Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика и организация отбора легкоатлетов



2019-10-11 2147 Обсуждений (0)
Методика и организация отбора легкоатлетов 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Особая роль в многолетней системе подготовки и достижении высоких спортивных результатов принадлежит отбору талантливых юных легкоатлетов и их спортивной ориентации. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить четыре этапа:

1) набор в группы начальной подготовки ДЮСШ;

2) отбор занимающихся в учебно-тренировочные группы: спринтерского бега, барьерного бега, бега на выносливость, ходьбы, прыжков, метаний, многоборий;

3) отбор для углубленной специализации в избранном виде легкой атлетики;

4) отбор в сборные команды.

В спортивной практике были выделены следующие критерии отбора, используемые во всех видах легкой атлетики:

Ø морфофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст);

Ø уровень физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

Ø координационные способности и способность к обучаемости сложным физическим упражнениям;

Ø уровень морально-волевых (психологических) качеств;

Ø состояние ведущих функциональных систем;

Ø генетические факторы.

Каждый из четырех выделенных этапов имеет свои особенности и продолжительность.

Для занятий в группах начальной подготовки обычно приглашаются все желающие. Опыт и научные исследования показали, что проведение отбора в группы начальной подготовки, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Только после 1,5–2,0 лет разносторонней предварительной подготовки начинает повышаться эффективность отбора. Поэтому отбор для занятий в учебно-тренировочные группы ДЮСШ и начальная подготовка юных спортсменов представляют собой единый, взаимосвязанный процесс.

В то же время с успехом можно прогнозировать развитие у ребенка 10-12 лет таких важных для достижения высоких результатов в отдельных видах легкой атлетики качеств, как рост взрослого человека и его физическая работоспособность. В последующем пубертатном периоде корреляция между этими показателями значительно снижается, а эффективность прогнозирования падает.

К концу этапа начальной подготовки при переводе занимающихся – детей 11-12 лет – в учебно-тренировочные группы начальной специализации необходимо учитывать уровень показателей в обязательных тестах, поскольку каждая специализация имеет свои индивидуальные особенности.

Главной задачей тренера и преподавателя в этот период является определение перспективности легкоатлетов для занятия спринтерским или барьерным бегом, бегом на выносливость, спортивной ходьбой, прыжками, метаниями, многоборьями. Анализ показателей тестов и контрольных упражнений, характеризующих разностороннюю физическую подготов-ленность, спортивные результаты занимающихся, темпы улучшения их показателей за 2-3 года, динамика морфологических и функциональных свойств по данным врачебно-педагогических исследований, а также интуиция тренера позволяют правильно прогнозировать направление начальной специализации юных легкоатлетов.

На этапе начальной специализации сохраняются некоторые общие тесты, имеющие связь с избранной группой видов легкой атлетики и содержащие уже специфические контрольные упражнения. К окончанию данного этапа точно определяется специализация легкоатлета. Главными критериями для этого становятся спортивные результаты, склонность самого атлета, а также динамика прироста показателей в тестах, контрольных упражнениях, морфологические и функциональные качества спортсмена. К концу этапа наиболее перспективные занимающиеся выполняют норматив I спортивного разряда.

На этапе углубленной специализации продолжается отбор перспективных легкоатлетов для дальнейшего совершенствования в отдельных видах легкой атлетики, комплектование различных сборных команд. На последнем этапе отбора спортсменов главным критерием становится уровень спортивных результатов молодых легкоатлетов и их стабильность.

Методы отбора и спортивной ориентации для занятий отдельными видами легкой атлетики имеют свои специфические особенности.

Материалы многолетних наблюдений показали, что способности, как интегральное проявление личности спортсмена, характеризуются индивидуальным комплексом морфофункциональных, двигательных и психических свойств, проявляющихся в диалектическом единстве. Эти способности, обусловленные генетическими факторами, воздействием воспитания и внешней среды, должен учитывать тренер, проводящий отбор юных легкоатлетов. Таким образом, система отбора всецело сочетается со структурой подготовки.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Классифицируйте и охарактеризуйте легкоатлетические упражнения.

2. Дайте характеристику скоростно-силовых видов легкой атлетики.

3. Дайте характеристику группы видов легкой атлетики с проявлением выносливости.

4. Каковы общие вопросы обучения легкоатлетическим упражнениям?

5. Каковы методы обучения легкоатлетическим упражнениям?

6. Какие ошибки возникают при обучении и каковы методы их исправления?

7. Каковы отличительные особенности тренировочного процесса легкоатлетов?

8. Каковы основные средства и методы подготовки в легкой атлетике?

9. Опишите виды подготовки легкоатлета (техническая, физическая, тактическая, морально-волевая, теоретическая).

10. Какова структура современной спортивной тренировки легкоатлета (макро-, мезо- и микроциклы)?

11. Каковы основные этапы подготовки высококвалифицированных спортсменов?

12. Как строится годичный цикл спортивной тренировки (охарактеризовать все три варианта)?

13. Какова методика организации отбора в легкой атлетике?

14. Каковы содержание и методы педагогического контроля?

 

Лекция 15. 7.6 Поэтапная подготовка легкоатлета
высокой квалификации

Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при настойчивых и рационально организованных тренировках спортсмена в течение ряда лет. Структура многолетних тренировок обусловливается многими факторами. В их числе:

Ø среднее количество лет регулярных тренировок, необходимое для достижения наивысших результатов;

Ø оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсмена и достигаются наивысшие результаты;

Ø индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его спортивного мастерства;

Ø возраст начала спортивных занятий, а также возраст, когда он приступил к специальным тренировкам.

Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные достижения.

Обычно выделяют три возрастные зоны спортивных успехов в процессе многолетней подготовки:

1) зона первых больших успехов;

2) зона оптимальных возможностей;

3) зона высоких результатов.

Обычно путь от новичка до мастера спорта международного класса занимает 8-10 лет. При этом надо учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни и режима тренировок могут быть и некоторые отклонения. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин.

Спринтеры и прыгуны проходят более короткий путь подготовки к вершинам мастерства, чем стайеры и ходоки. Способные спортсмены достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4-6 лет после начала занятий.

Рост спортивных результатов в спринтерском беге во многом зависит от эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах подготовки.

В исследованиях последних лет одним из рациональных способов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле признается подход, связанный с концентрацией, сосредоточением тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах. Такая форма организации тренировочного процесса предъявляет новые требования к построению мезоцикла, где необходимо рационально распределить по микроциклам объём тренировочной нагрузки при оптимальном объединении этих микроциклов в единую систему с учетом квалификации спортсменов и периода подготовки.

Процесс многолетней подготовки спринтера целесообразно условно разделить на этапы предварительной подготовки (подготовка к специализации), начальной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, этап спортивного совершенствования.

Этап предварительной подготовки. Данный этап начинается с 9-летнего возраста. Его продолжительность 3 года. Он осуществляется в секциях общеобразовательных школ и группах начальной подготовки ДЮСШ.

Основные задачи этапа: всестороннее физическое развитие детей, обучение их различным упражнениям, привитие интереса к спорту, легкой атлетике. Целый ряд исследований показал, что тренировка в младшем школьном возрасте – важный этап в многолетней подготовке спринтеров. Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений, высокий уровень развития быстроты, гибкости, координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей. При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются. Это особенно важно в отношении развития важнейшего для спринтера физического качества – быстроты.

Известно, что темп – один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) – не увеличивается уже начиная с 12-13-летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрированы у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9-12 лет целесообразно воспитывать быстроту преимущественно с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений, эстафеты (табл. 1).

На данном этапе подготовки игровой метод является главенствующим не только для развития скоростных качеств, но и для улучшения силовой подготовленности, координационных способностей и выносливости.

 

Таблица 1

Комплекс упражнений для развития скорости движений спринтера

Вид заданий Дозировка Методические указания
Бег в упоре с максимальной частотой шагов (на месте) 3-5 раз х 3-4 с Быстро, еще быстрее, «очень быстро», «как можно быстрее». Следить, чтобы бегуны не приседали, не опускали голову, не делали судорожных движений
Быстрые движения руками на месте, как в беге 3-5 раз х 3-4 с Те же
Бег на месте без упора с максимальной частотой 2-3 раза х 4-5 с Движение не должно переходить в судорожное топтание. Внимание на ритм
Бег с максимальной частотой, укороченными шагами, по меткам 2 х 10 м, 3-4 серии. Отдых между пробежками 2 мин, между сериями – 3-4 мин Следить за осанкой, работой рук, постановкой ноги на грунт
Бег с максимальной частотой через набивные мячи 12-15 мячей х 6-8 раз. Паузы отдыха 1,5-2 мин Не отклоняться назад. Бежать высоко
Продвижение вперед с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой 3 раза х 10-15 м. Паузы отдыха – 1,5-2 мин После окончания упражнения переходить в свободный бег 10 — 15 м
Подвижные игры типа «День и ночь» 12-13 повторений Сигнал дается при различных и. п.: стоя лицом, спиной друг к другу; лежа, выполняя прыжки и т. д.
Бег по лестнице с максимальной частотой 4-6 раз х 20-30 ступенек, отдых 2-3 мин Не делать судорожных движений
Повторное пробегание 8—10 м с ходу на максимальной скорости через 30 м легкого бега (2-3 раза х 8-10 м), 2-3 серии, между сериями отдых 3 мин Не сжимать челюсти, не сжимать пальцы в кулак
Включение в бег на максимальной скорости по сигналу Быстрый бег 5-6 м, затем бег трусцой, 3-4 повторения Включаться в бег на максимальной скорости, расслабляться в беге трусцой
Разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков Пауза отдыха между пробежками 3 мин Не терять контроль в беге и во время передачи эстафетной палочки

 

От тренера во многом зависит, чтобы подвижные игры помогали решать воспитательные задачи в единстве с образовательными. Для усиления положительного воздействия игры необходимо добиться проявления к ней интереса и активности занимающихся. И зачастую это определяется умением тренера подобрать и сочетать игры таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и подготовленности детей. Приступать к игре следует тогда, когда занимающиеся усвоят содержание и ход игры, ее правила, технические и тактические приемы. В ходе самой игры тренер должен уметь создавать условия, повышающие активность играющих или, напротив, снижающие ее. Естественно, что подвижные игры развивают все физические качества. Тем не менее, следует выделить преимущественную направленность одного или двух качеств.

На предварительном этапе подготовки в тренировку включаются упражнения, направленные на комплексное развитие физических качеств спортсмена (табл. 2).

Таблица 2

Годовые объемы основных тренировочных средств на этом этапе

Средства тренировки Объем
Бег с максимальной скоростью на отрезках до 60 м, км 5
Беговые упражнения, км 20
Прыжки, кол-во отталкиваний 1000
Стартовые упражнения, раз 300
Спортивные игры, ч 50
Подвижные игры, ч 150
Упражнения ОФП, ч 100
Упражнения из других видов легкой атлетики, ч 30
Кроссовый бег, км 50
Кол-во соревновательных стартов (эстафеты, подвижные игры, ОФП, раз 8-10

 

Выполнение юными спортсменами контрольных нормативов по завершении этапа предварительной спортивной подготовки позволит тренеру оценить предрасположенность к бегу на короткие дистанции (табл. 3).

 

Таблица 3

Контрольные нормативы и тесты для спринтеров 11-12 лет на подготовительном этапе

Тесты

Нормативы

Мальчики Девочки
Бег: 30 м с высокого старта, с 5,0-4,8 5,2-5,0
30 м с ходу, с 4,0-3,8 4,2-4,0
60 м с высокого старта, с 9,0-8,6 9,4-9,0
Прыжок в длину с места, см 210-230 190-210
Тройной прыжок с места, см 600-640 550-600

Этап начальной специализации. Начало этого этапа приходится на возраст занимающихся 12-13 лет и продолжается до 15-16 лет. Занятия, как правило, проводятся в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, СДЮШОР.

Основные цели этапа: обеспечить разностороннюю физическую подготовку, повысить общий уровень функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных навыков и умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства. На стадии базовой подготовки используется широкий круг тренировочных средств, но при их применении учитывается специфика спринтерского бега.

Для воспитания скоростных способностей не следует па этом этапе увлекаться бегом в стандартных условиях с максимальной скоростью. Напротив, большую пользу приносит бег в затрудненных условиях (по лестнице, в гору, по снегу, по песку) в чередовании с бегом в обычных условиях. Весьма эффективно также применение различных упражнений в изменяющихся ситуациях и формах, и в частности эстафетного бега. На этапе начальной специализации наряду с игровыми эстафетами следует начинать обучение и элементам «классической» эстафеты 4х100 м. Следует помнить, что скоростные упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а па быстроту выполнения. Максимально быстрое выполнение упражнения – главный путь воспитания быстроты. Продолжительность выполнения скоростных упражнений должна быть такой, чтобы не наступило утомление.

Как известно, важным условием при воспитании быстроты является оптимальное состояние возбудимости ЦНС, которое может быть достигнуто в том случае, если спортсмен не утомлен предшествующей деятельностью. Поэтому на занятиях скоростные упражнения надо применять сразу после разминки.

Благоприятные возможности для достижения максимальной эффективности специальных упражнений, развивающих быстроту, создаются при повторном методе занятий. Целесообразно выполнять упражнения комплекса в соревновательной и игровой формах.

Для воспитания спринтерских способностей могут успешно применяться разнообразные спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, борьба за мяч), требующие нестандартных проявлений быстроты в постоянно меняющихся ситуациях. Кроме того, должны применяться упражнения с набивными мячами (2-5 кг), с грифом штанги (2-3 серии по 5-10 повторений), прыжки через 6-10 барьеров высотой 40-50 см, прыжковые упражнения без отягощений и с небольшими отягощениями, прыжки в длину с укороченного разбега, упражнения с ядром и другие упражнения.

На этом этапе следует использовать бег на отрезках от 20 до 200 м с различной интенсивностью, а также специальные беговые упражнения. При этом следует помнить, что бег – одно из естественных движений человека и злоупотребление специальными упражнениями может вызвать нарушение основ правильной техники бега. Учитывая тот факт, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для овладения двигательными, навыками, необходимо создать запас разнообразных навыков и умений, с тем, чтобы успешно совершенствовать технику в зрелом возрасте. Поэтому нужно применять не только спринтерские упражнения, но и разнообразные упражнения из арсенала барьерного бега, прыжков в длину. Применение таких тренировочных средств не только способствует созданию школы движений, основ техники, но и развивает физические качества юных спортсменов (табл. 4).

 

Таблица 4

Средства скоростно-силовой подготовки бегунов на короткие дистанции

Вид занятий Дозировка Методические указания
Прыжки на месте 10-25 прыжков х 3-4 раза, отдых 1,5-2 мин Обращать внимание на упругий, быстрый отскок
Прыжки с продвижением вперед 20-15 м х 6- 8 раз, отдых 1,5-2 мин Ставить ногу на всю стопу загребающим движением, не наклоняться вперед, не напрягаться
Прыжки через набивные мячи 10-12 мячей х 6-8 раз, отдых 1,5-2 мин Не торопиться, выполнять прыжки ритмично
Прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперед 10-12 перепрыгиваний  4- 6 раз, отдых 1,5-2 мин Обратить внимание на движение рук
Опорный прыжок через козла 10-14 прыжков Стараться: а) устоять на ногах в момент приземления; б) пробежать быстро вперед
Бег по лестнице через две ступеньки 4-6 попыток с пробеганием 20 ступенек Не раскачиваться из стороны в сторону

 

Общеизвестно большое значение правильного обучения уже на начальных этапах овладения спортивной техникой. Однако следует помнить, что формированию двигательных навыков должна предшествовать работа, направленная на развитие физических качеств, которые проявляются в этих навыках. Именно поэтому не следует торопиться с обучением технике низкого старта. Вначале юные спортсмены должны научиться высокому старту, умению быстро стартовать с максимальной скоростью под разнообразные команды. Постепенно подбираются такие упражнения, применение которых создает благоприятные условия для овладения рациональной техникой, снижает вероятность появления ошибок, обусловленных недостаточным уровнем физической подготовленности. Например: старт с ходьбы или медленного бега, старт с опорой на одну руку, низкий старт с опорой рук на высоте 30—40 см от беговой дорожки. Для лучшего усвоения стартовые упражнения вначале выполняются без команд, а затем следует применять разнообразные сигналы-раздражители. Это поможет лучше концентрировать внимание бегунов, настраиваться на быстрый ответ движением.

Большую пользу для улучшения старта представляют прыжки в длину с места, броски ядра или набивного мяча снизу вверх и т.п., т. е. упражнения, в основе которых лежит способность к ускорению.

На данном этапе следует уделять большое внимание исправлению грубых ошибок в технике бега юных спортсменов (разведение бедер, выхлестывание голени, откидывание туловища, неправильная работа рук, закрепощенный бег).

В годы начальной специализации необходима особая тщательность в соблюдении меры напряженности тренировочных нагрузок, так как в это время происходит интенсивный рост и формирование организма, что связано с активизацией естественных пластических, энергетических и регуляторных процессов и само по себе является для организма своего рода нагрузкой. Преобладающей направленностью нагрузки за годы начальной специализации должно быть увеличение ее объема без форсирования общей интенсивности тренировки.

Программа соревнований на этом этапе должна отражать задачи тренировочного процесса и носить разносторонний, многоборный характер. Рекомендуются соревнования в прыжках в длину и тройным с места, десятикратном прыжке, прыжках в длину и в высоту с разбега, барьерном беге, беге 30 и 60 м (стартуя с высокого старта с опорой на одну руку и с низкого старта), беге 150, 200 и 300 м, эстафетном беге. При этом на различных соревнованиях следует изменять программу выступлений, включая в нее 3-5 видов. Очень важно регулярно и правильно вести дневник тренировки. Это поможет более сознательно юным спортсменам относиться к учебно-тренировочному процессу. Кроме 3-4-разовых занятий в секции, уроков физкультуры юные спортсмены должны получать от тренера индивидуальные домашние задания, которые они могут выполнять в утренней зарядке. Периодизация тренировочного процесса юных спринтеров обусловлена особенностями учебы в общеобразовательной школе (сроками начала и окончания занятий, продолжительностью каникул и т. д.), календарем соревнований (табл. 5).

 

Таблица 5

Структура годичного цикла подготовки бегунов на короткие дистанции на этапе начальной спортивной специализации

 

1-ый подготовительный период

Зимний соревновательный период

2-ой подготовительный период

Мезоциклы

Мезоциклы

ОФП

СФП ОФП СФП
Месяц

октябрь, ноябрь

декабрь

январь

февраль, март апрель, май
Кол-во недель

8

4

4

8 6-8

 

Весенне-летний соревновательный период

Тренировка в спортивном лагере

Осенний соревновательный период

Месяц

май, июнь

июль, август

сентябрь

Кол-во

недель

4-6

6-8

4

               

 

Таблица 6

Контрольные нормативы для спринтеров на этапе начальной спортивной специализации

Контрольные нормативы Юноши Девушки
Бег: 60 м, с 7,6-7,4 8,1-7,9
100 м, с 11,8-11,6 13,0-12,8
200 м, с 24,5-23,8 27,0-26,5
30 м с ходу, с 3,3-3,2 3,6-3,4
30 м с низкого старта, с 4,3-4,2 4,6-4,4
150 м, с 19,0-18,0 21,5-20,0
300 м, с 40,0-39,0 45,0-44,0
Прыжок в длину с места, м 2,5-2,65 2,2-2,4
Тройной прыжок с места, м 7,4-7,8 6,4-6,8
Десятерной прыжок с места, м 25-27 22-24

 

Таблица 7

Примерные годовые объемы основных тренировочных средств на этапе начальной специализации

Средства тренировки Объем
Кол-во тренировочных занятий в году 240-250
Бег до 80 м (91-100%) *, км 8-10
Бег свыше 80 м (91-100%), км 2-3
Бег свыше 80 м (80-90%), км 10-15
Бег свыше 80 м (менее 80%), км 20-22
Упражнения с отягощениями, т 60-80
Беговые упражнения, км 30-40
Старт и стартовые упражнения, раз 500-600
Спортивные и подвижные игры, ч 150-50
Кроссовый бег, км 80-120
Прыжки, кол-во отталкиваний 5000-6000
Упражнения ОФП, ч 120
Упражнения из других видов легкой атлетики, ч 80
Кол-во соревновательных стартов (легкоатлетические многоборья, спринтерские многоборья) 15-20

 

В табл. 6 представлены основные контрольные нормативы (тесты) спринтеров второго года обучения в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.

В табл. 7 даны примерные объемы основных тренировочных средств на этапе начальной спортивной специализации. Для контроля за ходом подготовки и своевременной коррекции тренировочных программ необходимо регулярно проводить тестирование юных спортсменов.

Этап углубленной специализации. Этот этап начинается с 15-16 лет и продолжается до 18-19 лет, постепенно переходя в этап высших спортивных достижений.

Тренировочный процесс приобретает все более выраженный специализированный характер. Удельный вес специальной подготовки – физической, технической, психологической – существенно увеличивается. Более значительно, чем на предыдущем этапе, повышается объем и интенсивность основных тренировочных средств. Причем это происходит не столько за счет общей подготовки, сколько благодаря преимущественному росту количества специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Существенно увеличивается соревновательная практика в спринтерском беге, и усиливается ее влияние на содержание и структуру тренировки.

С целью совершенствования физической и технической подготовленности спринтера необходимо шире разнообразить тренировочные средства, условия их выполнения и места проведения занятий. Следует помнить, что сужение средств и методов тренировки, чрезмерное увлечение на данном этапе бегом на максимальной скорости приводят к образованию двигательного стереотипа, стабилизации скорости бега, неизбежному застою и снижению спортивных достижений. Особую ценность представляют упражнения с оптимальными отягощениями, позволяющие при меньшей скорости формировать динамическую структуру, сходную со структурой бега с максимальной скоростью. Определено, что вес отягощений на поясе должен быть равен 2-4 кг, а для девушек – 2-3 кг. Использование при беге отягощений большего веса скажется уже в большей мере на развитии силовых возможностей.

Для силовой подготовки спринтеров может быть рекомендован и бег вверх по наклонной дорожке (4-8°), песку, снегу и другие упражнения.

Бег в облегченных условиях (вниз по наклонной дорожке, с использованием искусственной тяги и др.) особенно эффективен, так как помогает спортсмену превысить свою скорость и в многократных повторениях «запомнить» ее на новом уровне. Повторение «сверхбыстрого» упражнения вызывает новые ощущения большей частоты движений и скорости, которые бегун может затем перенести на выполнение бега в обычных условиях. При этом скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спринтер мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Бег в облегченных условиях, в частности бег по наклонной дорожке вниз (3-4°), развивает у бегуна способность использовать инерционные силы, совершенствует умение преодолевать большие усилия в опоре, характерные для бега спринтеров-мастеров, и может быть, кроме того, рекомендован для применения в качестве средства технической подготовки бегунов на короткие дистанции.

Упражнения, выполняемые в облегченных и затрудненных условиях, наибольший эффект приносят тогда, когда они чередуются с выполнением этих же упражнений в обычных условиях. Так, бег в облегченных условиях должен чередоваться с бегом в обычных и затрудненных условиях в соотношениях 1:1:2, 1:2:1, 2:1:1. Выполнение упражнений в затрудненных условиях должно чередоваться с выполнением этих же упражнений в обычных условиях в соотношениях 2:1 и 1:1. В подготовке бегунов на короткие дистанции необходимо также применять упражнения, вызывающие более длительное силовое воздействие на опорно-двигательный аппарат. К таким упражнениям относятся приседания, полуприседания и подскоки со штангой на плечах и т. п. Весьма эффективны упражнения типа «спрыгивание-выпрыгивание» (40-70 см), выполняемые с установкой на быстрое отталкивание и высокий отскок, а также прыжковые упражнения, выполняемые с высокой интенсивностью в обычных условиях и с отягощениями, которые как по мощности усилий, так и по производимой работе превышают показатели, получаемые при беге с максимальной скоростью.

На этапе углубленной специализации особое внимание начинают уделять силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на мышечные группы, определяющие результативность: в спринтерском беге – подошвенные сгибатели стопы, разгибатели и сгибатели голени, разгибатели и сгибатели бедра.

Отметим, что характер выполнения силовых упражнений меняется в зависимости от поставленных задач. Упражнения с большим отягощением (3-5 медленных повторений) способствуют развитию абсолютной силы мышц; отягощения, равные 40-50 % от максимального веса, а также резкое начало движения (8-10 раз в серии) – развитию взрывной и стартовой силы мышц; отягощение, составляющее 10-15 % от максимума, с повторным выполнением в темпе (15-20 раз) совершенствует специальную силовую выносливость бегунов.

Все тренировочные средства необходимо распределить в годичном цикле подготовки в соответствии с задачами, которые решаются на отдельных этапах, и применять их комплексно, дополняя друг друга. На данном этапе следует значительно больше внимания уделять не только выбору тренировочных средств, но и их количеству, длительности и чередованию упражнений с отдыхом. Так, экспериментальные исследования указывают, что наилучшими условиями для развития скорости бега является режим, при котором оптимальные интервалы отдыха позволяют каждое последующее упражнение (до определенного количества раз) и тренировочные занятия выполнять без снижения специальной работоспособности.

Оптимальным условием для данного режима в занятии является повторное выполнение упражнений в фазе замедленного снижения ЧСС – 105-115 уд/мин.

Средняя продолжительность времени отдыха между повторными пробеганиями отрезков от 20 до 60 м составляет 3-5 мин. Интенсивность выполнения упражнений околопредельная и максимальная. Объем такого бега в одном занятии не должен превышать 300-400 м. Оптимальное количество выполняемых упражнений, определяющее величину тренировочной нагрузки в тренировке, может быть в пределах: для 30-метровых отрезков – 8-10 раз (или по 5-6 раз в серии), для 60-метровых – 5-6 раз (или 3-4 раза в серии).

Наилучшими для развития скоростной выносливости условиями чередования упражнения и отдыха в тренировочном занятии является режим, при котором каждое последующее упражнение выполняется в стадии восстановления работоспособности. Оптимальным условием нахождения указанного режима является повторное выполнение упражнений в конце фазы быстрого снижения ЧСС (120-135 уд/мин). Средняя продолжительность времени отдыха при повторном пробегании отрезков 60 м – 2,5-3 мин, 100 м – 3-5 мин, 300 м – 6-18 мин.

Интенсивность пробегания отрезков зависит от длительности выполняемых упражнений и их количества. Оптимальное количество их в занятии может быть в пределах:

для отрезков 60 м – 7-12 раз (или по 4-6 раз в серии), для 100 м – 4-10 раз (или по 3- 5 раз в серии), для 300 м – 3-5 раз (или 2-3 раза в серии в подготовительном периоде и 1-2 раза в соревновательном). Общий метраж отрезков – 400-1200 м.

К 17-18 годам в результате многолетних наблюдений тренер должен составить достаточно точное представление о возможностях своего ученика, чертах его характера, переносимости нагрузок, уровне физической и технической подготовленности и т. д. На данном этапе (после 3-5 лет регулярных занятий) становится возможным определение преимущественной предрасположенности спортсменов к более узкой спринтерской специализации, хотя отдельные бегуны могут успешно выступать на обеих дистанциях.

Исследования выявили особенности, присущие бегунам, успешно выступающим в беге на 100 м и имеющим относительно слабые результаты в беге на 200 м: рост – средний и ниже среднего, вес – сравнительно большой для данного роста, высокая способность к ускорению, высокая максимальная частота шагов при средней или ниже средней длине шага, недостаточная способность поддерживать максимальную скорость бега. Для бегунов, успешно выступающих в беге на 200 м, характерен высокий рост, сравнительно малый вес, большая длина беговых шагов, высокая максимальная скорость и способность длительно поддерживать ее.

Экспериментально доказано, что преимущественная склонность бегунов на короткие дистанции может наиболее полно раскрыться лишь при использовании дифференцированной методики тренировки, которая определяет выбор характера тренировочных средств, их объема и интенсивности, а также общую структуру и направленность тренировочного процесса. Бегуны, предрасположенные к бегу на 100 м, должны больше внимания уделять стартовой подготовке, а из двух компонентов скорости бега – увеличению частоты беговых шагов. Для улучшения скоростно-силовой подготовленности необходимо применять большое количество прыжковых упражнений, главным образом различных прыжков с места, которые имеют высокую взаимосвязь со способностью к ускорению.

Бегуны с преимущественной склонностью к бегу на 200-400 м, больше внимания должны уделять воспитанию скоростной выносливости, совершенствованию техники свободного бега, увеличению длины беговых шагов без значительного снижения их частоты. В прыжковых упражнениях должны преобладать многократные прыжки с места и многоскоки с ноги на ногу на отрезках от 50 до 200 м, так как они имеют высокую корреляционную связь с показателями максимальной скорости и скоростной выносливости.

Дифференцированный подход к тренировке спринтеров не означает, что спортсмены со склонностью к бегу на 100 м должны выступать в соревнованиях лишь на 60 и 100 м.

Они, несомненно, должны стартовать и на дистанции 200 м, так как это поможет им улучшить специальные качества.

В то же время бегунам на 200 м необходимо не только стартовать в беге на 100 м, но и стремиться к показу наивысших достижений на обеих дистанциях.

Этап спортивного совершенствования. Данный этап проходит в группах высшего спортивного мастерства в СДЮШОР и ШВСМ (19 лет и старше). В зависимости от возраста начала специализации в спринтерском беге соответственно изменяется и возрастная зона показа наивысших достижений. Как правило, она колеблется в диапазоне 22-28 лет. Объем специализированных средств спринтера, выполняемых с высокой интенсивностью, возрастает, достигая на этом этапе индивидуального максимума. Отметим, что чем выше квалификация спринтеров, тем больше тренировочная нагрузка должна соответствовать соревновательной, тем строже должен соблюдаться принцип адекватности. Это приводит к повышению объема специальных тренировочных средств, выполняемых с высокой интенсивностью. Именно поэтому тренеру необходимо особенно тщательно регулировать соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Интенсификация тренировочного п



2019-10-11 2147 Обсуждений (0)
Методика и организация отбора легкоатлетов 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Методика и организация отбора легкоатлетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)