Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторный анализ показателей рентабельности



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
Факторный анализ показателей рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важным инструментом в поиске путей повышения эффективности функционирования предприятий является экономический анализ. С его помощью изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, изыскиваются резервы повышения эффективности производства, выявляются и прогнозируются существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, оценивается воздействие принимаемых управленческих решений на конечные результаты работы предприятий.

Основным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение влияние факторов на результаты деятельности предприятия. От глубины, комплексности и точности измерения влияния факторов в конечном итоге зависят выводы и рекомендации по результатам анализа, а также точность прогноза исследуемых показателей.[23, с.54]

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Для того чтобы осуществить анализ показателей рентабельности необходимы следующие источники информации: план экономического и социального развития, бизнес-план, форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Краткий отчет о финансовых результатах» и другие документы.[26, с.159]

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров, изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последовательность анализа определяется его целью.

Уровень влияния факторов первого порядка может быть рассчитан способами последовательного изолирования (цепных подстановок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции.

Рассмотрим факторные модели, используемые для анализа показателей рентабельности.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель показателя рентабельности продукции имеет следующий вид:

 

, (1.10)

 

где Rз – рентабельность продукции,

Пi – прибыль от реализации,

Зi – затраты по реализованной продукции,

VРПобщ – физический объем продаж,

Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж,

Цi – цена за единицу продукции,

Сi – себестоимость единицы продукции.

Данная факторная модель изучения показателя рентабельности продукции дает возможность определить изменение уровня рентабельности за счет влияния таких факторов как: объем реализованной продукции, удельный вес продукции в общем объеме продаж, цена за единицу продукции и себестоимость единицы продукции.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

, (1.11)

 

где Rзi – рентабельность отдельного i-го вида продукции.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж (оборота). Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

, (1.12)

 

где Rоб – рентабельность продаж,

Прп – прибыль от реализации продукции,

В – выручка от реализации продукции.

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Изменение уровня рентабельности продаж будет происходить за счет влияния удельного веса продукции в общем объеме продаж, цены за единицу продукции и себестоимость единицы продукции.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

 

, (1.13)

 

где Rобi – рентабельность продаж отдельных видов продукции.

Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:


,(1.14)

 

где Rсов – рентабельность совокупного капитала,

БП – брутто-прибыль до выплаты процентов и налогов,

Ксов - среднегодовая стоимость всего совокупного капитала,

Прп – прибыль от реализации,

ВФР – финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг,

В – выручка от реализации продукции,

Коб- коэффициент оборачиваемости.[20, с. 230-234]

Изменение уровня рентабельности совокупного капитала осуществляется за счет изменения следующих факторов влияющих на данный показатель: удельный вес продукции в общем объеме продаж, цена за единицу продукции, себестоимость единицы продукции, финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг и коэффициент оборачиваемости.

В завершении факторного анализа показателей рентабельности делаются выводы о той или иной степени влияния на нее факторных показателей.

Результатом анализа показателей рентабельности станет разработка проектных мероприятий по их увеличению.

Мобилизация резервов увеличения показателей рентабельности достигается благодаря внедрению достижений науки, новой техники и технологии, совершенствованию организации производства, выявлению и распространению передового опыта, а также путем устранения потерь и непроизводительных расходов.

 




2019-10-11 187 Обсуждений (0)
Факторный анализ показателей рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторный анализ показателей рентабельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)