Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Летние коллекции, или «Летний бутерброд»



2019-10-11 208 Обсуждений (0)
Летние коллекции, или «Летний бутерброд» 0.00 из 5.00 0 оценок




Кто-то из ребят, готовясь к пресс-конференции, принес в класс несколько камней и кость неизвестного животного, при­везенные с Селигера. Естественно, что рассказ свелся к ответам на вопросы «журналистов» об этих предметах, кость даже пыта­лись прикладывать к себе, разгадывая, что это за часть скелета.

Затем и другие путешественники стали приносить свои летние запасы камней, корней, ракушек, засушенных растений, остатки гранат и гильз, фотографии. Все это порождало много вопросов, не всегда ребята могли на них ответить, мы искали в школе людей, способных нам помочь, постепенно узнавая своих соседей.

Но далеко не у всех сложилась летняя коллекция как матери­ализованная память, разглядывая которую можно погрузиться в свои прежние состояния, наполненные теплом, солнцем, поко­ем. Ведь это лето непременно надо сберечь «и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробрать­ся на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» (Р. Брэд­бери. «Вино из одуванчиков»).

Мы стали придумывать такую коллективную коллекцию. Несколько дней не снимали со стены лист ватмана, и все в клас­се - и ребята, и учителя, и родители - записывали на нем то, что каждому хотелось бы запомнить, сохранить как память о ле­те: кусочек смолы, запах моря, хвои, лаванды, летних яблок, шум корабля, иголку с большого кактуса, велосипед, куст шиповни­ка у дачного окна, ощущения от немного колючей подушки в деревне, баночку клубничного варенья, абрикосовый компот, медузу, белую жемчужину, барашков на море, камень - полоса­тый, древний и морской и т. д.

В воскресенье ребята со своей семьей придумывали такую до­машнюю коллекцию. Однажды, когда мы в классе собирались пить чай и готовили бутерброды, пошутили: а нельзя ли взглянуть на лето и на себя летнего, как на большой такой бутерброд? А что такое бутерброд? Получилось, что это нечто слоеное, сохраняющее форму нижнего, главного слоя - хлеба, дающее новый вкус при одновременном надкусывании всех слоев. Вот такая модель; а ес­ли с ее помощью взглянуть на себя, что может получиться?

 

 

Кому-то пригодилось строгое слово «коллекция», а кому-то смешной образ - «бутерброд». Ребята очень часто сами находят и подсказывают нам новые способы и формы, с помощью кото­рых им легче выразить себя. Учителю нужно всего-то не прогля­деть эту ситуацию, поддержать, усилить ее.

Однажды, когда мы всем классом гуляли в лесу, к учителю подбежал самый молчаливый наш мальчик, раскрыл ладошку, а на ней уютно расположились желудь, маленькая шишка, кусо­чек бересты и красная ягода рябины. Правда, красиво? Хочется сохранить, а в классе есть целый мешок круглых деревянных подставок, на которых можно все это разместить. Начинается неде­ля всеобщего увлечения инсталляциями. В ход идет все: листики деревьев, хвоя, шишки, ягоды, ветки, сухая трава, цветы, лепест­ки лунарии, семена, кусочки ткани, нитки, пуговицы, клей, пластилин. У каждого получилось по 3—4 работы. Неожиданные, интересные работы и названия к ним удивительные!

Свободные тексты

Снова возвращаемся к текстам. Читаем «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери: «Они приходили неслышно. Уходили почти бесшум­но. Трава пригибалась и распрямлялась вновь. Они скользили вниз по холмам, точно тени облаков... Это бежали...» О ком это? Ваше продолжение? Горячие споры — это туманы, ветры, насеко­мые, какие-то таинственные животные, инопланетяне. А у Брэд­бери: «Это бежали летние мальчики».

Мир летних мальчишек:

«Одна дорожка ведет от зеленых ворот до красных. Еще одна дорожка ведет на участок Феди. Третья дорога ведет к затерян­ной дороге» (Егор Ю.).

«Я купался в море и видел морского ежа, селедку, мальков и рыбу-иглу. А еще я катался на яхте, и мы заплывали на вулканический остров, и я собирал камни, и взял кусочек лавы, и заходил в пещеру химеры, и катался на водных горках, и на верблюде, и на лошади» (Дима С.).

Мир летних девчонок:

«Разные фрукты и цветы. Высокие и деревянные дома. Резные окна и крыши. Светлый тоннель, где я с подружкой поклеила обои, и стало еще светлее. Лейка, огород, грядки и много солнца» (Даша В.).

«Это цветы и танцы, лошади, одуванчики, велосипеды, палат­ки на траве, теннис, игры в карты и Гарри Поттера» (Настя Б.).

Позже мы писали про осеннее настроение. Сравнивали себя осеннего с летним — что изменилось? Вот я летний, веселый, без­заботный. А вот я осенний.

«Осень за окном, падают желтые листья, скоро будет снег. Я иду по желтым и красным листьям и собираю их в букет. Мне на­встречу смотрит конь-единорог. Он лежит на опавших листьях, а я его глажу. У него золотая грива и блестит рог» (Аня Я.).

«Осенние листья, как дождь, летят с неба и сыплются на нос, а мы их не замечаем, потому что мы всегда куда-то спешим. А ли­стья все падают и падают, а мы их все не замечаем» (Люба К.).

Эти тексты всегда читаются вслух, в классе. Особенно понра­вившееся место читаем еще раз. Мы всегда стараемся найти уда­чу автора, иногда только одно предложение или словосочетание, понять его настроение. Обсуждаем, вместе радуемся.

Тексты-загадки

В прошлом году, когда ребятам было шесть лет и больше половины класса не умело читать, мы начали работу, которую для себя классифицировали как «работу над пониманием текста».

Ребята доставали чистый лист бумаги, фломастеры и каранда­ши и готовились слушать историю про одного таинственного зве­ря. Как только кто-нибудь из слушателей полагал, что ему понят­но, о ком идет речь, он начинал рисовать свою отгадку. А текст длинный, описание дополняется все новыми подробностями, и вот уже часть ребят отказывается от своей версии и делает но­вый рисунок. Когда работа заканчивается, все рисунки вывеши­ваются, рассматриваются, и начинаются жаркие споры, которые можно перевести в рамки дискуссии.

Когда ребята научились писать, мы немного усложнили ра­боту. На оборотной стороне листа альбома просили написать, на основе каких ключевых слов ребята отгадали животное. Теперь можно было проследить за тем, как они удерживают все больше и больше признаков.

Во 2 классе эту форму еще более усложнили — теперь нужно самому сочинить текст-загадку. Поскольку эти тексты были свя­заны с летними воспоминаниями, то посвящались своему люби­мому растению. Летом многие ребята имеют возможность изо дня в день наблюдать, как подрастает и меняется цветок, дерево, куст, где оно любит расти, какой у него характер.

Теперь нужно подробно вспомнить свои наблюдения, поста­раться точнее их описать. Это уже не такой бурный полет фан­тазии, который допускает свободный текст.

«У этого растения — листья с неровным контуром. Их исполь­зуют для засолки огурцов. Листья передают огурцам главное каче­ство растения — крепость. Когда оно цветет — значит, скоро бу­дет похолодание. У него очень крепкая древесина. Осенью у этого растения обычно любят прогуливаться свиньи» (Егор Ю.).

Если тексты получались короткими и по ним ребятам сложно было понять, о чем идет речь, то после коллективного прочтения описания можно было задать вопросы автору, но не более трех, а затем рисовать отгадку. В дополнение к рисунку нужно запи­сать, какие слова позволили сделать такой вывод и какая инфор­мация вызвала удивление, была новой. На большом листе милли­метровки мы строили диаграмму. Вдоль горизонтальной оси запи­сывали имена ребят, а по вертикальной откладывали количество «удивлений». Зримый образ работы каждого резко стимулировал желание «удивляться» и искать новизну в рассказе товарища. Вся­кий раз при чтении очередной загадки мы дополняли диаграмму и получали новый график, понятный каждому: чем выше столбик на схеме, тем лучше сработал докладчик.

 



2019-10-11 208 Обсуждений (0)
Летние коллекции, или «Летний бутерброд» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Летние коллекции, или «Летний бутерброд»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)