландии по так называемой "Саге о троянцах" - переводу "Истории падения Трои", приписываемой Даресу Фригийцу, произведению, широко распространенному в средневековой Европе. Из этого произведения - имена Троан, Приам, Мунон, или Меннон, т.е. Мемнон, и некоторые другие.

Мифология и культура

337

много больше, чем другие, и построен со всем искусством и пышностью, которые были тогда доступны. Было там двенадцать государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило немало обширных земель. В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либоживших на земле.

Одного конунга в Трое звали Мунон или Мен-нон.Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором. Он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус. Когда ему минуло десять зим, он стал носить оружие своего отца. Он выделялся среди других людей красотой, как слоновая кость, врезанная в дуб. Волосы у него были краше золота. Двенадцати зим от роду он был уже в полной силе. В то время он поднимал с земли разом десять медвежьих шкур, и он убил Лорикуса, герцога, своего воспитателя, и жену его Лору, или Хлору, и завладел их государством Фракией. Мы зовем его государство Трудхейм. Потом он много странствовал, объездил полсвета и один победил всех бер-

Однако, наряду с этими именами, в "Прологе" встречаются и скандинавские мифологические имена - Тор, Лора (т.е. Хлора?), Трудхейм, Сив, Лориди (т.е. Хлориди), Эйнриди (т.е. Эйндриди), Вингетор (т.е. Вингтор), Вингенер (т.е. Вингнир), Моди, Маги (т.е. Магни), Один, Бальдр, а в генеалогии Одина - имена из какого-тодревнеанглийского источника (Сескев,Бед-виги т.д.). Рассказ, следующий ниже, о происхождении Одина и асов из Трои аналогичен рассказам некоторых средневековых историков о происхождении того или иного европейского народа (а именно франков, саксов, норманнов, бритов) от троянцев. Турки связывались с Троей потому, что их страна тоже в Малой Азии.

338

Л.Н. Воеводина

серков, всех великанов, самого большого дракона и много зверей. В северной части света он повстречал прорицательницу по имени Сибилла - а мы зовем ее Сив - и женился на ней. Никто

не ведает, откуда Сив родом. Она была прекраснейшей из женщин, волосы у нее были подобны золоту. Сына их звали Лориди, он походил на своего отца. У него был сын Эйнриди, а у него - Вингетор, у Вингетора - Вингенер, у Вингенера - Моди, у Моди - Маги, у Маги - Сескев, у Сескева - Бедвиг, у Бедвига - Атри, а мы зовем его Аннан, у Атри - Итрманн, у Итрманна - Херемод, у Херемода - Скьяльдун, его мы зовем Скьульд, у Скьяльдуна - Бьяв, мы зовем его Бьяр, у Бьява - Ят, у Ята - Рудольф, у Рудольфа - Финн, у Финна - Фридлав, мы зовем его Фридлейв, а у того был сын Воден, а мы зовем его Один. Он славился своею мудростью и всеми совершенствами. Жену его звали Фриги-да,а мы зовем ее Фригг.

Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Тур ков. Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну.

Для надзора над этой страной Один оставил там троих своих сыновей. Одного из них звали

Мифология и культура

339

Вегдег. Он был могучим конунгом и правил Восточной Страной Саксов. Сына его звали Витргильс, и у него были сыновья Витта, отец Хейн-геста,и Сигар, отец Свебдега, которого мы зовем Свипдаг. Второго сына Одина звали Бельдег, а мы называем его Бальдр. Ему принадлежала земля, что зовется теперь Вестфаль. У него был сын Бранд, а у того сын Фрьодигар, которого мы называем Фроди. Сына Фроди звали Фреовин, а у того был сын Увигг, а у Увигга - Гевис, которого мы зовем Гаве. Третий сын Одина звался Сиги, а у Сиги был Рерир. Они правили страною, что зовется теперь Страною Франков, и оттуда ведет начало род, называемый Вельсунгами. От всех них произошли многие великие роды. Потом Один пустился в путь на север и достиг страны, которая называлась Рейдготланд151. И завладел в этой стране всем, чем хотел. Он поставил правителем той страны своего сына по имени Скельд. Сына Скьельда звали Фридлейв. Оттуда происходит род, что зовется Скьельдунгами. Это датские конунги, и то, что называлось прежде Рейдготланд, теперь зовется Ютландией.

Потом Один отправился дальше на север, в страну, что зовется теперь Швецией. Имя тамошнего конунга было Гюльви. И когда он узнал, что едут из Азии эти люди, которых называли асами152, он вышел им навстречу и сказал, что

131 Рейдготланд - страна готов, но каких именно, остается спорным, несмотря на большую литературу по этому вопросу.IS2 О происхождении асов из Азии рассказывается и в других древнеисландских источниках, всего подробнее - в "Саге об Инглингах" (первой части "Хеймскринглы", другого произведения Снорри Стурлусона). Некоторые ученые (особенно шведский археолог Б. Салин в его вышедшей в 1904 г. книге о древне340

Л.Н. Воеводина

Один может властвовать в его государстве, как только пожелает. И им в пути сопутствовала такая удача, что в любой стране, где они останавливались, наступали времена изобилия и мира. И все верили, что это творилось по их воле. Ибо знатные люди видели, что ни красотою своею, ни мудростью асы не походили на прежде виданных ими людей.

Одину понравились там земли, и он избрал их местом для города, который зовется теперь Сиг-туна.Он назначил там правителей подобно тому, как это было в Трое. Он поставил в городе двенадцать правителей, чтобы вершить суд, и учредил такие законы, какие прежде были в Трое и к каким были привычны турки. После того он поехал на север, пока не преградило пути им море, окружавшее, как им казалось, все земли. Он поставил там своего сына править государством, что зовется теперь Норвегией. Сына же звалиСэ-минг,и от него ведут свой род норвежские конунги, а также и ярлы и другие правители, как о том рассказано в перечне Халейгов. А с собою Один взял сына по имени Инглингами. Асы взяли себе в той земле жен, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так

германском зверином орнаменте) пытались доказать, что рассказ этот имеет историческую основу (в первые века нашей эры какие-топлемена якобы переселились с побережья Черного моря в Скандинавию, и это отразилось в

рассказе о том, что асы пришли из Азии). Более вероятно, однако, что асы оказались связанными с Азией просто по созвучию (ср. произвольное отождествление в "Прологе" Тора с Трором, Сив с Сибиллой, Фригг с Фригидой, Бальдра с Бельдегом и тому подобные этимологические домыслы, широко представленные в "Младшей Эдде").

Мифология и культура

341

что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран. И люди полагают, что по записанным именам их предков можно судить, что имена эти принадлежали тому самому языку, который асы принесли сюда на север - в Норвегию и Швецию, Данию и Страну Саксов. А в Англии есть старые названия земель и местностей, которые, как видно, происходят не от этого языка, а от другого.

Видение Гюльви

Конунг Гюльви153 правил тою страной, что зовется теперь Швецией. Сказывают о нем, что он даровал одной страннице в награду за ее занимательные речи столько земли в своих владениях, сколько утащат четыре быка за день и за ночь. А была эта женщина из рода асов. Имя ей было Гевьон. Она взяла четырех быков с севера из Страны Великанов - это были ее сыновья от одного великана - и принялась пахать на них. И плуг так сильно и глубоко врезался в землю, что земля вся вздыбилась. И поволокли быки землю

153 Имя Гюльви встречается в поэзии скальдов с X в. как одно из имен так называемых "морских конунгов" в кеннингах моря типа "земля Гюльви" и т.п.По-видимому,первоначально Гюльви-морскойвеликан, а Гевьон - богиня плодородия (имя это происходит от глагола gefa "давать"). Миф о том, как возник остров Зеландия, - датского происхождения и очень популярен в Дании. В Копенгагене стоит скульптурная группа с фонтаном, изображающая Гевьон с ее быками. Предполагают, что, согласно первоначальному смыслу мифа, Гевьон своим плугом прорылаЭре-сунд,пролив между Швецией и Зеландией. Предполагали также, что историческая основа мифа - переселение данов из Швеции в Данию в III - IV вв. В упсальском пергаменте весь этот абзац и следующая за ним строфа Браги отсутствуют, и некоторые ученые (в том числе Финнур Йоунссон) считали, что всего этого не было в оригинале.

342

Л.Н. Воево дина

в море и еще дальше, на запад, и остановились в одном проливе. Там сбросила Гевьон ту землю, и дала ей имя, и назвала ее Зеландией. А там, где прежде была та земля, возникло озеро. Оно теперь в Швеции называется Меларен. И бухты на озере Меларен похожи с виду на мысы Зеландии. Так говорит об этом скальд Браги Старый:

У Гюльви светлая Гевьон злато земель отторгла, Зеландию. Бегом быков вспенено было море. Восемь звезд горели во лбах четырех быков, когда по лугам и долам добычу они влекли.

Конунг Гюльви был муж мудрый и сведущий в разных чарах. Диву давался он, сколь могущественны асы, что все в мире им покоряется. И задумался он, своей ли силой они это делают или с помощью божественных сил, которым поклоняются. Тогда пустился он в путь к Асгарду154, и поехал тайно, приняв обличие старика, чтобы остаться неузнанным. Но асы дознались о том из прорицаний, и предвидели его приход прежде, чем был завершен его путь. И они наслали ему видение. И вот, вступив в город, он увидел чертог такой высокий, что едва мог окинуть его взором. А крыша чертога вся устлана позолоченными щитами. Тьодольв из Хвина15"1 так говорит об этом:

|М Асгард - "жилище асов", букв, "ограда асов".|И Норвежский скальд IX в. Но на самом деле приводимая здесь строфа принадлежит Торбьерну Хорнклови, другому норвежскому скальду того же времени.

Мифология и культура

343

За спину забросили - сыпались камни - Свафнира крышу156разумные воины.

У дверей того чертога Гюльви увидел человека, игравшего ножами, да так ловко, что в возду-хе все время было по семи ножей. Этот человек первым спросил, как его звать. Он назвался Ган-глери157,и сказал, что сбился с пути, и попросил ночлега. И еще спросил он, кто владетель того чертога. Человек ответил, что чертог принадлежит их конунгу. "И могу я отвести тебя к нему, и уж ты сам спроси, как его звать". И тотчас пошел человек в чертог, а Ганглери следом. И сразу же дверь за ними затворилась. Ганглери увидал там много палат и великое множество народу: иные играли, иные пировали, иные бились оружием. Он осмотрелся, и многое показалось ему диковинным.

Тогда он молвил: Прежде чем в дом войдешь, все входы ты осмотри, ты огляди, — ибо как знать,

в этом жилище недругов нет ли158.

Он увидел три престола, один другого выше. И сидят на них три мужа. Тогда он спросил, как зовут этих знатных мужей. И приведший его отвечает, что на самом низком из престолов сидит

156 "Крыша Свафнира" - щиты. Свафнир - одно из имен Одина.

15? "усталый от пути".

158 Строфа 1 "Речей Высокого", песни "Старшей Эдды".

344

Л.Н. Воеводина

конунг, а имя ему - Высокий. На среднем троне сидит Равновысокий, а на самом высоком - Третий. Тогда спрашивает Высокий, есть ли у него еще какое к ним дело, а еда, мол, и питье готовы для него, как и для прочих, в палате Высокого. Ганглери сказал, что сперва он хочет спросить, не сыщется ли в доме мудрого человека. Высокий на это отвечает, что не уйти ему живым, если не окажется он мудрее.159 И стой, покуда ты вопрошаешь.

Пусть сидит отвечающий.

И вот Ганглери начал спрашивать: "Кто самый знатный или самый старший из богов?". Высокий говорит: "Его называют Всеотец, но в древнем Асгарде было у него двенадцать имен: первое имя Всеотец, второе - Херран, или Херьян, третье - Никар, или Хникар, четвертое - Никуц, или Хникуд, пятое - Фьельнир, шестое - Оски, седьмое - Оми, восьмое - Бивлиди, или Бив-

линди, девятое - Свидар, десятое - Свидрир, одиннадцатое - Видрир, двенадцатое - Яльг, или Яльк".160

Тогда спрашивает Ганглери: "Где живет этот бог?161 И в чем его мощь? И какими деяниями он прославлен?" Высокий говорит: "Живет он от

159 Высокий хочет сказать, что их беседа, так же как беседаОди-нас великаном Вафтрудниром в соответствующей песне "Старшей Эдды", будет состязанием в мудрости, в котором побежденный расплатится жизнью.

1611 Херран и Херьян - "вождь войска", Хникар и Хникуд - "сеятель раздора", Бивлинди - "потрясающий щитом". Этимология других имен Одина неясна или спорна.

161 Все, что говорится в этом абзаце о верховном боге, т.е. Одине, о бессмертии души, о праведниках и грешниках, сильно окрашено христианскими представлениями.

Мифология и культура

345

века и правит в своих владениях, а властвует надо всем на свете, большим и малым". Тогда молвил Третий: "Всего же важнее то, что он создал человека и дал ему душу, которая будет жить вечно и никогда не умрет, хоть тело и станет прахом иль пеплом. И все люди, достойные и праведные, будут жить с ним в месте, что зовется Гимле или Вингольв162. А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель163. Это внизу, в девятом мире". Тогда спросил Ганглери: "Каковы же были деяния его до того, как он сделал землю и небо?" И ответил Высокий: "Тогда он жил с инеистыми великанами".

Ганглери спросил: "Что же было вначале? И откуда взялось? И что было раньше?" Высокий отвечает, как сказано в "Прорицании вельвы":

В начале времен не было в мире ни песка, ни моря, ни волн холодных. Земли еще не было, и небосвода,

бездна зияла, трава не росла164.

И сказал Равновысокий: "За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм165. В средине его есть поток, что зовется Кипящий Котел, и вытекают из него реки: Свель, Гуннтра, Фьерм, Фимбультуль, Слид и Хрид, Сюльг и

162 "Защита от огня" или "Обитель блаженства".

1Ы Преисподняя, царство мертвых. Но Хель - это также и богиня преисподней.

Строфа 1 "Прорицания вельвы", песни "Старшей Эдды".165 Вероятно, "темный мир".

346

Л.Н. Воеводина

Ульг, Вид, Лейфт166. А река Гьелль течет у самых врат Хель".

Тогда сказал Третий: "Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль167. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом168 называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир.169 Так сказано об этом в "Прорицании вельвы": Сурт едет с юга с губящим ветви, солнце блестит на мечах богов; рушатся горы, мрут великанши,

ч Хель идут люди, >' расколото небо.170

Ганглери спросил: "Что же было в мире до того, как возникли племена и умножился род людской?" Тогда сказал Высокий: "Когда реки,

166Свель - "холодная", Фьерм - "быстрая", Слид - "свирепая", Хрид - "буря", Сюльг - "глотающая", Ульг - "волчица", Вид -"широкая",Лейф - "молния". Другие имена рек неясны.

167Муспелль здесь - страна огня (также Муспелльсхейм), но ниже говорится о "людях Муспелля" или "сынах Муспелля", и возможно, что первоначально Муспелль - это огненный великан. А в одном древневерхненемецком произведении X в. это слово звучит как "конец мира, страшный суд". Этимология этого слова неясна.

168"Черный".

lfi9 Возможно, что образ стража с мечом в руке - отражение христианского представления об ангеле с мечом у входа в рай.170 Строфа 52 "Прорицания вельвы". "Губящий ветви" - огонь.

Мифология и культура

347

что зовутся Эливагар171, настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну". И сказал Равновысокий: "Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма". Тогда сказал Третий: "И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. Отнего-тои пошло вге племя инеистых великанов, как сказано о том в "Кратком прорицании вельвы' От Видольва род свой все вельвы ведут,

от Вильмейда род ведут все провидцы,

авсе чародеи — от Черной Главы,

авеликаны -

от Имира корня.

И так говорит об этом Вафтруднир великан:

Т »172.

'" "Бурные волны".

т Так Снорри называет строфы 29 - 44 "Песни о Хюндле", которая обычно включается в "Старшую Эдду". Здесь цитируется строфа 33 этой песни.

348

Л.Н. Воеводина

173

Откуда меж турсов Аургельмир явился, первый их предок? Тогда, когда:

Брызги холодные Эливагара етуном стали, отсюда свой род исполины ведут, оттого мы жестоки

Тогда спросил Ганглери: "Как же возникли отсюда все племена? И откуда взялись другие люди? Или веришь ты, что тот, о ком рассказываешь, был богом?" И отвечает Высокий: "Никак не признаем мы его за бога. Он был очень злой и все его родичи тоже, те, кого зовем мы инеистыми великанами. И сказывают, что, заснув, он вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другою сына. И отсюда пошло его потомство -инеистыевеликаны. А его, древнейшего великана, зовем мы Имиром".

Тогда спросил Ганглери: "Где жил Имир? И чем он питался?" Высокий отвечает: "Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира". Тогда сказал Ганглери: "А чем же кормилась сама корова?" Высокий говорит: "Она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камине выросли человечьи волосы, на второй день - голова, а на

173 Эти 6 строк - строфы 30 - 31 "Речей Вафтруднира", песни "Старшей Эдды", Туре — великан, етун - тоже.

Мифология и культура

349

третий день возник весь человек. Его прозывают Бури174. Он был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор175. Он взял в жены Бестлу, дочь Бельторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего - Be176. И верю я, что Один и его братья - правители на небе и земле. Думаем мы, что именно так его зовут. Это имя величайшего и славнейшего из всех ведомых нам мужей, и вы можете тоже называть его так".

Тогда спросил Ганглери: "Как же поладили они меж собою? И кто из них оказался сильнее?" Так отвечает Высокий: "Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьей. Великаны называют его Бергель-миром177.Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся. От него и пошли новые племена инеистых великанов, как о том рассказывается:

За множество зим до создания земли был Бергельмир рурс; в гроб его при мне положили,

вот, что первое помню".

Сказал тогда Ганглери: "За что же принялись тогда сыновья Бора, если они были, как ты думаешь, богами?" Высокий сказал: "Есть тут о чем

174"Родитель".

175"Рожденный".

176Один - от слова, которое значило "бешеный", а также "поэзия", Be - "жрец".

177Бергельмир - "ревущий как медведь".

350

Л.Н. Воеводина

поведать. Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его - море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни - из передних и коренных зубов и осколков костей". Тогда молвил Равновысокий: "Из крови, что вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот океан, и нельзя его переплыть". Тогда молвил Третий: "Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный, Северный и Южный. Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам, как сказано о том в "Прорицании вельвы":

Солнце не ведало, где его дом, звезды не ведали, где им сиять, месяц не ведал мощи своей.178 Так было раньше".

Тогда сказал Ганглери: "Слышу я о великих деяниях. На диво огромна эта работа и выполне-

: Строфа 5 "Прорицания вельвы".

Мифология и культура

351

на искусно. Как же была устроена земля?" Тогда отвечает Высокий: "Она снаружи округлая, а кругом нее лежит глубокий океан. По берегам океана они отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард179. Они взяли и мозг его и, бросив в воздух, сделали облака. Вот как об этом сказано:

Имира плоть стала землей, кровь его - морем, кости - горами, череп стал небом, а волосы - лесом. Из век его Мидгард людям был создан богами благими; из мозга его созданы были темные тучи".180

Тогда молвил Ганглери: "Великое дело совершили, сделав землю и небо и укрепив солнце со светилами и разделив сутки на день и ночь. А откуда взялись люди, населяющие землю?" И отвечает Высокий: "Шли сыновья Бора181 берегом моря и увидели два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй - разум и движенье, третий - облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И отних-топошел род людс-

179"Средняя ограда, среднее огороженное пространство".

180строфы40-41"Речей Гримнира", песни "Старшей Эдды".

Л.Н. Воеводина

кой, поселенный богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем Троя182. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе.

Есть в Асгарде место Хлидскьяльв183. Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого. Имя жены его - Фригг184, дочьФьерг-вина,и от них родились все те, кого мы зовем родом асов и кто населяет древний Асгард и соседние страны. Все они божественного происхождения. И должно величать Одина

Всеотцом, ибо он - отец всем богам и людям, всему, что мощью его было создано. И Земля была ему дочерью и женою. От нее родился его старший сын, это Аса-Тор185.Дана ему

великая сила и мощь. Потому побеждает он все живущее.

Нерви, или Нарви, звался великан, живший в Етунхейме186. Была у него дочь, от рождения черная и смуглая, по имени Ночь. Мужем ее был человек по имени Нагльфари, а сына звали Ауд. Потом был ее мужем Анар, дочь их звалась Землею. А последним мужем ее был Деллинг, из рода асов. Сына их звали День. Был он в своего отца светел и прекрасен собою. Позвал Всеотец

181 По "Старшей Эдде", первых людей создали не сыновья Бора, т.е. Один, Вили и Be, а боги Один, Хенир и Лодур.1К2 Здесь, единственный раз на протяжении "Видения Гюльви", снова упоминается Троя (ср. "Пролог").

183То ли "утес", то ли "сторожевая башня".

184Первоначально - "любимая".

185"Тор асов". Тор - первоначально "гром".

186Етунхейм - "Страна етунов", т.е. великанов.

Мифология и культура

Ночь и сына по имени День и дал им двух коней и две колесницы и послал их в небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю. Впереди несется Ночь, и правит конем Инеистая Грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил. А конь Дня зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и воздух".

Текст печатается по изд.: Младшая Эдда. Л , 1970 С. 9- 19.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ .........................................5
ВВЕДЕНИЕ................................................ 7
2019-10-11 234 Обсуждений (0)
СКАНДИНАВСКИЙ МИФ ТВОРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СКАНДИНАВСКИЙ МИФ ТВОРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)