Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диверсификация производства – наиболее перспективное направление развития предприятия в условиях рынка



2019-10-11 225 Обсуждений (0)
Диверсификация производства – наиболее перспективное направление развития предприятия в условиях рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




Диверсификация производства – одна из самых сложных стратегий развития предприятия. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции, а рамках одной компании, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский горно-обогатительный комбинат (Курская магнитная аномалия) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30 % общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

· большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

· более полному использованию ресурсов предприятия;

· наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;

· проведению антимонопольной политики.

В России в связи с переходом на рыночные отношения многие промышленные предприятия оказались в сложном экономическом положении  только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.

Поэтому, в деле эффективного управления процессом улучшения экономического и финансового состояния промышленного пред­приятия, благополучного проведения мероприятий, связанных с диверсификацией производства очень важен комплексный подход. Экономическая наука и практика доказала, что наилучшим образом такой подход реа­лизуется через разработку и организацию выполнения предпри­ятиями бизнес-плана.

Разработка и осуществление бизнес-плана в России тре­буют учета некоторых особенностей:

Ø кризисная ситуация и постоянно меняющиеся экономиче­ские отношения ставят руководителя предприятия перед необхо­димостью самим просчитывать будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

Ø появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций и плохо пред­ставляют весь круг ожидающих их экономических проблем. В стране не организована система повышения квалификации пред­принимателей и специалистов;

Ø в бизнес-планах российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов других стран;

Ø условия функционирования российских предприятий яв­ляются весьма сложными – отсутствует необходимая для управ­ления деятельностью предприятия информация, нет возможности из-за различий в учете и отчетности использовать эффективные методики анализа и планирования показателей и т. д.

Для понимания сущности бизнес-плана необходимо четко представлять его функции. Речь идет об использовании бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия. Другой его функцией является оценка и контроль основных показателей деятельности предприятия на основе сравнения фактических данных с показателями бизнес-плана. Бизнес-план используется также для привлечения денежных средств со стороны (все труднее получить кредиты, банки отдают предпочтение тем, кто имеет просчитанный бизнес-план). При помощи этого важного документа предприятия решают во­просы привлечения к выполнению планов партнеров. Трудно пе­реоценить роль бизнес-плана как механизма выхода из кризиса и укрепления финансового состояния предприятия.

Бизнес-план должен предусматривать всестороннее развитие деятельности предприятия на предстоящий год и на пер­спективу не менее трех лет. Основные показатели на предстоя­щие два года должны разрабатываться в поквартальной разбивке (при возможности и по месяцам), и только начиная с третьего го­да, можно ограничиться годовыми показателями.

Бизнес-план имеет преимущества по сравнению с другими видами планов. Многие промышленные предприятия разрабаты­вают планы по отдельным показателям без учета их взаимосвязи, отдают предпочтение плану производства, не учитывают состоя­ние товарных рынков и т. п.

Отличительной особенностью бизнес-плана промышлен­ного предприятия является не только его комплексный характер (в нем взаимоувязаны показатели, характеризующие экономиче­ское состояние предприятия, их ресурсное и в том числе финан­совое обеспечение и приведены расчеты финансовых результатов и дана оценка каким будет, после выполнения бизнес-плана, фи­нансовое состояние предприятия), но и то, что имеет исключи­тельное значение, а именно: его нацеленность на существующий и новые товарные рынки или отдельные их сегменты.

В бизнес-плане предусматривают такие разделы:

· характеристика промышленного предприятия, оценка его сильных и слабых сторон по сравнению с предприятиями-конкурентами, финансирование предприятия в прошлом и в на­стоящее время, организационная структура и кадровый состав, какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие, какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции, возможности упрочения положения на рынке, основные конкуренты  сильные стороны, уровень технологии и анализ издержек;

· виды выпускаемой продукции в сравнении с продукцией других предприятий, указанием конкурентных преимуществ обоснованием ценовой политики, расчетов оптимальных запасов, характеристикой форм оплаты труда, оценкой уровня запасов изложением производственной концепции;

· главным звеном  в системе бизнес-плана являются разделы,  в которых определены рынки сбыта товаров, работ и услуг дана оценка конкуренции на товарных рынках и для обоснования возможностей по сбыту изложен план и итоги маркетинговых исследовании. Маркетинг-план посвящен оценке рыночных воз­можностей предприятия: объема сбыта продукции и услуг пред­приятия. С точки зрения прогнозирования это наиболее важные и сложные показатели, поскольку изучение существующего рынка и формирование уровня и структуры спроса на продукцию опре­деляют результаты реализации инвестиционного проекта. Дан­ные по исследованию рынка являются также базой для разработ­ки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия, и определяют его потребности в материальных, людских и денеж­ных ресурсах. Важное место в этом плане занимает описание це­новой стратегии предприятия. Определение исходной цены осно­вываются на результатах анализа спроса цен конкурентов, оценке издержек на производство и реализацию продукции.

В этом разделе необходимо рассмотреть мировой рынок, если продукция предприятия имеет возможность конкурировать с аналогичными на мировом рынке. Здесь стоит отразить, какой объем продаж продукции этого типа был на мировом рынке за каждый год из последних пяти лет. Лучше указать по географи­ческим зонам или странам. Следует указать, какой, по мнению составителей бизнес-плана, будет продажа на мировом рынке в каждом году из последующих пяти лет, какую долю на мировом рынке будет составлять продукция предприятия в каждом году из последующих пяти лет и почему.

Следует описать отдельно, какие факторы повлияют на рынок, например, законодательство, политика, демографическая ситуация и т. д.  Какие необходимы мероприятия для усиления (увеличения) сбыта продукции предприятия в условиях изменения, например, цен, ускоряющейся инфляции, каких-то законодательных ограничений на вывоз капитала или на ввоз продукции и т. д.

На базе результатов анализа состояния и тенденции развития рынка формируется один из основных показателей бизнес-плана – план сбыта (реализации) продукции и услуг[1]. На обеспе­чение выполнения этого основного показателя нацелены и такие разделы бизнес-плана, как план производства, инвестиционный и организационный планы, правовое обеспечение деятельности предприятия, оценка рисков и страхования. Все эти разделы ха­рактеризуют и определяют экономическое состояние предпри­ятия. На их основе при разработке бизнес-плана предприятия обосновывают такие разделы, как финансовый план,  а также стратегию финансирования всех направлений развития.

Бизнес-план промышленного предприятия представляет собой количественное и финансовое определенное выражение марке­тинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Для того чтобы этот план стал руко­водством к действию и реальным, необходимо постоянно сравни­вать фактические данные с его показателями, анализировать от­клонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприят­ные факторы, постоянно улучшать методологию обоснования всех разделов планов. Отрицательное влияние на экономические и финансовые показатели оказывает незнание предполагаемых объемов продаж по причине незнания своих покупателей и рын­ков сбыта продукции. Поэтому центральным звеном бизнес-плана является обоснование ожидаемых объемов продаж. Пра­вильные прогнозы и планы продаж позволят предприятию избе­жать потерь или минимизировать их и сделать бизнес-план доку­ментом для управления деятельностью предприятия.

Реальность бизнес-плана должна определяться на основе анализа возможностей по достижению поставленных целей оценки выгодности достижения этих целей для предприятия

По ходу выполнения бизнес-плана (ежеквартально) необходимо в него при необходимости вносить коррективы на основе экспресс-диагностики состояния предприятия.

Каждое предприятие имеет возможность значительно облегчить экспресс-диагностику, комплексный анализ всех основных сторон деятельности и обоснования бизнес-плана на основе использования современных компьютерных технологий и постоянно проводить сценарный анализ (что будет, если...). Особое значение в этом случае имеет грамотная постановка задач и квалификация пользователей. Для этого необходимо наладить по­стоянное обучение специалистов не только работе с компьюте­ром, но и новым методам анализа, планирования, учета и контро­ля.

 

 



2019-10-11 225 Обсуждений (0)
Диверсификация производства – наиболее перспективное направление развития предприятия в условиях рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диверсификация производства – наиболее перспективное направление развития предприятия в условиях рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)