Особенности развития философии на Западе и Востоке.
Предмет философии. Основные разделы философского знания. Философия (любовь к мудрости) Автором термина является Пифагор. Философия- это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных вопросов, связанных с тем, что такое человек, бытие и природа. Философия (Макс Шелер)- все основные проблемы философии сводятся к в-су: какое метафизическое положение занимает человек внутри совокупности космоса, Бога и бытия. Философия антропоцентрична. В её центре находится человек. Платон «Философия-это мышление о смерти) Основные разделы философии: 1)онтология (учение о бытии) Основные проблемы онтологии: из чего возник мир? Что есть время и пространство? Основные направления внутри онтологии: -идеализм(мир возник из некого духовного начала) Бог -материализм(мир возник из естественных природных процессов) -монизм(мир возник из одного начала) Бог, космос -дуализм( мир возник из двух начал) женское и мужское, добро и зло, вода и огонь) -плюрализм(мир возник из многих начал) 2)гносеология (учение о познании) проблемы: что есть истина? И есть ли она вообще? Каков источник наших знаний о мире? Основные направления: -агностицизм(сомнения в возможности абсолютного познания) -эмпиризм(чувственное познание мира) -рационализм(познание с помощью сознания) -интуитивизм(познание субъекта объектом до их встречи) 3)антропология(учение о человеке) Проблемы: что является определяющим антропологическим фактором? Чем мы отличаемся от других живых существ? Проблема антропогенеза, проблема возникновения человека. 4)этика и эстетика (объектом эстетики является прекрасное. Этика изучаем мораль (добро и зло)) 5)социальнаяфилософия Проблема смысла и направленности исторического процесса. Проблемы: есть ли в истории законы? Насколько она универсальны? Соотношение философских и научных типов мышления. Философию и науку объединяет: 1)наличие категориально-понятийного аппарата 2)общий методологический аппарат 3)наличие конкурирующих школ и направлений Философию и науку разделяет: 1)в естественных науках мы видим прогресс, основные в-сы философии не находят своего ответа 2)естественные дисциплины ищут ответы на поставленные в-сы, философия ищет не ответ, а форму правильного ответа 3)фактор субъективности естественных наук незначителен) Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат. Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы. Философия и религия. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах. Философия и искусство Объединяет: 1)фактор субъективности 2)искусство отвечает на часть философских в-сов Разделяет: 1)искусство ищет особенное, оригинальное, философия изучает типическое Особенности развития философии на Западе и Востоке. На Востоке развитие философской мысли осуществлялось в условиях деспотических государств, и поэтому шло по пути развития отличному от западного. Восточная философия уходила от внешних проблем и погружалась в проблемы, касавшиеся человека. Для восточного типа философствования характерны религиозность и прежде всего этико-эстетическая проблематика. При этом философское учение выступает как завершенное знание, не требующего дополнительного обоснования. Зачастую она представляет собой систему некоторых нравственно – религиозных кодексов и норм. Однако между философской мыслью Востока и философскими воззрениями Запада много схожего. 1. На Востоке и на Западе философия зарождается в лоне мифологии. 2. И там, и там философия возникает как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства 3. Оба типа философствования обращены к общечеловеческим ценностям, поэтому предусматривается, что человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и других. И восточная и западная философия древнего мира занимаются проблемами добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости и др. Идеализм представлен в философии древнего мира Запада и Востока в своих двух разновидностях – как объективный и субъективный. В философии Востока это – философия йоги, буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. В философии Запада – философия Пифагора и Пифагорейского союза, Сократа, Платона, элейская философия и прочие. Однако взгляды у многих восточных и западных философов не являются однозначно материалистическими или только идеалистическими. В них в равной мере представлены и те, и другие идеи. Восток. Философия Древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть соотнесена с тремя центрами: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. Систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман". В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и иньолицитворяют два взаимодополняющих начала (муж.и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение. Основные 7 характерных черт западного сознания (только по материалам лекций): 1. Запад сумел перенять идею свободы (из Греции). 2. Особый статус рациональности (логика и математика – основы науки) 3. Стремление к внутренней глубине (Человек – начало и творец действительности) 4. Мир необходимо существует. 5. Поиск Всеобщего ( которое, однако, не застывает в качестве догмы). 6. Свобода и лояльность, но претензия на истинность своей веры. 7. Осознание полярности Запад-Восток. Индивидуализм.
4 . Соотношение мифического и философского. Основные концепциимифа (структуралистская, диалектическая, ницшеанская, фрейдистская).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1539)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |