Иностранные инвестиции в МЧП: понятие, классификации, правовой режим.
Богатырев: Инвестиции - Это иностранный капитал, собственность в любых видах и формах вывезенных из одного гос-ва и вложенных в предприятие или дело на территории другого гос-ва. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях" от 9 июля 1999 г. в ст. 2: иностранные инвестиции как "вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или в валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации". Виды: 1) по объекту - финансовые (вложение в финансовые инструменты – вклады, депозиты); - реальные (в производственные фонды: здания, сооружения); - интеллектуальные (объекты интеллектуальной собственности); 2)по формам собственности: государственные (финансируются из гос. бюджета или местных бюджетов), частные (средства населения, т.е. частных инвесторов, коммерческих структур и коллективных предприятий), иностранные (денежные ресурсы инвестиционных институтов, зарубежных корпораций и фирм); 3)от срока освоения – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; 4)прямые – осуществляются обычно в форме кредита без инвестиционных посредников с целью овладения контрольным пакетом акций корпораций; портфельные – осуществляются пассивным инвестором, приобретается небольшая доля компаний (пай) в надежде на получение небольших, но стабильных доходов. В МЧП различают две формы инвестирования: Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов; Предпринимательская форма - предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций. Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместных компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами, облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами. Основные режимы: 1) национальный – состоит в уравнивании иностранных и российских инвестиций, закрепляется в ФЗ № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»; 2) наибольшего благоприятствования – предоставление одним государством инвесторам другого государства такого же широкого объема гарантий, прав, преимуществ и льгот, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого; 3) преференциальный режим - особый экономический режим, предоставленный одним государством инвесторам определенного другого государства, не распространяющийся на какие-либо третьи страны; 4) справедливый и равноправный режим - предусматривает полную и постоянную защиту и безопасность иностранных инвестиций и неприменения в этой области дискриминационных мер. Правовое регулирование иностранных инвестиций В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений. 1. Национальное законодательство. ФЗ №160 «Об иностранных инвестициях» ФЗ №57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» ФЗ №39 «об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» - странный by Колобов 2. Международные договоры. Двусторонние. Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров. Торговые договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В настоящее время Россия участвует в более чем 30 подобных договорах. Соглашения о налогообложении. Как правило, подобные договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Инвестиционные контракты-соглашения. Особое место в регулировании иностранных капиталовложений занимают инвестиционные контракты-соглашения, заключаемые между частными инвесторами и странами — реципиентами капитала. Многосторонние: Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств; Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций; Соглашение СНГ 1993 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности; Соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Конвенция СНГ 1997 г. о защите прав инвестора; двусторонние договоры о содействии и охране инвестиций. Региональный уровень: 1) договоры об учреждении экон. союзов (ЕС до 1992 г, ШОС, Россия и Белоруссия); 2) Соглашение по инвестициям для гос. по юго-восточной Азии (АСЕАН) 1967 г.; 3) договор к энергетической хартии. 6 групп иностранных инвесторов by ФЗ №160: -Иностранное ЮЛ -Иностранная организация, не являющаяся ЮЛ -Иностранный гражданин -Лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ -Международная организация в соответсвии с межд договором #межд финансовые корпорации, МБРР -Иностранное государство *коммерческая организация с иностранными инвестициями (регистрация в РФ, но 10% и более иностранные) *филиал иностранного ЮЛ
20. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций. Универсальны уровень:; 2) Сеульская конвенция по учреждению многостороннего агентства по гарантию инвестиций 1985 г.; Сеульская конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня того же года МИГА начала свою деятельность. По состоянию на 2018 г. в ней участвуют 181 государство. Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря того же года является ее полноправной участницей. Основной задачей МИГА является всемерное поощрение иностранного инвестирования в странах - участницах Конвенции и особое содействие привлечению инвестиций в развивающиеся страны, что дополнительно обеспечивает деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений в целях социально-экономического развития стран.. Это акционерное общество (у РФ 3 тыс. акций). Особенность правового статуса: оно с одной стороны м/н организация, а с другой стороны осуществляет чисто коммерческую деятельность по страхованию риска (является коммерческой корпорацией). Согласно статье 1 Агентство является полным юридическим лицом и имеет, в частности, право: i) заключать контракты; ii) приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество; iii) возбуждать судебные дела. Структура: В Агентстве имеются 1) Совет управляющих – высший орган, каждый член назначает в Совет управляющих по одному управляющему и одному заместителю согласно установленной им самим процедуре. Совет управляющих может делегировать Совету директоров право осуществлять любые свои полномочия, за исключением права: i) принимать новых членов и определять условия их приема; ii) приостанавливать членство; iii) принимать решения о любом увеличении или уменьшении капитала; определять вознаграждения, выплачиваемые директорам и их заместителям и т.д.; 2) Совет директоров - несет ответственность за проведение общих операций Агентства и в ходе исполнения этих обязанностей принимает любые необходимые и разрешенные Конвенцией меры; 3) Президент (представляет агентство во взаимоотношениях, отвечает за организацию, назначение и увольнение персонала) и персонал для исполнения определяемых Агентством обязанностей. 4 группы рисков: 1) перевод валюты - любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределами принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии, включая отсутствие действий принимающего правительства в течение разумного периода времени по заявлению, поданному таким владельцем на такой перевод; 2) экспроприация или аналогичные меры - любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общеприменимых мер недискриминационного характера, обычно принимаемых правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории; 3) нарушение договора - любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда (а) владелец не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу для вынесения решения по иску об отказе от договора или его нарушении, или (b) такой орган не принимает решения в течение разумного периода времени, как это предусмотрено в договорах о гарантии в соответствии с положениями Агентства, или (c) такое решение не может быть осуществлено; 4) война и гражданские беспорядки. Инвесторы подпадающие под гарантии: а) Любое физическое и любое юридическое лицо может иметь право на получение гарантии Агентства при условии, что: I) такое физическое лицо является гражданином страны-члена, не являющейся принимающей страной; II) такое юридическое лицо сформировано и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену или странам-членам или их гражданам при условии, что такой член не является принимающей страной в любом из вышеприведенных случаев; и III) такое юридическое лицо, независимо от того, находится ли оно в частном владении или нет, действует на коммерческой основе. Гарантии прав инвесторов: Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов - полная и безусловная защита прав и интересов 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций – вправе использовать любые правовые формы для своих инвестиций 7. Право на суброгацию. - на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу. РФ признаёт переход права требования от иностранного инвестора к иностр государству или его агентству в случае выплаты по инвест гарантии. Риски: коммерческие (их контролирует через страхование) / некоммерческие – МИГА или договор страхования от полит рисков. 8. Право на компенсацию при реквизиции или национализации. - имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации. Гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями, которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию» (формула Хэлла). 9. Стабилизационная («дедушкина») оговорка. В целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства РФ в течении срока окупаемости проекта, но не более 7 лет, мб продлён правительством. 10. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). 11,12. Право на использование доходов от инвестиций и репатриации капитала. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации. Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. (ст.11, 12 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в РФ (в частности, утверждать перечень приоритетных инвестиционных проектов), а также разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций (ст.23 Закона об иностранных инвестициях в РФ). 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг. вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги. 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации. может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации. 15. Гарантия предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество – Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе). + гарантия предоставления титула на недвижимое имущество - страхование
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5718)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |