Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая подготовка как фактор повышения соревновательной надежности гимнастов



2019-10-11 399 Обсуждений (0)
Психологическая подготовка как фактор повышения соревновательной надежности гимнастов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под соревновательной надежностью спортсмена следует понимать безотказную, безошибочную деятельность в условиях соревнований, соответствующую по результативности предшествующей тренировочной деятельности. Все случаи снижения результативности в условиях соревнований следует рассматривать как отказы в работе, характеризующие ненадежную деятельность спортсмена.

Такое понимание надежности позволяет отличать это понятие от «устойчивости» (стабильности) деятельности. Устойчивость нужно рассматривать как одну из предпосылок надежности, то есть способности выполнять безотказно работу в усложненных условиях соревнований.

Проблема соревновательной надежности чрезвычайно важна в спортивной гимнастике, прежде всего, в силу выраженности психологического фактора. Изучение надежности следует начинать с выяснения основных причин ненадежной деятельности спортсмена. Для этого тренеру необходимо вести учет всех неудачных соревновательных действий. Затем по определенной схеме производится психологический анализ каждой неудачи: вскрываются особенности переживаний спортсмена перед соревнованием, в процессе соревнований, непосредственно перед выполнением неудачной попытки, особенности психической регуляции в процессе выполнения упражнений и т. д. На основе результатов опроса гимнастов и собственных наблюдений тренера в процессе хода соревнований делается заключение о характере и причинах неудачи.

Результаты психологического анализа неудач в соревнованиях следует заносить в специальную карту, являющуюся рабочим документом тренера. Каждый случай важно анализировать с позиций психологии надежности. Тренеру следует выяснить, была ли данная неудачная попытка случайной или закономерной. При этом нужно исходить из понимания случайного или маловероятного, непредвиденного, но причинно обусловленного.

Систематическое проведение анализа неудач позволяет вскрывать наиболее характерные их причины и, соответственно, разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия по повышению соревновательной надежности гимнастов и гимнасток.

В процессе подготовки к соревнованиям и во время участия в них гимнастам приходится преодолевать объективные и субъективные трудности. Эти трудности могут быть известны заранее (необходимость изучить новый элемент, перенести большую нагрузку, выступить перед зрителями и т. п.), а могут быть и неожиданными (получение травмы, неудача при выполнении комбинации, шум в зале, нарушение распорядка соревнований и т. п.). Трудности могут быть связаны с выполнением многообразных, сложных по координации элементов и соединений, а также с необходимостью выполнять комбинации шести видов гимнастического многоборья на оценку, предварительно повторяя разминку и подготавливаясь к вызову.

Изменить реакции спортсменов на воздействия, связанные с обстановкой тренировок и соревнований, можно систематической психологической подготовкой, направленной на формирование устойчивой психики гимнастов.

Наряду с технической и физической подготовкой создание психологической подготовки обеспечивает готовность гимнаста к выступлению. Многие специалисты характеризуют это состояние, определяя различные стороны проявления личности, из которых необходимо выделить уверенность в своих силах, стремление активно бороться до конца за достижение намеченной цели, наличие оптимального уровня эмоционального возбуждения, способность управлять своими действиями и поведением в напряженной атмосфере соревнований.

Состояние психической готовности формируется в процессе психологической подготовки к каждому соревнованию.

За несколько дней до соревнований гимнасты еще раз уточняют условия предстоящих выступлений, время их проведения, состав команд, уровень подготовки будущих противников, оценивают свои технические возможности, стараются предугадать трудности и пути их преодоления.

Вместе с тренером они определяют цель участия в соревнованиях, намечают примерные оценки и сумму баллов, которую нужно набрать в данных соревнованиях. В то же время в процессе соревнований о баллах думать не нужно. Основная цель участия в соревнованиях заключается в том, чтобы выполнить упражнения всех видов гимнастического многоборья от начала до конца на хорошем техническом уровне.

Создание чувства уверенности в успешном выступлении формируется на основе всей подготовки гимнаста и фактических данных о его технической подготовленности. В частности, перед соревнованиями целесообразно просмотреть с тренером все оценки за выполнение комбинаций в целом. Известно, что количество повторений упражнений у мастеров велико, и тренер, который записывает оценки в процессе тренировки, может, изучив их, убедить ученика в том, что тот должен выступить уверенно.

Адаптироваться к условиям соревнований помогает опробование снарядов, проводимое накануне выступления. В день опробования снарядов гимнаст должен провести опробование и специальную разминку, проверить эмоциональное состояние, продумать комбинации на снарядах перед подходом и сконцентрировать свое внимание на их выполнении.

После опробования снарядов тренер проводит краткое совещание (не «накачку»), разбирает тренировку, подбадривает учеников, советует, как провести оставшееся время, напоминает, когда явиться в зал и т. п.

В день выступления режим дня не должен отличаться от обычного. Лежать долго в этот день не следует, чтобы излишне не расслабляться. Лучше выполнить какие-либо домашние дела, погулять. Опыт показал, что длительное сидение в кино, за книгой, излишнее лежание нарушают общий тонус и не способствуют настройке.

В помещение для соревнований гимнасты приходят за час, переодеваются, проводят короткую разминку в составе команды, а затем каждый разогревается по установленной для него схеме. На участников, выступающих в ранних сменах, отвлекаться не следует.

Эмоциональное напряжение, неизбежно возникшее перед стартом, может повлиять на результат отрицательно или положительно. Поэтому важно воспитать у гимнастов умение определять свое психическое состояние в процессе тренировочных занятий и соревнований. Психическое состояние можно проверять путем подсчета пульса и сравнения его с данными перед другими соревнованиями.

Приемы регулирования неблагоприятных психических состояний должны быть известны гимнастам. К ним относятся: задержка эмоций (раздражения, чрезмерной возбудимости), постоянный контроль за своим поведением и мимикой, преднамеренное изменение хода мыслей (отвлечение от мыслей о соревновании), упражнения в глубоком дыхании.

Заслуживает серьезного внимания аутогенная, или психорегулирующая, тренировка, основой которой является самовнушение, произвольное регулирование деятельности некоторых функций организма, мышечного тонуса и психического состояния.

Во время соревнований, продолжающихся до трех и более часов, большое значение имеет правильная настройка на выступление. Она не включает в себя определение будущей оценки, а предполагает глубокое и сосредоточенное продумывание техники движений, а также концентрацию внимания перед подходом к снаряду.

В промежутках между подходами рекомендуется отвлечься от мысли о соревновании. Нецелесообразно много смотреть на гимнастов, выполняющих упражнения, так как их действия могут навязать ненужный ритм движений.

Действия тренера в процессе соревнований, его слова, жесты, внешний вид, оценка выступления много значат для ученика. Волевой и опытный тренер всегда обязан быть уравновешенным, сдержанным, следить за своим выражением лица, повышать у занимающихся чувство уверенности в своих силах. Он должен предвидеть ход борьбы. Неблагоприятное воздействие на учеников может оказать неудачная попытка, травма, «пристрастие» судей, длительное совещание бригад, падение товарища по команде, шум зрителей и т. п. Конечно, трудно предугадать все случаи, но все же можно заранее подумать о специальных контрмерах, так как подобные явления вызывают чувство неуверенности и растерянности. Чтобы преодолеть такие трудности, тренеру следует подавлять неблагоприятные эмоции (гнев, возмущение, слезы), контролировать свое поведение, следить за мимикой, применять методы внушения (судьи судят всех одинаково, срыв был случайным, зрители довольны).

Указания тренеров должны быть четкими, краткими и ясными, не вызывающими сомнения, а тон разговоров – оптимистическим.

В трудные минуты тренер поддерживает гимнаста, закрепляет положительные эмоции, успокаивает его, убеждает: «Ты получил низкую оценку, но это не дает тебе права расслабляться, так как борьба не закончилась, ты выступаешь за команду, а не только за себя».

Вся подготовка гимнаста направлена на участие в соревнованиях, и поэтому вопросы управления психическим состоянием спортсменов должны решаться с учетом всех возможных обстоятельств, складывающихся во время выступлений.

В заключение следует остановиться на мероприятиях, направленных на организацию внимания гимнастов перед исполнением гимнастического упражнения:

1) в каждом виде многоборья тренер должен ставить перед гимнастом определенную двигательную задачу и перед каждой попыткой уточнять ее;

2) до подхода к снаряду гимнаст обязан осознать, продумать, проговорить то, на что нужно обратить внимание в данном упражнении;

3) подойдя к снаряду, гимнаст должен отвлечься от окружающего и сосредоточить внимание на первом элементе (представить его), после этого необходимо переключить внимание на мышцы (нет ли ненужного напряжения);

4) начав движения, гимнасту важно последовательно переносить внимание на каждый последующий элемент. Отрицательно сказываются на выступлении концентрация сознания на сложном элементе, ожидание его исполнения и некоторое облегчение после его выполнения. Как раз в этот момент гимнаст часто допускает значительные ошибки;

5) после исполнения комбинации гимнаст должен сам оценить выполнение поставленной задачи и только после этого выслушать сообщение тренера.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Психологическая подготовка гимнастов высокой квалификации.

2. Соревновательная надежность в спортивной гимнастике.

 



2019-10-11 399 Обсуждений (0)
Психологическая подготовка как фактор повышения соревновательной надежности гимнастов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая подготовка как фактор повышения соревновательной надежности гимнастов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)