Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 18. 8.2 Специфические особенности тренировочной и соревновательной деятельности в спортивной гимнастик е



2019-10-11 1090 Обсуждений (0)
Лекция 18. 8.2 Специфические особенности тренировочной и соревновательной деятельности в спортивной гимнастик е 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Гимнастике свойственно неисчерпаемое многообразие всевозможных упражнений. Процесс поиска новых элементов нескончаем. Какого бы совершенства ни достигла гимнастика, постоянно происходит обновление ее программы, разучиваются все новые и новые упражнения. В подготовительном периоде, когда формируется костяк будущих комбинаций, разучиванию новых движений посвящаются порой целые тренировочные занятия. Подобные занятия характеризуются не столько большим объемом физической нагрузки, сколько повышенным напряжением координационных и психических функции занимающихся.

Легкость, изящество, безупречная техника – только при таком исполнении можно рассчитывать на высокую оценку. Для закрепления и совершенствования освоенных двигательных действий используются тренировочные занятия, в которых осуществляется шлифовка отдельных упражнений, происходят индивидуализация техники, соединение элементов в комбинации и отработка этих комбинаций.

Спортивная гимнастика – это вид спорта со стереотипными движениями, способствующими физическому развитию учащихся и совершенствованию их двигательных способностей.

Основываясь на этом, выделим специфические особенности гимнастических упражнений.

1. Возможность разносторонне воздействовать на организм занимающихся. Веками накопленные упражнения использовались для достижения самых многообразных целей. Например: укрепить мышцы плечевого пояса; сформировать умение преодолевать препятствия; сформировать физиологически оправданное положение тела при ходьбе, беге, прыжках и т.д. Эту особенность гимнастических упражнений очень важно учитывать при занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста или на первых этапах спортивной подготовки, когда закладывается фундамент для развития двигательной деятельности.

Обеспечивая разностороннее воздействие упражнений на организм занимающихся, учитель либо использует ранее созданные упражнения, либо создает новые. Важно грамотно осуществлять подбор упражнений для конкретной задачи (цели), осознавать особенности возраста занимающихся, их уровень двигательной подготовленности, мотивацию, потребность.

2. Наряду с возможностью разносторонне воздействовать на организм гимнастические упражнения имеют свойство избирательного воздействия. Эти особенности логически связаны — можно создавать упражнения, как обеспечивающие разносторонность воздействия, так и для узкого (целенаправленного) воздействия в соответствии с поставленной задачей. Например, развивая мышечные группы сгибателей и разгибателей тела (разносторонне воздействуя), акцентировать внимание на развитии трапециевидной мышцы.

Эта особенность широко используется при решении задач общей физической подготовки спортсменов или в лечебной гимнастике для восстановления утерянных функций мышц или суставов.

3. Гимнастические упражнения, как искусственно созданные, выполняются в специфических условиях при обязательном сохранении заданных положений всего тела либо его частей. Эта особенность выражается в стилизации движений, а гимнастические упражнения называются стилизо-ванными. Стилизация выражена в определенной осанке, прямых ногах, оттянутых носках и т.д. Гимнастический стиль трудно формируется. Для его освоения используются специальные упражнения, которые принято называть хореографическими.

4. Гимнастические упражнения являются строго регламентированными, т.е. выполняются по разработанным правилам. Являясь искусственно созданными упражнениями, они требуют хоро­шего знания техники и точного выполнения движений. Например, кувырок получится, если, приседая, поставить руки подальше, выпрямляя ноги и наклоняя голову, перейти на лопатки, а затем, группируясь, подтянуть голень к себе и встать.

Выполнение гимнастических упражнений требует определенных условий. Процесс обучения таким упражнениям особо регламентирован — упражнения выполняются одним человеком или небольшими группами. Занятия гимнастикой требуют четкой, продуманной организации.

5. Гимнастические упражнения отличаются наличием элемента риска (являются рискованными). Эта особенность обязывает преподавателя тщательно готовиться к занятиям, продумывая последовательность изучения упражнений, подготовку мест занятий и т.д. Особое внимание на занятиях придается технике безопасности, грамотному использованию физической помощи и страховки.

6. По сравнению с другими гимнастические упражнения дают большую возможность регулировать нагрузку. Регулирование нагрузки при выполнении гимнастических упражнений возможно не только за счет количества повторений, изменения длительности пауз и других типичных способов. Характерными особенностями для гимнастики являются применение различных вариантов соединений и комбинаций, изменение исходных и конечных положений, использование отягощений, изменение высоты снарядов и др.

7. Использование одних и тех же (по двигательной основе) гимнастических упражнений для решения различных задач физического воспитания – еще одна особенность. Так, перемещения по бревну можно использовать и для выработки осанки, и для развития чувства равновесия, и для воспитания смелости; прыжки можно использовать и для развития прыгучести, и для укрепления мышц стопы, и для изучения техники отталкивания.

8. Культурная ценность гимнастических упражнений заключается в эстетическом восприятии и в эстетическом воздействии их на занимающихся.

9.Это позволяет нам выделить еще одну особенность гимнастических упражнений – эффективность эстетического воспитания. Точность и рациональность движений, широкая их амплитуда, грациозность и пластичность, использование музыки и танцевальных ритмов формируют умение оценивать красоту, вызывают чувство наслаждения от выполнения упражнений.

Современными исследованиями установлено, что спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный характер и строго сочетаться с соревновательной деятельностью спортсменов. Кроме того, отмечается необходимость глубокой индивидуализации как подготовки спортсменов, так и учета результативности соревновательной деятельности в целом и каждого компонента ее в отдельности.

Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в гимнастике связаны с рядом факторов:

1. Большие межсоревновательные интервалы, во-первых, поднимают значимость соревнований (поскольку их мало), а во-вторых, затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений.

2. Многостартовость соревнований (8-16 стартов у женщин, 12-24 у мужчин в течение 2-5 дней), прямо влекущая за собой многосторонность стартовых состояний, имеет и косвенные последствия: психическое утомление, чувство психической напряженности при отсутствии достаточного расслабления после очередного старта.

3. В связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжением, а также при выступлении в непривычном зале, на «необъезженных» снарядах, двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным и потому не только недостаточно информативным, но и вносящим дезинформацию – это не может не повысить эмоциональную напряженность гимнаста или гимнастки.

4. Удачи и неудачи в гимнастике носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, так как, во-первых, они зависят не от противников и партнеров, а только от самого спортсмена, во-вторых, «вес» даже серьезных ошибок часто сравнительно невелик, последствия в большинстве случаев не являются решающими в определении спортивных результатов данных соревнований, поскольку многостартовость и простое суммирование результатов всех стартов позволяют поправить положение дел.

5. Специфика спортивной борьбы в гимнастике заключается, как уже было отмечено, в отсутствии непосредственной прямой борьбы с противником, опосредованности этой борьбы оценкой и некоторыми другими факторами. Большое психологическое давление оказывает и единственность попытки, повышающая вес результата.

Говоря о волевом факторе, ограничимся упоминанием его основных компонентов. Особенности эмоционального регулирования на гимнастических соревнованиях связаны как с уже упоминавшейся многостартовостью, так и с довольно большой продолжительностью смены (1,5-2,5 час.). Особенности реализации психологических установок определяются как особенностями двигательной деятельности, так и спецификой регламента соревнований; как почти постоянной близостью тренера и возможностью его контроля и помощи, так и необходимостью во время соревнований решать все самостоятельно. Особенности психологической настройки – следствие специфики двигательной деятельности гимнастов и тактики борьбы. К особенностям управления вниманием относятся задача длительного сохранения высокого уровня его напряжения, сложность его целесообразного распределения и перераспре-деления, борьба с провалами внимания, задача рационального его сужения и т.д.

Следует сказать об особенностях управления этическим поведением хотя бы уже потому, что поведение гимнастов на соревнованиях может служить хорошим примером для представителей других видов спорта, а также потому, что поведение на соревнованиях в гимнастическом коллективе, на людях, когда нервы напряжены, когда личные интересы нередко вступают в противоречие с интересами других, когда возникает необходимость правильно реагировать на эмоционально сложные ситуации, имеет большое значение.

Тренировка в гимнастике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности, но проявляющихся в соответствии со спецификой данного вида спорта: принцип специализации и направленности к высшим достижениям; принцип единства общей и специальной подготовки; принцип непрерывности; принцип единства постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам; принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок; принцип цикличности тренировочного процесса.

Принцип специализации и направленности к высшим достижениям предполагает постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда. Поэтому тренировка гимнаста должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. Каждому этапу подготовки соответствует свой механизм, проявляющийся в трудности осваиваемых упражнений и объеме нагрузок.

Принцип единства общей и специальной подготовки реализуется как сочетание педагогических воздействий, обеспечивающих целостность процесса воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма средствами гимнастики. Важным методическим вопросом является определение баланса средств общей и специальной подготовки на разных этапах становления мастерства гимнастов.

Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости круглогодичной и многолетней тренировки. В гимнастике особенно важно соблюдать этот принцип, так как образование двигательных навыков требует постоянного повторения, а накопление двигательного багажа – систематичности. Непрерывные занятия – основа, на которой можно строить планы овладения новыми упражнениями и увеличения нагрузок. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности как результат приспособления организма к нагрузкам.

Принцип постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам логически связан с предыдущим. Сама по себе непрерывность занятий не обеспечит высоких результатов. На этом фоне необходимо постепенно наращивать нагрузки: овладевать все более трудными упражнениями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. На биологической закономерности восстановления и восполнения затрат с выходом на новый, более высокий уровень функциональных возможностей организма и построена тренировка с повышением нагрузок. Максимальные тренировочные объемы возможны и целесообразны только при систематическом наращивании тренированности в диапазоне оптимальных для каждого гимнаста нагрузок. Как правило, ударная нагрузка должна превышать в 1,5-2 раза показатели основной тренировочной работы по количеству выполняемых комбинаций.

Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок учитывает одну из особенностей организма – взаимодействие процессов утомления и восстановления, и обусловлен ритмом физиологических процессов. Многочисленные исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике тренировочных нагрузок, а именно волнообразность, и их периодическое повышение и снижение, как в длительных отрезках времени, так и в течение тренировочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать большие волны, охватывающие несколько этапов подготовки и выражающие общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени; средние волны, суммирующие нагрузку нескольких микроциклов; малые волны, характеризующие нагрузку нескольких занятий.

Принцип цикличности тренировочного процесса диктуется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня тренированности. На тренировочных занятиях гимнасты повторяют упражнения всех видов многоборья. Каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, замкнутый кругом задач, типичных для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней в рамках календарной недели образуют микроцикл тренировки, несколько микроциклов в свою очередь образуют более крупные циклы. Такая сменяемость различных циклов тре-нировки не предполагает их замкнутости и изолированности. Для характеристики структуры всего процесса тренировки больше подходит модель развития по спирали, как более точно отражающая его динамику.

Суммируя все сказанное, необходимо подчеркнуть единство всех принципов, которое вытекает из сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу.

Единство процесса воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма обусловливает единство дидактических принципов и принципов тренировки. Согласно этим принципам строится и одно занятие, и многолетний процесс тренировки. Ими следует руководствоваться в работе с начинающими и с гимнастами высокой квалификации.

Современные достижения в спортивной гимнастике стали возможными вследствие овладения спортсменами техникой исполнения самых сложных упражнений, требующих длительной и напряженной учебно-тренировочной работы. Известно, что для изучения сложной комбинации спортсмен должен иметь соответствующую силу, гибкость, выносливость, обладать умением координировать движения, хорошо ориентироваться в пространственных и временных параметрах движений.

Перечисленные основные физические качества обеспечивают все многообразие решения двигательных задач. Эти качества нужны для формирования и совершенствования двигательного навыка и могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Чем сложнее двигательные навыки, тем большие требования предъявляются к развитию силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Одна из наиболее характерных сторон процесса тренировки гимнаста – постоянное, систематическое освоение новых гимнастических упражнений. Главная задача технической подготовки гимнастов – обучение их конкретным упражнениям, формирование конкретных двигательных навыков.

Понятие «техническая подготовка» в его широком смысле включает в себя две связанные, но различные категории. Первая из них – техническая подготовка как процесс. Она охватывает все организационно-методические моменты, связанные с обучением и достижением определенного, в том числе планируемого, уровня спортивно-технического мастерства. Именно в этой своей части понятие технической подготовки действительно сливается с обычными представлениями о процессе обучения в тренировке. Все методы воздействия на занимающихся, так или иначе приводящие к становлению нужного двигательного навыка, могут рассматриваться и как методы технической подготовки.

Вторая категория – техническая подготовка как состояние гимнастов (техническая подготовленность). Под технической подготовленностью следует подразумевать совокупность необходимых (программных) или фактически приобретенных в процессе занятий двигательных навыков, а также уровень владения ими, т.е. техническая подготовленность – это не только то, что умеет делать гимнаст, но и как он это делает.

Сложность технической подготовки состоит в том, что гимнасту приходится овладевать не одним упражнением, а множеством разнообразных упражнений разной трудности и двигательной структуры. Поэтому техническая подготовка в спортивной гимнастике – это сложный, длительный процесс, который начинается на этапе начальной подготовки и не прекращается на протяжении всей спортивной жизни. Задача технической подготовки заключается в прочном закреплении техники спортивных действий, в достижении стабильности и вариативности исполнения в условиях соревнования. Основным средством технической подготовки являются соревновательные упражнения. В тренировочном процессе гимнастов техническая подготовка занимает 75-80% общего времени.

Современную технику гимнастических упражнений характеризуют такие черты:

1) ярко выраженный современный стиль выполнения упражнений (владение сложными и высокими акробатическими прыжками, демонстрация пластики, гибкости, силы);

2) максимальная амплитуда движений (увеличение амплитуды движений повышает не только зрелищный эффект, но и технический уровень трудности исполняемого элемента);

3) совершенное владение техникой базовых элементов (это основа для овладения современными сложными и сверхсложными комбинациями);

4) перспективность техники (перспективна та техника, на базе которой возможно дальнейшее усложнение и совершенствование элементов).

Тактическое мастерство гимнаста теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом. Тактика в спортивной гимнастике не имеет большого значения, такого, как, скажем, в спортивных играх. Однако сложились тактические правила и приемы, которые применяются в зависимости от условий и обстановки соревнований. К правилам относятся заранее известные установки, используемые для достижения победы в состязаниях, к приемам – различные варианты решения задач, возникающих в ходе соревнований. Необходимо обучать гимнастов применению тактических правил и приемов.

Как уже было сказано, в спортивной гимнастике успешность соревновательной деятельности в меньшей мере зависит от тактической подготовленности, нежели от технической и физической. Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает. Внимательное отношение гимнастов и тренеров к элементам тактики соревнований положительно сказывается на их спортивных успехах.

Большинство относится к соревновательному периоду, где условия занятий относительно стабильны и приближены к модели соревновательной деятельности. Здесь оценка технического уровня подготовленности гимнастов и исполнительского мастерства в упражнениях отдельных видов многоборья позволяет достаточно точно спланировать подготовку гимнаста и подвести его к соревновательной деятельности.

Что же касается подготовительного периода, на протяжении которого закладывается база будущих спортивных достижений, то условия для управления тренировочной работой гимнастов здесь гораздо сложнее. Это обусловлено большой изменчивостью структурных элементов подготовки, решением значительного круга разнообразного рода задач на тренировочном занятии (изучение новых упражнений и совершенствование освоенных, составление новых связок и соединений, развитие физических и специальных двигательных качеств и т.п.).

Решение каждой задачи требует оптимальных условий. Чтобы их определить, необходимо учесть значительное число параметров. Особую роль здесь играет функциональное состояние спортсмена, которое может меняться в каждый конкретный момент тренировочной работы. При этом большинство гимнастических упражнений отличаются одно от другого физической и психологической напряженностью, координационной сложностью, условиями выполнения.

Поэтому оперативное состояние гимнаста довольно изменчиво. В связи с этим необходимо найти существенные взаимосвязи различных параметров тренировочного процесса, указывающие оптимальный путь в решении конкретной задачи подготовки гимнаста.

Наиболее важной в многолетней подготовке гимнастов является проблема планирования, контроля и учета тренировочных и соревновательных нагрузок. Для планирования и управления тренировочной работой гимнастов важно учитывать не только традиционные параметры, характеризующие объем и интенсивность тренировочного занятия, но и такие, как интенсивность работы в каждом виде многоборья, влияние каждого вида на изменения психофизиологических показателей, а, следовательно, и на способность спортсмена выполнять работу той или иной направленности, число простых и сложных упражнений, характер трудностей, испытываемых на тренировке, число новых упражнений, предлагаемых для разучивания, соотношение между новым материалом и уже изученным, продолжительность перерывов между подходами и т.д.

Такое дифференцированное отношение к тренировочной работе позволит точнее планировать занятия и эффективнее управлять учебным процессом при решении конкретных задач.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Характеристика спортивной гимнастики.

2. Факторы, с которыми связаны особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в спортивной гимнастике.

3. Принципы, на которых строится тренировка в спортивной гимнастике.

 

Лекция 19. 8.3 Основы системной подготовки гимнастов
высшей квалификации

 

Для подготовки современного спортсмена высшей квалификации в теории и методике физического воспитания и спорта разработана система, объединяющая множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Систему подготовки спортсмена характеризуют: состав, структура, функции, развитие, бытие. Данная система предусматривает различные виды подготовки спортсмена – физическую (функциональную), техническую, тактическую, теоретическую и психологическую. В процессе многолетней тренировки решаются важные задачи, связанные с воспитанием, обучением и подготовкой спортсменов, с целью достижения ими в определённые сроки высоких спортивных результатов.

Система содержит следующие основные разделы: отбор кандидатов для успешного совершенствования в данном виде спорта; наличие современной спортивной базы; проведение многолетней специализированной спортивной тренировки (теоретической, морально-волевой, общей и специальной физической, технической, тактической, соревновательной подготовки и др.); организация и проведение восстановительных мероприятий (педагогических, психологических, медико-биологических); идейно воспитательная работа; системный поход к управлению процессом тренировки на основе комплексного контроля за подготовкой спортсменов (педагогического, психологического, физиологического и др.); перспективное планирование тренировки; материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса спортсмена; психологическое сопровождение; постоянное повышение квалификации тренерского состава и другие условия и факторы.

Каждый из перечисленных видов спортивной подготовки направлен на решение специфических задач в едином, целостном процессе спортивной тренировки, так как особую позицию в методологии спортивной деятельности занимает категория целого - системы. Изъятие одного из указанных разделов может отрицательно сказаться на эффективности подготовки спортсмена, особенно в соревновательной деятельности.

Необходимо отметить, что отечественные тренеры достаточно хорошо освоили все виды подготовки за исключением психологической. Отсутствие у них знаний психологической подготовки и игнорирование её значения всегда приводят к психологическим ошибкам и срывам спортсменов, особенно в процессе ответственных соревнований. Возможно, это и было основной причиной ошибок и поражения наших спортсменов на крупнейших соревнованиях в конце ХХ и начале XXI века. Это связано с тем, что тренеры не занимаются повышением своего психологического образования и поэтому не уделяют психологической подготовке должного внимания, несмотря на то, что специальной литературы достаточно. Каждый тренер должен иметь необходимые знания о системе психологического обеспечения психологической подготовки спортсменов, её структуре, методологии и др. Данные материалы постоянно освещаются и в специальном журнале «Спортивный психолог».

П.А. Рудик, один из основателей отечественной психологии спорта, писал: «Даже очень хорошо физически, технически и тактически подготовленный спортсмен не может одержать победу в соревновании (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции и психологические черты личности. Всё это говорит о необходимости психологической подготовки спортсмена».

Психологическая подготовка спортсмена – это система психологического, педагогического, методического и социального воздействия на спортсмена с целью выработки у него необходимых для конкретного вида спорта психологических качеств и черт личности. Весь комплекс воздействия направлен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на формирование личности. Психологическая подготовка спортсмена связана с сознательной активностью человека в целенаправленном управлении своими двигательными действиями, с произвольной регуляцией своих эмоциональных состояний в условиях тренировки и соревнований.

Современная спортивная гимнастика – один из самых красивых и популярных видов спорта, и в первую очередь – благодаря изяществу и грациозности, которые сопровождают порой головокружительные каскады «полетных» элементов, исполняемых гимнастами в совершенстве. Но спортивная гимнастика – и самый экстремальный вид спорта, связанный с риском и травмоопасностью. Этому подвержены и начинающие гимнасты, и гимнасты, выполняющие сложнейшие элементы и упражнения высокой технологии для достижения высшего мастерства и в связи с требованиями международных правил соревнований. И за каждым удачным и неудачным выступлением гимнаста прослеживается работа тренера-преподавателя с его своеобразными профессиональными особенностями, которые предъявляют определенные требования к личности специалиста, качеству его подготовки, знаниям, умениям и отношению к делу.

Пожалуй, ни в одном виде спорта тренер не выполняет такого титанического объема ответственной работы, как тренер по гимнастике. В ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ему приходится постоянно решать огромное количество проблем. Для этого требуются специальные знания по теории и методике спортивной гимнастики, педагогики, биомеханики, возрастной физиологии и психологии, психологии гимнастики, антропологии и морфологии, спортивной метрологии.

Представление об этом можно составить, если перечислить наиболее весомые функции тренера (т. е. основные проявления его профессиональных обязанностей) – это: учебно-тренировочная; воспитательная; планирование; контроль, учет и коррекция подготовки; подготовка и участие в соревнованиях; отбор для занятий спортивной гимнастикой; материально-техническое обеспечение тренировочного процесса; обеспечение безопасности занятий.

Спортивная гимнастика оказывает влияние на развитие определенных сторон психики спортсмена, и в то же время трудности, присущие спортивной гимнастике, требуют развития психических качеств и функций, имеющих конкретную специфику. Это вызывает необходимость изучения тренером-преподавателем психологических особенностей деятельности гимнастов, что даст возможность определить конкретные задачи и методику психологической подготовки спортсменов, воспитать те их качества и функции, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности.

Можно выделить (в известной мере условно) следующие психологические особенности спортивной гимнастики:

1) внешних условий двигательной деятельности;

2) управления двигательными действиями;

3) связанные с физиологической спецификой двигательной деятельности;

4) соревновательной деятельности;

5) спортивного творчества в гимнастике;

6) личностные особенности гимнастов;

7) межличностных отношений гимнастов.

Диапазон проблем в выделенных компонентах, требующих решения тренера, настолько велик, что их невозможно перечислить, так же как и перечислить специальные знания, умения инавыки, необходимые для эрудированного современного тренера, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения и тренировки, воспитания, развития, изучения и формирования личности гимнаста, повышения его функциональных возможностей, направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Проблемы в работе тренера начинаются уже с отбора детей для занятий гимнастикой, где кроме общепринятых тестов необходимо знать и использовать психологические критерии отбора. Затем возникают проблемы в работе с группами начальной подготовки, специализированной подготовки, с гимнастами старших разрядов, сборной командой и особые проблемы – при подготовке к соревнованиям, где во время участия в них одна из главных задач – решение проблемы надежности соревновательной деятельности гимнаста в условиях повышенной психической напряженности.

Известно, что у тренера в учебно-тренировочной деятельности проблем, связанных с процессом обучения гимнастическим элементам и упражнениям, меньше, чем в воспитательной работе. Это связано с тем, что психолого-педагогические проблемы воспитания гимнастов сложны и многогранны. В многокомпонентной деятельности тренера воспитательная функция – стержневая. Она требует решения таких задач, как развитие способностей гимнастов, их волевых, нравственных, интеллектуальных качеств, эстетического и физического воспитания, профессионально-трудовой направленности и спортивного совершенствования, решения проблем оперативного характера в конкретной ситуации и стратегических, обусловленных перспективами в будущем, а также задач отдельной личности или команды, требующих решения в обычных и экстремальных условиях.

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет развития спортивной гимнастики тренеры-преподаватели решают проблемы преодоления трудностей и препятствий в различных видах подготовки (физической, функциональной, технической, тактической, теоретической). Но всегда трудно решаемой была проблема психологической подготовки.

Это связано с тем, что все виды подготовки в процессе учебно-тренировочной деятельности гимнастов были достаточно хорошо изучены, не считая психологической. В психологической же подготовке всегда было много проблем, и даже сейчас она не имеет полного методологического обоснования и на практике, и в теории спортивной деятельности. Возможно, что и современные тренеры-преподаватели не имеют четкого представления о психологической подготовке, не владеют психолого-педагогическими приемами воздействия на спортсменов и не обучают гимнастов методам психологической подготовки.

Возможно, тренеры-преподаватели не имеют понятия и о структуре психологической подготовки и ее основных компонентах:

1) о психологическом паспорте спортивной гимнастики как системе воздействия на личность и психику спортсмена, которая показывает тренеру, какие качества личности и психики наиболее значимы для достижения высоких спортивных результатов наряду с высоким состоянием готовности спортсмена, его физической, технической, тактической и психологической подготовленностью. А также чем должен обладать гимнаст для достижения высоких спортивных результатов;

2) о психологической характеристике гимнаста как факторе оценки проявляемых им психологических качеств и черт личности;

3) об общей психологической подготовке гимнаста, включающей нравственную, волевую, эмоциональную, интеллектуальную формы воздействия на спортсмена как основе становления личности в процессе спортивной тренировки;

4) о психологической подготовке в конкретной спортивной тренировке как системе психолого-методических мероприятий, связанных с формированием целевой установки на данную тренировку, организацией внимания гимнаста, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия, с психологическим анализом проведенной тренировки;

5) о предсоревновательной психологической подготовке гимнаста как системе мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию;

6) о предстартовой психологической подготовке, связанной с организацией жизни и деятельности гимнаста, организацией внимания спортсмена на предстартовый период соревновательной деятельности, формированием настройки на выступление в соревнованиях, установки на достижение высокого спортивного результата;

7) непосредственно о соревновательной психологической подготовке, связанной с развитием способности гимнаста тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, способности спортсмена произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения;

8) о постсоревновательной психологической подготовке, связанной с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственным и двигательным действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед гимнастом.

Вероятно, тренеры-преподаватели считают, что знание структуры и методики психологической подготовки не входит в их компетенцию, что психологическая подготовка – это прерогатива профессионального психолога, и поэтому не занимаются самообразованием. Но они не понимают, что пренебрежение знаниями теории и методики психологии гимнастики негативно влияет на эффективность учебно-тренировочной и особенно соревновательной деятельности. А в результате это негативно отражается на выступлениях гимнастов в соревнованиях и только потому, что они не обучены и не владеют даже элементарными понятиями о системе непосредственной подготовки к выполнению соревновательных действий, методике саморегуляции психических состояний и др.

Однако на основании практического опыта многих специалистов по спортивной гимнастике следует отметить, что при равной технической, физической, тактической и интеллектуальной подготовке зачастую соревнования выигрывает гимнаст с хорошей психологической подготовкой.

Даже поверхностный анализ причин постоянных неудач членов сборной команды России по спортивной гимнастике показывает, что они не обучены тренерами методике непосредственной подготовки гимнаста к выполнению упражнений. Эта методика предусматривает специально разработанный и усвоенный гимнастом план действий. В него входят применение приемов идеомоторной подготовки, контроль и коррекция своего поведения и эмоционального состояния в каждом виде многоборья в период после окончания разминки, до начала выполнения комбинации на оценку. Она четко предусматривает действия гимнаста «до вызова», «после вызова» и «в исходном положении» у снаряда.

Данная методика разработана гимнастами – учеными-психологами В.И. Силиным и Е.Г. Козловым почти 30 лет назад и представлена в их книгах по психологической подготовке гимнастов, а также в мето



2019-10-11 1090 Обсуждений (0)
Лекция 18. 8.2 Специфические особенности тренировочной и соревновательной деятельности в спортивной гимнастик е 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 18. 8.2 Специфические особенности тренировочной и соревновательной деятельности в спортивной гимнастик е

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)