Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика спортивной гимнастики



2019-10-11 624 Обсуждений (0)
Характеристика спортивной гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как известно, гимнастика – одно из древнейших средств физического воспитания. Нелишне напомнить, что еще 120-130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования: фехтование, плавание, метание, единоборства и т.д.

Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Методические особенности органически взаимосвязаны и применяются в соответствии с основными задачами, решаемыми гимнастикой.

Особенно велико значение гимнастики в физическом воспитании детей и подростков. С помощью многообразных гимнастических упражнений наиболее успешно решаются задачи начального физического воспитания, когда создается основа для развития двигательных способностей.

Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера музыкального сопровождения занятий и внешних условий, в которых они проводятся.

Длительные занятия гимнастикой, как и любым другим видом деятельности, накладывает на занимающихся специфический отпечаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хорошо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в пространстве, целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения. Они более организованы, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректностью в общении с окружающими.

Лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, выправкой, красивой осанкой. Особенно важно то, что гимнастические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, живота, рук. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры позволяет не только выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слаженную деятельность органов сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.

Гимнастика помогает формировать многие прикладные навыки, так как учит правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, переносить тяжести, влезать по канату, шесту, лестницам. Среди средств гимнастики имеется много общеразвивающих упражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладевать перечисленными прикладными навыками.

Особая польза гимнастики заключается в том, что она помогает совершенствованию координационных способностей, т. е. способностей согла-совывать действия различных звеньев двигательного аппарата. Конечно, не только гимнастические, но и многие другие упражнения улучшают координацию движений человека, однако благодаря гимнастике эти задачи решаются наиболее четко и последовательно. Постепенное увеличение трудности различных двигательных задач, связанных с координацией движений, несомненно, содействует воспитанию способностей, необходимых для координации сложных движений, с которыми человек повседневно встречается в труде, в быту, на военной службе и, наконец, в спорте.

Такова гимнастика как предмет познания с учетом ее места в системе физического воспитания человека и его спортивной деятельности.

Спорт в наибольшей мере стимулирует физическое совершенствование. В процессе исторического развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных средств.

В последние 20-30 лет смысловое содержание гимнастики все более сужалось и сводилось в основном к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики.

Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, опорных прыжках, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне – наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение – совершенст-вование координации движений. Непременное условие успешного овладения этими упражнениями – всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития специальных двигательных способностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные особенности самих гимнастических снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений.

Спортивная гимнастика в ее высшей форме – это такая модель проявления способностей и возможностей человека, которая доступна немногим особо одаренным людям, социально и морально нацеленным на данный вид деятельности. То же можно сказать и о модели тренера, работающего в данном направлении. Именно такой подход к проблеме, типичной для современного спорта высших достижений, обусловливает напряженность процесса подготовки гимнастов высокого класса, диктует законы построения такой пирамиды, основание которой обеспечивало бы на ее вершине возможно большее количество истинных мастеров гимнастики.

Научно-методическое обоснование системы многолетней подготовки как целенаправленного управляемого процесса исходит из общей концепции.

Концепция многолетней подготовки гимнастов высокого класса базируется на единстве организационных, программно-методических основ, материально-технической оснащенности процесса и реализуется системным и комплексным использованием специфических средств и методов в сочетании с педагогическим и медико-биологическим контролем.

Концепция системы многолетней подготовки гимнастов высокого класса построена на принципах перспективности, этапности, программирования результатов.

Принцип перспективностипредполагает стремление к высшему мастерству как цели подготовки. Информативными показателями являются специфические для гимнастики сегодняшнего дня объективные критерии среднего возраста достижения наивысших спортивных результатов, возраст начала регулярных занятий, а, следовательно, продолжительность периода активных занятий спортивной гимнастикой. Процесс подготовки гимнастов высокой квалификации предполагает их многолетний путь от новичка до мастера спорта международного класса. Оптимальный срок достижения уровня высшего мастерства (мастера спорта) с момента начала систематических занятий составляет в среднем 7-9 лет.

Весь период гимнастической практики может быть гораздо продолжительней – до 15-20 лет, если считать все время, от начала занятий гимнастикой до завершения активной соревновательной деятельности.

Принцип перспективности предусматривает поиск и отбор наиболее одаренных гимнастов, исключение из программ подготовки упражнений, не имеющих продолжения и развития на этапах высшего мастерства.

Принцип этапностиподразумевает, что в единой системе многолетней подготовки, нацеленной на высшие результаты, выделяются отдельные этапы, что связано с возрастными и организационными особенностями освоения программного материала.

Многолетний тренировочный процесс следует рассматривать как единую систему подготовки, в которой новичками являются дети. Ранняя специализация предполагает учет существенных особенностей подготовки юных гимнастов в связи с их возрастом. Рассматривать систему их подготовки отдельно от общей системы подготовки гимнастов нецелесообразно. Специфика работы с новичками в первые годы предполагает выделение этапа начальной подготовки, содержание работы на котором ориентировано на детский возраст.

В школе гимнастики сложилась система поэтапного перехода спортсменов от начальных к более высоким ступеням мастерства.

Содержание учебных программ на начальном этапе должно обеспечивать базовую техническую подготовленность занимающихся, а далее – выполнение тестовых комбинаций, классифицируемых в разрядные категории.

Новый, более высокий, уровень развития гимнастики как вида спорта и соответственно новый уровень знаний определяют необходимость рассматривать ее как управляемую систему.

Цель управления подготовкой – получение нужных результатов в требуемое время. Действительно, если опираться на данные закономерностей развития вида спорта, использовать прогрессивные средства и методы подготовки, организационные формы, то можно с полным основанием избежать стихийного течения событий на пути движения спортсмена к высокому мастерству.

Важно подчеркнуть, что «малый» уровень управления, относящийся по масштабам к деятельности тренера, руководящего группой гимнастов в 3-5 человек, предполагает обязательное знание им «большого» механизма управления. Только в таком случае его работа будет перспективной и плодотворной.

Выделение отдельных этапов подготовки по признаку, прогрессивно усложняющихся главных задач обосновано педагогически и организационно.

В занятия гимнастикой вовлекаются дети (мальчики и девочки) с пяти-шестилетнего возраста. Более раннее начало занятий возможно, но по особой программе оздоровительно-развивающей гимнастики, относящейся к средствам физического воспитания детей дошкольного возраста.

Более позднее начало систематических занятий также допускается, но в этом случае занятия должны быть более интенсивными, что нежелательно в детском и подростковом возрасте.

Этап начальной подготовки. Начальный этап характерен применением самых разнообразных общеразвивающих упражнений для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата занимающихся. Постепенно вводятся элементы на точность и координацию движений. Юный гимнаст познает пространственные, временные и силовые характеристики движений. В соответствии с принятым в гимнастике стилем осваивает основные и промежуточные положения рук, ног, туловища, головы и движения ими, направления перемещения. Приобретает представления об амплитуде, быстроте, темпе и ритме телодвижений.

Основой программы являются упражнения общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), специальной двигательной подготовки (СДП) и специальной технической подготовки (СТП). К средствам ОФП относятся известные общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, метания, лазания. В задачу СДП входит целенаправленное развитие координации движений, овладение умениями выполнять точные по амплитуде, направлению, степени мышечных усилий действия динамического и статического характера (позы).

Близка к СДП по форме упражнений СТП. Основная задача СТП на начальном этапе сводится к овладению элементами гимнастической школы: осанка, в том числе в положениях виса и упора, стойке на руках; основные положения тела и способы их изменения в висе и упоре; фрагменты техники базовых элементов на снарядах; начальная хореографическая, акробатическая и батутная подготовка.

Программа для гимнастов на начальном этапе весьма обширна, однако она не замыкается на выполнение разрядных нормативов. Более целесообразно оценивать достижения детей контрольными нормативами, вытекающими из программы физической и технической подготовки.

В нашей стране наиболее отработан и дает ощутимые результаты путь подготовки гимнастов через детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и, особенно, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР). Но в начальном звене также широко практикуется работа в гимнастических секциях общеобразовательных школ.

Этап специализированной подготовки особенно важен в становлении гимнастов. Именно в эти годы формируются основные двигательные качества, осваивается очень большой объем специфических для вида спорта двигательных навыков (элементов и соединений), приобретается опыт участия в соревнованиях по разрядным комбинациям. Данный этап характерен углубленным освоением гимнастической школы. Базовые элементы формируются в базовые (учебные) комбинации, способствующие овладению техникой упражнений основных структурных групп во всех видах многоборья. На этом фоне создаются заготовки для будущих индивидуальных композиций – осваиваются отдельные более сложные элементы, как правило, построенные на развитии профилирующих навыков. За три-четыре года обучения на данном этапе занимающиеся становятся квалифицированными гимнастами-разрядниками.

Внутри этапа принято выделять два периода – начальной специализированной подготовки и углубленной специализированной подготовки. В период начальной специализированной подготовкиопытные тренеры предлагают своим подопечным не только материал классификационных программ, но и объемный материал, содержащий перспективные элементы, связки и соединения.

В период углубленной специализированной подготовки продолжается ограничение объема дополнительных средств (в основном за счет ОФП и элементов базовой подготовки). Логика такого подхода объясняется тем, что 11-12-летние девочки, освоив программу I разряда, имеют возможность в последующие 2-4 года стать кандидатами в мастера и мастерами спорта, включиться в подготовку к ответственным соревнованиям, ориентированным на перспективную программу очередной Олимпиады. У мальчиков это происходит позднее на 2 года.

Большой объем вновь осваиваемых элементов технической подготовки и упражнений СФП на данном этапе является критерием успеваемости гимнастов. Именно способность к обучению («скорость» обучения, «обучаемость») определяет наиболее одаренных из них. Педагогический контроль на этом этапе более целенаправлен, сосредоточен на выявлении перспективных спортсменов, которые в этом возрасте по всем спортивно-техническим показателям заметно опережают своих сверстников.

В период начальной специализированной подготовки, как правило, осуществляется отбор гимнастов в группы углубленной подготовки с более интенсивным тренировочным режимом – переход на несколько занятий в один день.

Тестирование проводится регулярно в форме выполнения контрольных нормативов технической и физической подготовки (текущие обследования), которые дополняются функциональными пробами и диспансерными обследованиями (этапные комплексные обследования и углубленные медицинские обследования.

При соответствующих условиях наиболее целесообразной формой организации подготовки является гимнастическая школа-интернат, где в режиме дня увязаны занятия гимнастикой, учеба по программе общеобразовательной школы, постоянное проживание. Такие интернаты хорошо зарекомендовали себя во многих государствах и в регионах нашей страны.

Этап специализированной подготовки завершается освоением программы кандидата в мастера спорта и даже мастера спорта, что более характерно для девушек, которые становятся мастерами спорта на 2–3 года раньше юношей.

Этап спортивного совершенствования характеризуется дальнейшим углублением специализированной подготовки, фактическим достижением нормативов, установленных для мастеров спорта. Данный этап сложный и трудоемкий для гимнастов, так как интенсивное наращивание тренировочных нагрузок совпадает с активной фазой полового созревания. От тренера требуется особое внимание, забота об учениках, учет их индивидуальных особенностей, чуткое к ним отношение.

Учебно-тренировочные группы уменьшают до 4-5 человек, что необходимо для индивидуализированной работы и повышения моторной плотности тренировки.

Акцентируется работа по произвольной программе. Осваиваются элементы и соединения повышенной сложности. На основе разученного материала составляются комбинации упражнений во всех видах многоборья и проверяются их варианты в соревнованиях. Именно на этом этапе создаются основы будущих композиций более совершенной произвольной программы. К перспективным гимнастам предъявляются повышенные требования. Наиболее подготовленные из них в составах юниорских и молодежных сборных команд участвуют в международных соревнованиях.

Этап высших спортивных достижений рассматривается относительно возможностей каждого гимнаста индивидуально. Ведь в спортивной карьере есть периоды наибольших успехов. У одних это лишь достижение уровня кандидата в мастера или мастера спорта, а у других – чемпионских званий самого высокого ранга.

Техническая и физическая подготовка тестируется разработанными для сборных команд нормативами. Информация об уровнях подготовленности гимнастов и гимнасток следует рассматривать как один из важнейших показателей эффективности тренировочного процесса.

Оценка технической подготовленности гимнастов и гимнасток – членов сборных команд всегда осуществляется в соответствии с действующими правилами соревнований. При этом предусматриваются три основных показателя во всех видах многоборья:

• содержание комбинаций – техническая оснащенность;

• уровень владения техникой упражнений;

• уровень надежности выполнения комбинаций.

Композиции упражнений во всех видах многоборья должны соответствовать специальным требованиям, которые превышают стандартный уровень правил соревнований. Управление подготовкой гимнастов на этом этапе более всего приближено к схеме управления подготовкой членов сборных команд страны. Тренеры, по существу, работают с каждым членом сборной команды индивидуально. Гимнасты много времени проводят на централизованных сборах, вне контактов с домом.

Напряженность подготовки возрастает. Пребывание в сборных командах, а отсюда и продолжительность этапа высших достижений в гимнастике, к сожалению, весьма невелика – в среднем 4-6 лет. Постепенно в кривой роста спортивных результатов наступает замедление. Мастерство гимнастов остается по-прежнему высоким, завоевываются определенные места в соревнованиях. Однако основным критерием роста достижений является обновление, модернизация произвольной программы в соответствии с повышающимися требованиями. И вот по этому признаку можно отметить приближение этапа завершения активной спортивной деятельности, если видно, что программа уже не обновляется, а эксплуатируется только известная, хорошо отработанная, еще приносящая успехи гимнасту.

Этап завершения карьеры в спортивной гимнастике наименее изучен. Слишком по-разному складывается судьба спортсменов после окончания выступлений в официальных соревнованиях. Очень важно для сохранения здоровья постепенное выведение организма из высоких нагрузок. Резкое прерывание активной тренировки так же отрицательно сказывается на состоянии здоровья, как и резкое их наращивание. Этап завершения бывает весьма болезненным периодом жизни молодых людей, посвятивших полтора десятка лет спартанскому режиму. Если иметь в виду его чисто гимнастическое содержание, то он наиболее индивидуализирован, что объясняется возможностями выбора дальнейшего пути и темпами отхода от интенсивной тренировки. Часто некоторые гимнасты еще пытаются выступать в соревнованиях, чтобы поддержать свой спортивный клуб. Но основная масса гимнастов, завершая спортивную карьеру, должна перейти на режим «поддерживающей» тренировки с занятиями 3-5 раз в неделю. Постепенно нагрузка снижается. Не исключены случаи перехода в другие виды спорта.

Взаимосвязь этапов подготовки. Рассмотрев вышеизложенное можно констатировать, что информативными показателями успешности хода многолетней подготовки и факторами учета на отдельных этапах являются:

1. На этапе начальной подготовки – результативность набора занимающихся, сохранность контингента и показатель отсева.

2. На этапе специализированной подготовки – количество освоенных и стабильно выполняемых элементов базовой технической и физической подготовки, динамика спортивных результатов – разрядность, степень обученности программе.

3. На этапе спортивного совершенствования – наличие произвольной программы, соответствующей модельным характеристикам для перспективных гимнастов-многоборцев.

4. На этапе высших достижений – спортивный результат, членство в составе сборных команд, соответствие произвольной программы специальным требованиям ФИЖ и национальной федерации к участникам ответственных соревнований в многоборье и в отдельных его видах.

Некоторые различия в возрастных показателях достижения результата у мужчин и женщин объясняются особенностями вида спорта, ранней специализацией и разными сроками полового созревания мужчин и женщин.

Если рассматривать спортивную подготовку гимнастов в виде графика то можно отметить, что единство элементов схемы спортивной подготовки гимнастов проявляется в наличии «линии прогресса» соединяющей все этапы подготовки и отражает графически рост сложности программы обучения, то есть объемного материала и программы соревновательной деятельности.

Кривая роста сложности программ неуклонно и круто идет вверх с каждым годом занятий. Наибольшего значения она достигает на этапе высших достижений. Затем отмечается своеобразный период стабилизации высших результатов и одновременно период «застоя», когда трудность индивидуальных программ уже не растет. На этапе завершения кривая с разной степенью крутизны идет книзу.

Тренеру, занятому подготовкой гимнастов высокой квалификации, нацеленных на участие в соревнованиях очередного олимпийского цикла, необходимо спланировать работу и использовать рычаги управления командой с учетом более короткого времени, чем «отпущено» на весь период многолетней гимнастической деятельности. В связи с этим управление подготовкой в условиях особого дефицита времени можно представить как цепочку взаимосвязанных блоков, часть из которых имеет информационную суть, а часть – организационно-методический и практический характер.

Уровень высших достижений немыслим без специально организованного научно-методического обеспечения. Организационной единицей этого процесса являются комплексные научные группы (КНГ), в состав которых входят специалисты различного профиля: тренеры, спортивные врачи, физиологи, психологи, биохимики, биомеханики.

Основной задачей КНГ является систематический комплексный контроль, цель которого заключается в оценке состояния гимнастов на основе определения уровня различных сторон подготовленности (физической, технической, психологической, функциональной).

Система комплексного контроля состоит из таких компонентов:

Ø углубленное комплексное обследование (УКО);

Ø тапное комплексное обследование (ЭКО);

Ø текущее обследование (ТО);

Ø обследование соревновательной деятельности (ОСД).

На основе результатов всех компонентов комплексного контроля определяется степень успешности деятельности гимнаста и тренера, рассогласование с планом, определяются пути исправления недостатков.

Таким образом, знание и учет особенностей содержания и организации работы на этапах подготовки позволяет более эффективно управлять процессом многолетней подготовки гимнастов.

Соревнования по спортивной гимнастике – неотъемлемая составная часть учебно-тренировочного процесса. Они являются основной формой проверки подготовленности занимающихся. Соревнования помогают наиболее точно и объективно подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: полугодие, учебный или календарный год.

По результатам соревнований определяют направление учебно-тренировочного процесса на будущее, вносят коррективы в методику учебно-тренировочной работы. На соревнованиях спортсмены и тренеры разных команд имеют возможность обмениваться опытом работы по овладению новыми сложными элементами, знакомиться с отдельными проблемными вопросами современной учебно-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальнейшим развитием гимнастического движения. Все это повышает общий теоретический, методический и практический уровень тренеров и спортсменов. Кроме того, соревнования по спортивной гимнастике – убедительное средство наглядной агитации.

В настоящее время сложились мужское гимнастическое многоборье (вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, опорный прыжок) и женское (вольные упражнения, брусья разной высоты, бревно, опорный прыжок). Кроме обязательной программы спортсмены высших разрядов выполняют еще и произвольную программу. Она составляется участниками совместно с тренерами и в соответствии с требованиями, разработанными организацией, проводящей соревнования.

Передвижения и действия гимнастов, судей и других лиц должны происходить в соответствии с заранее намеченным церемониалом. Для четкого и торжественного проведения соревнований разрабатывается постановочный план, в котором указывается, когда и что делают соответствующие лица, каково музыкальное сопровождение, что говорит диктор и т.д.

Характерными особенностями соревнований по гимнастике являются методика судейства и система оценки исполнения комбинаций. В отличие от других видов спорта, где оценка выступления может основываться на объективных критериях, в гимнастике процесс оценки усложняется тем, что он носит субъективный характер. Судья должен дать оценку качеству выполнения упражнения, красоте, элегантности и сложности комбинации. Все это накладывает на судей особую ответственность в знании правил и групп трудностей элементов и соединений.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Гимнастика в отечественной системе физического воспитания.

2 Принципы перспективности, этапности, программирования результатов – как основа системы многолетней подготовки гимнастов высокого класса.

3. Характеристика комплексного контроля в спортивной гимнастике.

4. Судейство соревнований по спортивной гимнастике.

 



2019-10-11 624 Обсуждений (0)
Характеристика спортивной гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика спортивной гимнастики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)