Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая культура и государственность: воплощение духовных энергий



2019-10-11 216 Обсуждений (0)
Классическая культура и государственность: воплощение духовных энергий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    За последние годы в нашей стране по инициативе Министерства культуры прошло несколько научных конференций с одинаковым названием: «Что такое искусство? Современный взгляд». Споры велись долгие, но к единому мнению участники так и не пришли. Более того, численно преобладала точка рения, что современное искусство – это всё, что так называется. Литература -- это все, что написано пером (или, скажем, на компьютере), живопись – всё, что нарисовано, театр и кино – все, что показывают на сцене/экране, музыка – всё, что звучит. «Фонтан» Дюшана – такое же произведение скульптуры, как «Мыслитель» Родена, а «Черный квадрат» Малевича ничем не хуже «Моны Лизы» Леонардо, особенно если ей пририсовать усы, как сделал однажды Сальвадор Дали. Коллекционеры платят за подобные артефакты большие деньги. Старая логика «первичного» и «вторичного» здесь не работает. Выше уже говорилось, что религия, культура и государственность (социальность) -- явления однопорядковые. Как писал в своё время русский философ Г.П.Федотов, Пикассо и Стравинский в искусстве – то же самое, что Ленин и Муссолини в политике (1). С самого начала нам следует понимать, о каком типе культуры/искусства идет речь, и с каким типом государственности данная художественная практика соотносится.

    Наиболее продуктивными категориями для решения этой задачи выступают классика, модерн и постмодерн – не только как художественно-эстетические, но и как широкие культурологические понятия/парадигмы. Фундаментальные труды Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, О.Шпенглера, А.Тойнби относят подобные квалификации в равной мере к традиционному (рамочному) художеству, к культуре, к государству, и даже к цивилизации в целом. Разумеется, дело идет о ценностно-нормативном цивилизационном подходе: иного в гуманитарной науке не дано.

     Всякое искусство и всякое государство имеет свою классику – общезначимые и общепризнанные его достижения. Иными словами, классикой считается совершенство в своем роде, наиболее полно выражающее соответствующую исходную парадигму (порождающую модель) данного типа художественного и государственного сознания.  Классика, в религиозно-философском смысле слова – это искусство и государство под знаком вечности, sub specie aeternitatis. Это искусство/государство перед лицом Бога. Естественно, что с христианской точки зрения классической литературой следует признать Библию, классической архитектурой – храм, классической живописью – икону, классической музыкой – церковную стихиру или хорал, классическим государством – соборную (народную) или наследственную  монархию, где избранник Божий отвечает за свой народ перед Творцом. В христианском духовном поле во главу угла ставится именно энергийное взаимораскрытие Творца и твари, Духа и символа, — их доверительный диалог («я и Ты»). В отличие от язычества, христианство есть усыновление твари небесным Отцом, и потому мерой единства всеобщего и уникального здесь оказывается любовь (она же власть, истина и красота). Князь Владимир, как известно, поначалу даже отказался казнить преступников, поскольку это противоречит христианскому благовестию. На рисунке принципиальная схема классической — молитвенно восходящей к Богу — цивилизации выглядит так:

 

                      Рис. 1 Строение классической цивилизации

 

1. Духовное ядро: вера в Бога, богочеловек

2. Культура: религиозный этико-эстетический идеал

3. Общество: сакральная государственность, священное царство

4. Технология: централизованная производительная практика

 

Наиболее полного своего осуществления классическая христианская цивилизация достигает в европейском и русском Средневековье – от константинопольской Софии и «Божественной комедии» Данте до «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «Троицы» Андрея Рублева. Искусство здесь понимается как род молитвы, а подлинным автором храма или иконы считается сам Господь. Художник (часто безымянный) в средневековой классике выступает не более чем подмастерьем Творца. Храмовый синтез искусств, в сущности, не нуждается в светской культуре, роль которой исполняет фольклор.

Понятно, что такое искусство носит не персональный, а сверхличный (соборный) характер: оно предназначено всем – граду и миру, и само выступает элементом града и мира. Заказчиком подобной архитектуры, скульптуры, музыки, живописи является царь, император или князь Церкви, причем именно в качестве священного владыки, а не частного лица. Классика государства в идеале совпадает с классикой культуры: именно такой симфонии мы обязаны величайшими созданиями христианской цивилизации. Классическая государственность, как и классическая художественность, есть восходящая властно-духовно-эстетическая иерархия. Священник, философ, царь и поэт делают в таком случае общее дело. С этой точки зрения, государство есть совершенное произведение искусства, материальные, духовные и художественные строители которого разделяют свою деятельность по предмету, но отнюдь не по существу. Тех лицедеев и рапсодов, что хотели быть «свободными художниками», Платон, как известно, изгнал из своего идеального государства. Существует притча о каменщиках. Одного спросили, что он делает, тот ответил, что везет тачку с камнями. Спросили другого: он сказал, что строит прекрасный собор.

 

П р имечания

1. Федотов Г.П. Четверодневный Лазарь //  Вопросы литературы. 1990. № 2. С. 226..

 

Вопросы к & 1.1.

1. Классика и понятие совершенства

2. Духовный смысл классического искусства

3. Классическая культура и государство

4. Строение классического художественного образа.

5. Строение классической цивилизации

 

 



2019-10-11 216 Обсуждений (0)
Классическая культура и государственность: воплощение духовных энергий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая культура и государственность: воплощение духовных энергий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)