Факторный анализ рентабельности капитала
Эффективность деятельности предприятия в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их прибыльное использование. В значительной мере она может быть охарактеризована показателями эффективности использования капитала, рассчитываемыми как отношение полученной прибыли к величине используемых ресурсов. Факторный анализ рентабельности капитала осуществляется также аналогично предыдущим факторным анализам. С помощью данной модели изучается влияние на уровень рентабельности капитала следующих факторов: удельного веса i-го вида продукции, цены изделия, себестоимости продукции, финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции, коэффициента оборачиваемости. Коэффициент оборачиваемости определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала отражена в факторной модели в разделе 1 формулой (1.14). Для определения влияния факторов используем данные приведенные в таблице 2.3. Все данные берутся из баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках, а также из таблицы по технико-экономическим показателям.
Таблица 2.3 – Данные для анализа рентабельности капитала*
Расчет влияния факторов на изменение рентабельности капитала можно выполнить способом цепной подстановки, по следующим формулам, выведенным на основании формулы (1.14).
Общее отклонение от предыдущего года по уровню рентабельности составляет: ∆Rобщ=RОТЧ-RПР=30,2-14,6=+15,6п.п.
В том числе данное изменение было обусловлено за счет изменения следующих факторов: - удельного веса продукции ∆RУД= RУСЛ1-R ПР=14,1-14,6=-0,5п.п.; - цены продукции ∆RЦ= RУСЛ2-R УСЛ1=33,9-14,1=+19,8п.п.; - себестоимости продукции ∆RС= RУСЛ3-R УСЛ2=41,6-33,9=+7,7п.п.; - финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции ∆RВФР= RУСЛ4-R УСЛ3=30,8-41,6=-10,8п.п.; - коэффициента оборачиваемости ∆RКоб= RОТЧ-R УСЛ4=30,2-30,8=-0,6п.п. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности капитала в 2006 году составлял 14,6%, а в 2007 году составлял 30,2%. Увеличение уровня рентабельности капитала на 15,6п.п. было вызвано следующими факторами: - увеличением уровня цен на 0,58 тыс. руб., что привело к росту рентабельности капитала на 19,8п.п.; - снижением себестоимости продукции на 0,21 тыс. руб. повлияло на уровень рентабельности положительно на 7,7п.п.; - рост финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции на 928,314 млн. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 10,8п.п.; - уменьшение коэффициента оборачиваемости капитала привело к незначительному уменьшению уровня рентабельности на 0,6п.п. Теперь произведем анализ показателей эффективности использования капитала предприятия методом абсолютных разниц. В процессе анализа необходимо изучить динамику показателей рентабельности капитала, установить тенденции их изменения, провести сравнительный анализ их уровня с целью более полной оценки эффективности работы предприятия. После этого следует провести факторный анализ изменения уровня данных показателей, который поможет выявить сильные и слабые стороны предприятия. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности совокупного капитала произведем методом абсолютных разниц: - коэффициента оборачиваемости - ∆RОФ=∆Коб х Rоб0; - рентабельности оборота - ∆RОФ=Коб1 х ∆Rоб. Совокупный капитал представляет собой средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. В данной дипломной работе под совокупным капиталом мы будем понимать общую стоимость имущества предприятия, сформированного как за счет собственных, так и за счет заемных средств, т.е. общий нетто-баланс. Операционный капитал – это активы предприятия, непосредственно задействованные в его производственной деятельности. При определении объема оперативных активов из общего состава исключаются долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, неустановленное и выведенное из эксплуатации оборудование, дебиторская задолженность по ссудам, предоставленным персоналу, и другие аналогичные их виды. Рассмотрим в таблице 2.4 показатели эффективности использования совокупного капитала, и их влияние на изменение уровня рентабельности данного показателя.
Таблица 2.4 – Показатели эффективности использования совокупного капитала*
В таблице 2.4 отражены следующие данные: прибыль отчетного периода, которая увеличилась на 298,153 млн. руб. в сравнении с предыдущим периодом; выручка от реализации продукции возросла на 928,314 млн. руб. Среднегодовая стоимость совокупного капитала повысилась на 339,8 млн. руб. в сравнении с предыдущим годом. Вышеперечисленные данные показывают, что доходность капитала за отчетный период выросла на 15,6п.п. (30,2-14,6). Данное изменение связано с ростом рентабельности продаж. Этот показатель возрос на 15,943%, а за счет снижения коэффициента оборачиваемости на 0,06 уровень рентабельности совокупного капитала уменьшился на 0,288%. Далее необходимо проанализировать эффективность использования операционного капитала, обслуживающего процесс основной деятельности предприятия в таблице 2.5 отражены все необходимые данные для анализа.
Таблица 2.5 – Показатели эффективности использования операционного капитала*
Данные таблицы 2.5 показывают наглядно эффективность использования операционного капитала предприятия, обслуживающего процесс основной деятельности предприятия. Среднегодовая сумма операционного капитала в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 322,066 млн. руб. По данным таблицы 2.5 рассчитаем рентабельность операционного капитала как отношение прибыли отчетного периода к среднегодовой сумме операционного капитала, а также рентабельность оборота как отношение прибыли отчетного периода к выручки от реализации продукции. Полученные данные свидетельствуют о доходности операционного капитала, которая повысилась на 16,317% за счет увеличения рентабельности продаж на 5,4п.п. и снизилась на 0,192% за счет уменьшения коэффициента оборачиваемости на 0,04. Проанализировав данные предприятия за 2006-2007 года и осуществив во второй главе дипломной работы факторный анализ показателей рентабельности (рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность капитала) можно сказать, что хозяйственная деятельность данного предприятия эффективна. Организация в 2007 году повысила все показатели уровня рентабельности, в основном за счет увеличения цены, и снижения себестоимости. Соответственно эти изменения привели к росту прибыли, а, следовательно, и к увеличению уровня рентабельности. Увеличение уровня рентабельности для предприятия является положительной тенденцией развития хозяйственной деятельности организации. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |