Анализ состояния производства учреждения УО 68/4
Экономический анализ производственной и финансовой деятельности предприятия начнем с комплексного обзора основных показателей, характеризующих конечный результат работы предприятия. При комплексном анализе общих результатов хозяйственной деятельности проанализируем динамику важнейших показателей объема и прибыли. Динамику показателей относительно предыдущего года определим путем вычисления процентов, а также отклонений в абсолютных величинах, для чего используем данные о работе предприятия за последние три года.
Таблица 1.2.1. Основные технико-экономические показатели работы предприятия за последние три года
Анализ работы предприятия начнем с изучения показателей выпуска продукции. Основные задачи анализа следующие: · Оценка динамики производства и реализации продукции. · Определение влияния тех или иных факторов на изменение величины этих показателей. · Выявление внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Анализ объема производства начнем с изучения динамики товарной продукции, расчета темпов роста в сопоставимых ценах базисным и цепным методами.
Таблица 1.2.2. Динамика товарной продукции
Среднегодовой темп роста рассчитаем как среднегеометрическую величину по формуле: Таким образом, за последний год объем товарной продукции снизился (по сравнению с базовым – 1997 годом – на 13 %), среднегодовой темп снижения составил 96,1 %. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции и соответственно уменьшения доли низкорентабельной продукции. Расчет влияния изменения структуры продукции произведем в базисных оптовых ценах (см. табл. 1.2.3).
Данные показателя товарной продукции фактической при базовой структуре получены умножением фактического объема товарной продукции за 1997 г. на коэффициент роста или снижения товарной продукции в целом по предприятию. Этот коэффициент для 1998 г. равен 1,061: (4720/4450), для 1999 г. – 0,87 (3870/4450). Если бы объем производства в 1998 г. был равномерно увеличен на 106,1 %, а в 1999 г. на 87,0 % по сравнению с 1997 годом по всем видам продукции, то общий объем продукции составил бы в 1998 г. 5023 тыс. руб., а в 1999 г. – 3877 тыс. руб. Следовательно, за счет изменения структуры объем производства снижен в 1998 г. на 303 тыс. руб., а в 1999 г. на 7 тыс. руб., то есть доля более дешевой продукции в общем ее выпуске увеличилась. Большое влияние на изменение товарной продукции в действующих ценах играют изменения оптовых цен. Из приведенных расчетов (таблица 1.2.4) видно, что объем производства в натуральных показателях был снижен по всей номенклатуре продукции, кроме хлеба. Поэтому весь прирост объема товарной продукции в действующих ценах получен за счет роста цен. Отсюда напрашивается логический вывод: необходимо расширять номенклатуру продукции для обеспечения выживаемости в условиях рынка. В процессе анализа работы предприятия необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От роста объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т. д. На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы: 1. Изменение отгрузки продукции.
2. Изменение остатков готовой продукции на начало года. 3. Изменение выпуска товарной продукции. 4. Изменение остатков товарной продукции на конец года. 5. Изменение остатков отгруженных товаров на начало и конец года. a) товары, сроки оплаты которых еще не наступили; b) товары, не оплаченные в срок покупателями; c) товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производим сравнением фактических уровней затрат факторных показателей с базисными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируем баланс товарной продукции (см. табл. 1.2.5). Из таблицы видно, что рост реализации готовой продукции получен за счет увеличения ее выпуска и остатков продукции и товаров, отгруженных на начало года. Положительным фактором, повлиявшим на объем продаж, явилось снижение остатков готовой продукции на складах предприятия и остатков товаров отгруженных на конец года. Одним из важнейших показателей работы предприятия является производительность труда. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка на одного работника. Величина его зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности промышленно-производственного персонала. Для определения этого показателя в динамике производительность труда исчисляется как частное от деления товарной продукции в сопоставимых ценах на численность работающих промышленно-производ-ственного персонала.
Таблица 1.2.5. Анализ факторов изменения объема реализации продукции
где ПТ – производительность труда, ТП – товарная продукция, Ч – численность ППП. Определим этот показатель по годам: 1997 г. 1998 г. 1999 г. Как видно из расчетов производительности труда в 1998 г. повысилась на 6,5 %: в 1999 г. снизилась на 13 %: Снижение производительности труда в 1999 г в основном получены за счет снижения объема производства товарной продукции в сопоставимых ценах и продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре, кроме хлеба.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |