Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 12. 6.7 Тенденции развития волейбола



2019-10-11 1106 Обсуждений (0)
Лекция 12. 6.7 Тенденции развития волейбола 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Говоря о тенденциях развития волейбола, необходимо отметить, что развитие это идет постоянно и происходит практически во всех разделах, составляющих волейбол. А именно: изменение правил игры, ростовых данных игроков, их возраста в сторону омоложения. Изменения в технике и тактике игры, физической и психологической подготовки. Научное обеспечение процесса подготовки высококлассных волейболистов и, наконец, коммерциализация волейбола.

Все это привело к необходимости внесения коррективов в содержание соревновательной и тренировочной деятельности ведущих волейболистов мира и отечественных спортсменов.

Анализ научной и методической литературы, беседы с тренерами и спортсменами, исследования ученых позволили установить, что изменения в правилах игры повлияли на содержание соревновательной деятельности волейболистов. Изменения структуры и содержания соревновательной деятельности диктуют необходимость учета этого при организации и проведении тренировочного процесса высококвалифицированных волейбо-листов и в сфере подготовки спортивного резерва. В противном случае направленность и содержание подготовки спортсмена не будут соответствовать специфике соревновательной деятельности, что отрицательно повлияет на результаты состязаний.

В этих условиях актуальна проблема интегрирования содержания соревновательного противоборства и тренировки, системного единства, что отражается в понятии «соревновательно-тренировочная деятельность». Только на основе глубокого анализа соревновательной деятельности, выявления основных тенденций в развитии современного классического волейбола возможно построение эффективной системы подготовки высококвалифи-цированных волейболистов.

Техника, пожалуй, наиболее консервативная составляющая часть волейбола. Хотя по сравнению с предыдущими этапами развития волейбола и в этой области заметны изменения, связанные с ускорением выполнения технических приемов.

Скоростная техника – направление совершенствования техники. Вторая тенденция развития в технике – это ее рациональность. Все должно быть направлено на результат.

Современный волейбол характеризуется значительным усилением подачи. Использование силовой подачи в прыжке усложняет прием мяча игроками команды-соперницы и затрудняет организацию ими атакующих действий.

Силовая подача в прыжкев настоящее время – наиболее распростра-ненная из всех разновидностей этого приема игры. В то же время наблюдения показывают, что игроки ведущих команд мира (России, Сербии, Бразилии, Италии, Кубы и др.) тактически сочетают силовую подачу в прыжке с «укороченными» подачами, когда мяч направляется близко к сетке.

Проявляется тенденция к учащению случаев приема подачи сверху. Это объясняется тем, что арбитры матчей не стали предъявлять очень жестких требований к выполнению приема мяча, посланного подачей. Наблюдения показали, что прием сверху чаще применяется при планирующей подаче соперника или при слабом «накате». Прием сверху стал чаще использоваться также при игре в защите. В настоящее время арбитры встречи практически не фиксируют ошибок при игре в защите, позволяя игрокам отражать мячи любой частью тела.

В технике различных видов нападающих ударов значительных изменений нет. В современном волейболе, как и ранее, наиболее распространенными являются нападающие удары по ходу, удары с переводом и обманные удары, причем их соотношение существенно не изменилось.

Анализ технико-тактических действий волейболистов ведущих команд в нападении показал, что подавляющее большинство атак после хорошего приема подачи осуществляется с быстрых вторых передач. Данная тенденция характерна для технико-тактических действий в нападении из всех зон площадки. Наблюдается сокращение количества комбинаций в зоне 3 с использованием нападающих второго темпа.

Характерная особенность современного волейбола – повышение доли атак из глубины площадки. Если в 80-е гг. 30% атак осуществлялось из зоны 3, в настоящее время их доля сократилась и составляет 23% в играх сборных команд и в чемпионате России. Таким образом, ведущие команды мира и России меньше используют атаки первым и вторым темпами из зоны 3.

Данная тенденция связана с тем, что блокирующие в современном волейболе довольно часто группируются вблизи зоны 3 и связующие игроки, чтобы «растянуть» блок соперника, вынуждены больше использовать края сетки. Кроме того, рост многих волейболистов превышает 200 см, что облегчает им игру на блоке.

Атаки из глубины площадки, которые в 80-е гг. были довольно редкими (всего 9,6 %), в современном волейболе приобретают все большее значение. Причем эти атаки осуществляются не только из зоны 1, но и из зоны 6. Использование в атаке игроков задней линии позволяет во всех расстановках иметь трех активных нападающих, что значительно осложняет сопернику действия при блокировании.

Преобладание атак из зоны 4 объясняется тем, что при плохом приеме подачи и при плохой доводке в «доигровке» связующий игрок вынужден выполнять вторую передачу именно в эту зону. Если рассматривать только идеальный и хороший приемы подачи, то атаки распределяются по зонам более равномерно. Ведущие команды мира, имеющие равноценных нападающих, развивают свои атаки с хорошей доводки без явных приоритетов зон, что значительно осложняет организацию защитных действий команде соперника.

Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов показал, что у большинства команд результативность технико-тактических действий в защите значительно ниже, чем в атаке. Данная тенденция начала проявляться еще в 70-80-е гг. Атакующий потенциал высококвалифицированных волейболистов возрос благодаря повышению атлетизма игроков (рост многих нападающих превышает 200 см). В этих условиях играющим в защите тяжело противостоять мощному нападению.

Последние изменения в правилах соревнований направлены на то, чтобы активизировать эффективность действий волейболистов в защите. Разрешение играть в защите любыми частями тела, снижение требований правил игры и судейства к техническим действиям в защите, введение нового игрового амплуа волейболистов – «либеро» (свободного защитника, играющего только на задней линии) способствовали повышению эффективности защитных действий.

Организация защитных действий очень сложный процесс, требующий слаженных действий игроков, принимающих участие в блокировании, и игроков, принимающих мяч от атакующих ударов и на страховке. Об эффективности защитных действий опосредованно можно судить по количеству доигровок (ситуаций, когда при отражении атаки мяч остался на стороне защищающейся команды и она может организовывать атакующие действия). Чем их больше, тем эффективнее была защита. Волейбол на современном этапе характеризуется значительным увеличением числа доигровок.

В настоящее время у защищающейся команды появилось больше возможностей для проведения эффективных технико-тактических действий. Это связано со снижением при судействе требований к технике выполнения защитных действий. В связи с этим зрелищность волейбола намного возросла. Количество доигровок в играх сборных команд больше, чем в играх чемпионата России. Проведенные наблюдения показали, что сборные команды лучше организуют защитные действия, что свидетельствует о более высоком уровне мастерства игроков этих команд.

Важной составной частью защитных действий является блокирование. Результативное блокирование нападающих ударов из зоны 4 характерно тем, что здесь преимущество имеет двойное блокирование по сравнению с одиночным и тройным. По сравнению с 80-ми гг. в современном волейболе отмечается некоторое увеличение результативного тройного блокирования и уменьшение результативного одиночного блокирования атакующих ударов из зоны 4.

Иная картина результативного блокирования выявлена в зоне 3. В 80-е гг. удельный вес одиночного и двойного блокирования был примерно одинаковым (38-42 %), значительно меньшей была доля тройного блокирования (20-22%). Данные исследований показали, что в современном волейболе увеличилась доля двойного блокирования и сократилась доля одиночного. При блокировании атак первым темпом центральному игроку часто помогают игроки зон 2 и 4, что раньше происходило значительно реже. Это стало возможным благодаря тому, что в настоящее время игроки передней линии при подготовке к блокированию группируются достаточно близко к зоне 3.

Результативное блокирование в зоне 2 так же, как и в зоне 4, характеризуется преобладанием двойного блокирования над остальными. Исследования показали, что в настоящее время увеличилась доля результативного тройного блокирования в зоне 2. Это связано с усложнением подач в современном волейболе и как следствие – с увеличением частоты выполнения приема, после которого мяч не доведен точно до связующего игрока. В этих случаях нападающие удары выполняются, как правило, из зоны 4 с высоких передач при противодействии группового блокирования.

В современном волейболе усиливаются различия в структуре и содержании соревновательной деятельности волейболистов разного амплуа. Целесообразно выделять следующие игровые амплуа:

Ø игрок атаки второго темпа (доигровщик);

Ø игрок атаки второго темпа (диагональный);

Ø игрок атаки первого темпа;

Ø связующий игрок;

Ø либеро (защитник).

Для классического волейбола на современном этапе характерны следующие тенденции, которые необходимо учитывать при планировании и проведении соревновательно-тренировочной деятельности высококвалифи-цированных волейболистов:

1. Усложнение подачи, которая из технического элемента, обеспечивающего введение мяча в игру, превратилась в эффективное атакующее средство. Ведущие игроки мира имеют в своем арсенале 2-3 вида подач, которыми владеют в совершенстве. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды подач: силовая подача в прыжке, планирующая силовая подача в прыжке, планирующая укороченная подача в прыжке, «накат» (укороченная подача).

2. Ведущие команды мира используют диагонального игрока для приема силовой подачи (при максимальной степени риска) и игроков первого темпа для приема укороченной подачи. Сочетание различных видов подач предъявляет повышенные требования к физической и технической подготовленности игроков, участвующих в приеме.

3. Усложнение подачи привело к увеличению доли атак в противо-действии групповому блоку после плохого приема. Игроки, атакующие из зоны 2, из глубины площадки и особенно из зоны 4, вынуждены атаковать с высоких (не всегда удобных) вторых передач. Технико-тактические действия ведущих команд мира в нападении после идеального и хорошего приема характе-ризуются равномерным использованием всех зон. Современный волейбол отличает увеличение доли атак из глубины площадки (зона 1 и зона 6).

4. Изменения в правилах соревнований дают возможность командам более активно противостоять нападению соперника. Активизация защитных технико-тактических действий в современном волейболе сопровождается более частым использованием двойного и тройного блокирований. Введение игрового амплуа «либеро» также способствует более эффективной игре команд в защите.

5. Классический волейбол на современном этапе своего развития характеризуется усилением различий в направленности соревновательной деятельности представителей различных игровых амплуа.

6. Анализ соревновательной деятельности ведущих команд мира свидетельствует о возникновении потребности в универсально подготовленных высококвалифицированных волейболистах. Это особенно важно при подготовке резерва, когда принцип универсализации является ведущим.

Касаясь изменения правил игры необходимо отметить линию, четко просматриваемую в этом направлении:

а) стремление уйти от всех игровых моментов, которые чаще всего вызывали споры;

б) стремление уйти от субъективизма в судействе;

в) максимально сократить количество свистков, останавливающих игру в тех ситуациях, когда совершенная «ошибка» никак не влияет на ход игры, что приводит к повышению зрелищности волейбола.

Подтверждается это рядом примеров, в том числе и достаточно давних изменений правил.

Был разрешен перенос рук на сторону противника при блокировании – и сразу было снято огромное количество спорных вопросов: был перенос рук на блоке или нет.

Было разрешено три касания мяча после блокирования – и сразу был снят вопрос: было касание мяча на блоке или нет и сколько у команды остается касаний – два или три.

Были придуманы антенны, ограничивающие плоскость перехода мяча – и сразу были сняты все вопросы правильности перехода в 1996 году, дающие явное послабление в фиксации ошибок при первом касании (т.е. при приеме подачи и нападающего удара) сразу значительно сократили количество свистков, игровые моменты получили продолжение, что повысило зрелищность игры.

После этих, разрешенных новыми правилами смягчений в судействе первого касания у целого ряда команд заметно стремление к переходу на прием подач и нападающих ударов двумя руками сверху.

Разрешение переходить в определенных рамках среднюю линию тоже сняло достаточно большое количество ненужных остановок игры.

Несколько выпадает из этого логичного направления в изменении правил игры разрешение играть ногами. Хотя можно предположить, что со временем использование этого приема будет восприниматься вполне логично.

Если говорить о дальнейших изменениях в правилах волейбола, то можно предположить, что они будут происходить в перечисленных ранее трех направлениях. Вполне возможно, что будущие изменения в правилах соревнований будут направлены на то, чтобы вместить продолжительность игры в более короткие и, что еще более важно, определенные временные рамки. Это требование телевидения, и не учитывать его в дальнейшем вряд ли будет возможно.

Тенденция в волейболе к подбору высокорослых игроков появилась достаточно давно. Сейчас среди ведущих национальных сборных стран практически нет команд, в которых не было бы достаточно большого количества игроков с ростом 200 см и выше.

Можно с уверенностью сказать, что тенденция к подбору высокорослых и сверхрослых (выше 210 см) игроков будет развиваться и далее коснется не только нападающих, но и пасующих. Хотя можно предположить, что невысокие, но высококлассные мастера пока сохраняют еще право на жизнь в большом волейболе.

Говоря о возрастных особенностях современного волейбола, можно сказать, что в спорте вообще заметна тенденция к омоложению спортсменов. Все чаще молодые спортивные таланты достигают самых больших результатов в различных видах спорта. Однако специалисты отмечают, что эта тенденция, в большей степени, характерна для индивидуальных видов спорта. Спортивные игры в этом стоят особняком. Волейбол, во всяком случае, подтверждает тот факт, что высоких результатов на самых высоких мировых и континентальных соревнованиях, таких, как Олимпийские игры, чемпионаты, лига, чемпионаты Европы, добиваются команды более опытные, прошедшие многолетнюю совместную подготовку и имеющие за своими плечами 3-5 лет совместных выступлений на самом высоком уровне. Конечно, возможно появление в составах национальных сборных и молодых игроков. Но стопроцентно можно утверждать, что это те игроки, которые прошли перед этим 2-3-годичную школу молодежных сборных команд.

В тактической подготовке заметно то, что мы уже говорили о технике – это рациональность. Исчезли комбинации ради комбинаций. Все подчинено результату, и тактика в том числе. Это касается как командной тактики, так и индивидуальной. При игре в нападении заметно, пожалуй, более частое использование нападения с задней линии, и не только с первой зоны, но и с пятой и, особенно, шестой. Заметно более частое подключение к нападению игроков задней линии, когда пасующий также находится на задней линии, т.е. четвертым нападающим. При игре в защите не отдается явного предпочтения какой-то системе, хотя все же чаще команды страхуют блокирующих, не участвующим в блоке игроком передней линии.

Усиление игры в защите за счет настроя и отдачи игроков заметно у некоторых сборных команд, и это не в последнюю очередь является причиной их превосходства в игре.

В комплектовании стартовой шестерки явное предпочтение и в сборных и в клубных командах отдается принципу 5-1 (5 нападающих + 1 пасующий). Надо отметить стремление тренеров всех команд к подбору ровного состава всех 12 игроков и более широкому использованию запасных игроков.

В последние годы совершенствованию физической подготовки уделялось очень большое внимание всеми национальными и клубными командами, которые ставили перед собой более или менее высокие задачи. Кроме проведения специализированных сборов по физической подготовке заметна тенденция к самостоятельной индивидуальной работе в этом направлении. Причем внимание функциональной и скоростно-силовой подготовке уделяется если не ежедневно, то уж еженедельно. В большинстве ведущих команд в каждом микроцикле выделяются специализированные тренировки или отдельное время для этого. Заметна тенденция к индивидуализации работы по физической подготовке. Заметен и акцент на расширении самостоятельной работы игроков в этой области.

В дальнейшем можно с уверенностью сказать, что внимание к этой очень важной части подготовки волейболиста снижаться не будет. По мнению большинства специалистов, будет повышаться роль самостоятельной, индивидуальной работы, т.е. будет повышаться профессионализм волейболистов.

В процессе психологической подготовки высококлассных волейболистов очень важно воспитание «психологии победителя». В волейболе было и есть достаточно много команд, у которых есть все, чтобы достичь большого результата, кроме этой самой «психологии победителя». В этом вопросе можно, пожалуй, выделить только три сборных команды, которые достигали успеха на протяжении достаточно продолжительного времени: это, прежде всего, сборная команда СССР образца 1977-1985 годов (тренер В. Платонов), сборная команда США 1984-1990 годов (тренеры Д. Бил и М. Данфи) и сборная команда Италии 1989-1996 годов (тренер Х. Веласко). В последние годы на этот уровень вышла команда Российской федерации, которая победила на XXII Олимпийских играх (тренер В. Алекно). Остальные команды (Бразилия, Куба, Болгария, Аргентина, Сербия и др.) могли выстрелить в каком-то отдельном чемпионате, но на более продолжительное время их не хватило или из-за смены состава и утери этой «психологии победителя», или из-за полного ее отсутствия, несмотря на очень высокий потенциал в остальных составляющих подготовки. «Психология победителя» в очень большой степени базируется на высочайшей сознательной тренировочной, бытовой и игровой дисциплине.

Из отдельных элементов игры можно отметить повышение качества и эффективности игры в защите, что практически невозможно без высочайшего уровня настроя и самоотдачи.

Особо следует отметить настрой на стопроцентную и даже выше отдачу как во время отдельного игрового эпизода от свистка до свистка, так и на всю игру и, естественно, на весь турнир. Без этого добиваться высоких результатов невозможно. Если игроки могут позволить себе малейшее расслабление или отвлечение хотя бы только мыслей от волейбола, от результата – победы добиться будет невозможно, где-то эти послабления проявятся, выйдут наружу.

Профессиональных психологов в командах пока нет, что не исключает их периодических консультаций. Так что психологической подготовкой игроков и команд занимаются главные тренеры.

Необходимо отметить, что без внимания к научному обеспечению подготовки волейболистов и команд высокого класса результата достичь невозможно.

Достижения некоторых сборных национальных команд в очень большой степени связаны с научным обеспечением. На основе всесторонних обследований тренеры получают индивидуальные рекомендации по подготовке игроков в таких разделах, как физическая и техническая подготовка. Это возможно только с постоянным использованием тренировочной и игровой деятельности игроков. Записи всеми командами велись в той или иной степени давно. Многие команды постоянно используют для этой цели компьютерные данные, что дает возможность пользоваться оперативной информацией, даже в ходе игры и отдельной партии.

Большинство сборных и клубных команд широко используют видеозаписи, как для разбора своей игры, так и для моделирования игры будущего соперника на предматчевых установках. В современном волейболе использование видеоматериалов очень важно, но, как отмечают многие специалисты, в последнее время больше внимания уделяется изучению игры противника и слишком мало времени изучению игры своей команды. В то же время тренеру необходимо абсолютно все знать не только о команде сопернице, но и о своей команде. Дело в том, что иногда перед игроками ставится много тактических требований, которые они не в состоянии выполнить. Или выполняют не всегда так, как надо. А просмотр видеоматериала как раз поможет внести необходимые коррективы по этому вопросу.

Отсутствие высококвалифицированной научной помощи в большинстве наших клубных команд лишает их возможности прогресса, как в ближайшее время, так и на перспективу.

Коммерциализация спорта коснулась в последние годы и волейбола. Это стало заметно с появлением в календаре соревнований с 1990 года игр Мировой лиги. Эти соревнования в большой степени связаны с телевидением и рекламой. Появление этих соревнований в международном календаре кроме явно видимых плюсов принесло немало и минусов.

Плюс – это, прежде всего, высокие гонорары игроков.

Минус – перегруженность международного календаря с появлением соревнований Мировой лиги.

Коммерциализация волейбола заметна как на уровне сборных команд, так и на клубном уровне. Большинство команд имеют постоянных спонсоров и заключают с фирмами, производящими спортивную форму, весьма выгодные контракты на ее рекламу.

В связи с этим, тренер должен осознавать, что роль денег возросла и постоянно растет.

Появились профессиональные лиги, призовые за выигранные игры и соревнования, возросли контракты. Так что именно деньги стимулируют игроков.

Многие игроки играют не для команды, а для себя, своей карьеры, чтобы обеспечить себя в будущем. И тренер должен смириться с этим и стать партнером для игрока, помогать ему в его карьере.

Современный волейбол – это постоянно меняющаяся игра, и тренеры, должны учиться, так же постоянно узнавать что-то новое. Это философия современной тренерской профессии.

Игра идет по новой системе набора очков и эта система ставит перед тренерами новые задачи для полноценного и творческого решения. Время игры стало короче, возрос элемент случайности. Появились специализации игроков. Заметно возросла роль тренерских решений по ходу игры и, особенно, правильность и своевременность замен.

Смена интерпретации правил идет не от восприятия игры тренерами. Часто, приезжая на соревнования, тренеры узнают об изменении трактовки правил или об изменении самих правил и не готовы к этому. Особенно часто меняется интерпретация правил игры над сеткой.

Меняются приоритеты технических элементов волейбола. Скорость игры изменилась и постоянно растет. Изменились требования к скоростным качествам игроков. Увеличилась скорость подачи. Увеличилась скорость передачи, т.е. время от касания мяча связующим игроком до момента атаки, и этот отрезок времени постоянно уменьшается.

Когда мы говорим о возрастании скорости игры, мы не должны забывать и о скорости игры на блоке. Если скорость игры в атаке возрастает, то должна расти и скорость реакции блокирующих игроков.

Для тренера очень важно знать скоростные качества каждого волейболиста и, как следствие, его возможности в этом плане. И тренер не должен бояться требовать от игроков развивать эти качества, т.к. это может привести к улучшению индивидуальной и командной игры.

Наряду со скоростными качествами игроков важными являются их ростовые и физические данные. Но еще более важны его физические данные и общее физическое состояние. Физическую форму игроков можно постоянно улучшать с помощью различных средств:

Ø питания;

Ø физической подготовки;

Ø игровых упражнений и т.п.

Команда может сыграть удачно в короткий отрезок времени за счет использования игроков узкой специализации, но невозможно успешно провести матч или длительный турнир без универсальных игроков. И возможно, что команда сможет выиграть, если два доигровщика этой команды будут сильней доигровщиков команды противника.

Изменилась высота обработки мяча над сеткой, что тоже меняет характер игры.

В процессе круглогодичной тренировки тренер не должен забывать о средствах восстановления игроков. Сегодня тренеру очень сложно, но необходимо балансировать между хорошей физической формой игрока и опасностью, что тот, на пике своей готовности, может травмироваться.

В современном волейболе с командой работает целый штаб специалистов, и главный тренер должен уметь успешно ими управлять. Есть два аспекта, имеющие огромное значение:

Ø тренер должен играть роль своеобразного фильтра при обработке всей поступающей информации;

Ø тренер может столкнуться с проблемой, связанной с доступностью всей информации для игроков, что не всегда положительно сказывается на педагогическом аспекте подготовки команды.

В будущем ситуация с объективным объемом информации будет только ухудшиться, т.к. поток ее постоянно увеличивается. В спорте работает много специалистов науки, новых технологий, статистики, и очень важно определить, что предлагаемое ими может помочь делу, а что нет.

Современный тренер должен быть и менеджером, чтобы управлять командой помощников.

В успешных командах игроки играют для своего тренера. Но существует много примеров, когда главный тренер теряет контроль над командой, как раз, из-за большого количества людей, работающих с командой и общающихся с игроками.

В современном волейболе на уровне клубов и сборных команд существует много соревнований, и тренер должен умело варьировать составом в течение всего сезона. Наиболее успешными являются команды, которые не зависят от 6-7 игроков, а укомплектованы длинной скамейкой, и все замены и изменения в составе проходят безболезненно.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Состояние волейбола на современном этапе.

2.Тенденции, которые необходимо учитывать при планировании и проведении соревновательно-тренировочной деятельности высококвалифи-цированных волейболистов.

3. Роль тренера в управлении командой в процессе соревнований.

 

Лекция 13.Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
(на примере спринтерского бега)

 



2019-10-11 1106 Обсуждений (0)
Лекция 12. 6.7 Тенденции развития волейбола 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 12. 6.7 Тенденции развития волейбола

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)